Аллегорическое изображение штурма 8 сентября на картине «Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году». К. Брюллов, 1843
Кампания 1581 года
На русских границах снова стало неспокойно.
К очередному походу готовились крымцы. Их посольство побывало даже в шведской столице. Ногайский хан Урус даже схватил русских послов и продал их в Бухару, показал, что мириться не намерен. На востоке разбойничал сибирский хан Кучум. Начались волнения и бунты в Поволжье.
Польша пыталась договориться со Швецией. Поляки предлагали шведам ударить на севере, захватить гавань св. Николая, Холмогоры, Белозерск, отрезая русских от Белого моря.
Но шведы дураками не были. Видели, что Баторий хочет захватить всю Прибалтику (Ливония), и нацелили главный удар на Нарву. Также Баторий хотел вызвать восстание в Новгороде. Засылал туда письма с перечислением «обид», якобы нанесённых Москвой Новгороду, призывал восстать. То есть предполагалось отрезать от Москвы весь северо-запад.
Исход войны должен был решить третий, решающий удар Стефана Батория по Русскому царству, ослабленному прежними неудачами (Битва за Полоцк; Как поляки штурмовали Великие Луки).
К этому времени государь Иван Грозный направил к польскому королю уже несколько гонцов и послов. Баторию предлагалось заключить мир с Россией на выгодных для Польши условиях. Однако польская верхушка, уверенная в успехе, отказалась от выгодного мира. Новые перебежчики рассказывали Баторию о слабости России, нежелании дворян воевать, слабых укреплениях Пскова, о том, что оттуда якобы вывезли всю артиллерию и пр.
На самом деле Россия ещё не пришла в полный упадок и также активно готовилась к новой кампании. Земской Собор принял решение о новом денежном сборе. Деньги вносили монастыри, купцы, большую сумму дали Строгановы. Снаряжались войска. Гарнизоны приносили клятву стоять до конца.
На этот раз скрыть направление главного удара поляки не смогли. Оборону Пскова усиливали. Гарнизон возглавили опытные, надёжные воеводы Иван Шуйский, Василий Скопин-Шуйский, Андрей Хворостинин.
Баторий убедил сейм собрать налоги за два года и осуществил крупный заём у немецких князей, что позволило ему набрать новые отряды. 20 июня 1581 года польская армия выступила в третий поход. Она насчитывала 47 тыс. воинов, включая 27 тыс. наёмников из европейских стран (вместе с обозной челядью – до 100 тыс.). Приехавший к Баторию османский посол, обозревая несметные полки, с восхищением говорил: если король и султан объединятся, они «победят вселенную».
Царские воеводы, опередив противника, нанесли упреждающий удар со стороны Смоленска, конные отряды Дмитрия Хворостинина разорили окрестности Дубровны, Орши, Шклова и Могилёва. Литовская шляхта была разбита под Шкловом.
Этот рейд задержал наступление польской армии и ослабил её силы, Баторий больше времени провёл в лагере на реке Дриссе. Польскому командованию пришлось направить к восточным границам Литвы сильный отряд троцкого воеводы Христофора Радзивилла. Кроме того, русское командование успело перебросить в Псков подкрепления из ливонских замков.
Покровская наугольная башня, вид с Завеличья
Псковская крепость
Узнав о приближении большой вражеской армии, псковские воеводы Василий Скопин-Шуйский и Иван Шуйский стали готовить город к обороне.
Город имел четыре линии укреплений – Кром (Кремль), Довмонтов город, Середний город и Окольный город. Внешняя стена Окольного города протянулась почти на 10 вёрст, имела 37 башен и 48 ворот. Западная часть города выходила к реке Великой, поэтому здесь стены были деревянными, с других сторон – каменными. Накануне осады крепость была усилена новыми укреплениями. Снаружи и внутри стен были возведены новые бревенчатые башни, сооружены широкие башенные платформы – раскаты, предназначенные для установки тяжелых орудий. Постройка дополнительных башен устранила основной прежний недостаток – недостаточную фланковую оборону. Стены новых наружных башен были прикрыты дёрном, хорошо защищающим от зажигательных ядер, и были снабжены большим количеством бойниц.
На башнях, раскатах и стенах города были установлены многочисленные пушки, многие из которых вывезли из замков Ливонии. Имелось два больших орудия – «Барса» и «Трескотуха», которые били на дистанцию около 1 версты. Это сыграло большую роль в обороне города, так как у противника не было ни одной такой пушки. Также гарнизон был хорошо обеспечен боезапасом, что позволяло весь период осады вести активный огонь.
Когда враг был уже на подходе, псковичи сожгли пригороды. Чтобы улучшить возможности артиллерии, не дать врагу прикрываться зданиями, использовать их для нужд осады и жилья.
Всего в городе было около 16–20 тыс. человек, включая несколько тысяч вооруженных жителей Пскова и его пригородов. Сам гарнизон насчитывал 1 000 дворян и детей боярских, 2 500 стрельцов и 500 казаков.
Стоит отметить, что Псков, будучи приграничной крепостью, не раз вставал на пути врага, либо останавливал неприятеля, либо погибал в огне. Псковичи, закалённые в боях, были людьми особой породы. Воинами.
Чтобы парировать возможное дальнейшее наступление врага, русское командование поставило армию под началом Голицына в Новгороде, в Ржеве и Смоленске стояли конные корпуса Симеона Бекбулатовича и Хворостинина. Это привело к ослаблению шведского фронта, чем шведы и воспользовались.
Укрепления Пскова. Со старинного рисунка
Осада и первый штурм
18 августа 1581 года польская армия, разбив на берегах реки Черехи отряд русской конницы, вышла на ближние подступы к Пскову.
21 августа под воздействие сильной бомбардировки сдалась небольшая крепость Остров. За день до этого передовые отряды Батория вышли к Пскову. Так началась знаменитая Псковская оборона.
Только через неделю, 26 августа, после подхода главных сил, поляки попытались вплотную подойти к укреплениям, чтобы начать осадные работы. Однако поляки напоролись на такой плотный огонь со стороны гарнизона, что вынуждены были отойти.
Псков пытались взять «миром». Предложили сдаться. Обещали «свободы», льготы и торговые привилегии. В противном случае – смерть.
Псковичи ответили:
«Мы не жиды; не продаём ни Христа, ни царя, ни Отечества».
1 сентября, убедившись в силе русской обороны, Баторий приказал начать траншейные работы, чтобы приблизить войска и артиллерию к крепости.
Штурмовать Псков королевские воеводы планировали с южной стороны Окольного города, где располагались Покровская и Свинорская (Свинусская) башни. У этих башен поляки заложили шанцы. Основные осадные работы были завершены в ночь с 4 на 5 сентября. Поставив батарею из 20 пушек, неприятель начал бомбардировку, которая длилась 2 дня. Покровская и Свинорская башни были частично разрушены, в стене между ними образовался большой пролом. Русские воины, угадав направление атаки, построили за каменной стеной деревянную, собрали тут резервы.
Штурм Пскова король назначил на 8 сентября.
В нём участвовали лучшие части польской армии. Несмотря на серьёзные разрушения Окольного города, противника встретил сильный заградительный огонь. С большими потерями польская, венгерская и немецкая пехота смогла взять Покровскую и Свинорскую башни, поляки подняли на них королевские знамена, но продвинуться дальше не смогли. Путь в город закрывала деревянная стена с несколькими рядами бойниц, через которые псковичи в упор расстреливали противника.
Контратаку возглавил раненый Шуйский. Вскоре русские с помощью великой пушки «Барс», установленной на Похвальском раскате, разрушили верхние ярусы захваченной врагом Свинорской башни. Затем, подкатив к башне, где ещё сидели враги, бочки с порохом, псковичи взорвали её. С помощью подкопа была разрушена Покровская башня.
После этого остатки вражеских сил, которые ещё оставались в захваченной части городских укреплений, отступили в свои шанцы. Русские, получив подкрепления с других участков, сделали вылазку, захватили трофеи и пленных. Бой был кровопролитным.
Во время этого боя штурмующие потеряли около 5 тыс. человек только убитыми. Потери гарнизона также были серьёзными – около 2 500 убитыми и ранеными.
Продолжение осады
Псковичи восстановили разрушенные бомбардировками и в ходе штурма укрепления, усилили их дополнительными защитными сооружениями – прочной деревянной стеной, рвом с частоколом.
Несмотря на провал первого штурма, король не снял осаду Пскова. Поляки установили у Мирожского монастыря на левом берегу реки Великой и в Завеличье тяжелые пушки. 24 октября начался обстрел Пскова калёными ядрами. Начались пожары, но горожане быстро их потушили.
Осенью и зимой 1581–1582 гг. польские войска 31 раз поднимались на штурм русской крепости, но без успеха. Каждый раз псковичи их отбрасывали назад. Гарнизон и горожане яростно дрались и каждый раз брали вверх.
Польская армия теряла веру в успех, начала роптать. Военные неудачи усугублялись приближением зимы. Болезни косили солдат, войска становилось всё труднее и труднее снабжать. Польских фуражиров били в Новгородчине. Но Баторий отказывался снять осаду. Приказал строить землянки на зимнее время, рыть подкопы под стены. Ему требовалась только победа, чтобы сохранить престиж в королевстве, чтобы сейм и кредиторы не перекрыли финансирование.
Решив, что самым слабым место в обороне города является стена, которая выходит к реке Великой, польское командование решило здесь нанести очередной удар. 28 октября венгерские солдаты, пройдя вдоль реки к откосу, на котором стояла городская стена между угловой башней и Покровскими воротами, стали ломами и кирками подкапывать её подошву. Вскоре часть укрепления обрушилась.
Однако за первой стеной располагалась вторая и ров. Неприятельская пехота пошла на штурм второй линии укреплений, но псковичи забросали её горшками с порохом. Также поляков забрасывали камнями, лили кипяток и горячую смолу, в упор расстреливали из ручниц. Понеся большие потери, враг снова отступил.
Враг не смог захватить Псково-Печерский монастырь, который защищал небольшой стрелецкий отряд (около 300 человек) под командованием стрелецкого головы Нечаева. Артиллерия противника разрушила часть стены монастыря. Но когда 28 октября поляки пошли на штурм, то встретили такое отчаянное сопротивление стрельцов и монахов, что отступили. В плен попал Вильгельм Кетлер – племянник курляндского герцога Готтарда Кетлера.
Последнюю попытку взять город штурмом поляки предприняли в начале ноября, после 5-днейвной бомбардировки. Городская стена была во многих местах разрушена. Поляки форсировали р. Великую по льду, но их встретил настолько сильный огонь, что они остановились и отступили.
В этот момент в город, пользуясь беспорядком в польском стане, смогло прорваться подкрепление.
Также поляки пытались вести минную войну, разрушить укрепления с помощью пороховых мин. Гарнизон находил подкопы с помощью специальных колодцев-«слухов», которые служили для определения направления и глубины подземных работ неприятеля. Большинство тайных подкопов поляков обнаружили. Два из них псковичи взорвали с помощью встречных галерей, остальные были плохими и обвалились сами.
Снятие осады. Мир
6 ноября 1581 года Баторий приказал остановить осадные работы, прекратить обстрел и снять с батарей орудия. 1 декабря король оставил лагерь у Пскова, передав главное командование гетману Яну Замойскому.
Единственным, кроме захвата небольшой крепости Острова, успехом польской армии в ходе кампании 1581 года стал рейд, который совершил конный отряд Христофора Радзивилла и Филона Кмиты вглубь русской территории.
Поляки дошли до верхневолжских городов Зубцова и Старицы. Русский царь Иван Васильевич, который находился с войсками в Старице, мог видеть зарево пожаров, которые поднимались над сожжёнными русскими селениями. Также государь пережил очередную личную трагедию – при странных обстоятельствах умер его старший сын и преемник Иван. Возможно, был отравлен (в его останках найден мышьяк и ртуть).
Кроме того, плохо дело обстояло на шведском фронте.
4 сентября 1581 года шведская армия Делагарди захватила Ругордив (Нарву). Укрепления были разрушены артиллерией. Во время штурма погиб не только русский гарнизон (2 300 стрелков и детей боярских), но было перебито 7 тыс. русских жителей, включая детей. 17 сентября капитулировал Ивангород. Предатель-воевода Афанасий Бельский сдал крепость.
Шведы развили успех: 28 сентября захватили Ям-город, 14 октября – Копорье.
Польский король, видя, что дальнейшая война к быстрой победе не ведёт, также склонился к миру.
Польская армия страдала от холода и голода. Русские обложили противника, не давая разъезжать по окрестностям. Продовольствие продавали за огромные деньги. Лошади без фуража умирали. Штурмы провалились, войска понесли большие потери и были деморализованы. Наемники, не дождавшись обещанной богатой добычи в Пскове, начали дезертировать.
Теперь уже псковичи досаждали врагу вылазками. Паны протрезвели и предлагали мириться, чтобы удержать уже захваченное. Сейм больше не желал воевать и утверждать новые налоги.
Также Батория склонял к миру иезуит Антоний Поссевино – представитель римского папы Григория XIII. Римский престол надеялся склонить Ивана Грозного на унию с католической церковью. Русский царь в этот время вёл хитрую игру с римским престолом.
Государь писал папе, что хочет быть с ним в дружбе, заключить союз против турок, и только войска с Баторием мешают этому. Именно этого Ватикан и добивался. Планы унии выдвигались Римом на первое место. Готовились проповедники для православных народов. Через польского короля предполагалось внедрить унию в Речи Посполитой. Россия должна была подчиниться папе, когда Польша и Швеция поставят её на колени. Считалось, что задача не такая уж сложная. Ведь власть царя абсолютна, то есть достаточно убедить Ивана Грозного, а он прикажет подданным.
В середине декабря 1581 года начались переговоры в Яме Запольском, расположенном между Порховом и псковским пригородом Заволочьем. 5 января 1582 года заключено 10-летнее перемирие.
Швецию перемирие не касалось.
Поляки возвращали России Великие Луки, Заволочье, Невель, Холм, Ржеву Пустую, Остров, Красный и другие города и крепости. Москва согласилась на передачу Речи Посполитой всех занятых русскими войсками городов замков в Ливонии (41). Без Нарвы они не имели значения. Стефан Баторий закрепил за Польшей большую часть Ливонии. Также за поляками признавались Полоцкая земля, Велиж, Усвят, Озерище и Сокол.
Фактически граница оставалась как до войны в 1561 года.
В июне 1582 года условия Ям-Запольского мира были подтверждены на переговорах в Москве. В феврале 1582 года последние польские отряды покинули Псковскую землю.
Таким образом, польский король Стефан Баторий, за которым стояли могущественные силы Запада, сокрушить Россию не смог. Русские отразили очередное вторжение Запада. Но задача присоединения Прибалтики решена не была. Её пришлось отложить.
- Автор:
- Самсонов Александр
- Использованы фотографии:
- https://ru.wikipedia.org/
Свежие комментарии