Приезд в Казахстан главы компании «Шеврон» Майкла Уирта остался “за кадром”
Казахстан едва ли не лихорадочно ищет альтернативы для экспортной перекачки своей нефти. Помимо стремления избежать вторичных санкций Запада, речь идёт о диверсификации внешнеэкономического курса в сторону Европейского Союза, о чём мы писали в нескольких предыдущих публикациях. Предполагается, что не менее четверти объемов природного газа, перекачиваемого с казахстанской территории через Россию к Новороссийску в рамках Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), к 2024/25 годам будет перенаправлено по транс-каспийскую мультимодальную схему через Азербайджан, Грузию и Турцию (через грузинский порт Супса и по нефтепроводному маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан).
По данным британских The Ecоnomist и Reuters (12.08.2022), экспорт казахстанской нефти ныне составляет до 1,4 млн. баррелей в сутки. В течение 20 лет Казахстан поставлял на экспорт свою нефть, в основном, по КТК, что обеспечивало свыше 70% объема ежегодного казахстанского экспорта «чёрного золота» на Запад. Еще 15-16% пока перекачивается в Европу по российским трубопроводам, состыкованным с основным российско-казахстанским нефтепроводом Атырау – Самара. По 5-8 % приходится на нефтетерминалы в порту Батуми (Грузия), куда грузы поступают туда по железной дороге Баку – Тбилиси – Хашури – Самтредиа – Батуми, и на трубопровод БТД.
Транзитные маршруты, объемы и тарифы перекачки казахстанской нефти (в среднем за 2020/21 г.)Тем временем, государственная нефтяная компания Казахстана «Казмунайгаз» уже проводит переговоры с подразделением государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR и с представителями основного (свыше 30%) акционера БТД – British Petroleum (ВP) для реализации дополнительных казахстанских экспортных поставок не менее в 1,5 млн. тонн в год по трубопроводу к порту Джейхан. В дальнейшем этот транзит планируется быстро увеличивать. Окончательный контракт стороны планируют подписать не позже первой декады сентября 2022 г. По некоторым неофициальным данным, не исключено, что для казахстанской нефти по БТД будут введены пониженные транзитные расценки.
Кроме того, по информации Reutеrs, в Казахстане планируют ежегодно поставлять не меньше 3,5 млн. тонн нефти с 2023 года по трубопроводу Баку – Тбилиси – порт Супса. Оператор этой действующей с 1999 года артерии – «Азербайджанский международный операционный консорциум» (АМОК) с долями ВP (30,4%), SOCAR (25%), американских Chevron и ExxonMobil свыше (в целом 16%). Заметим, что трубопровод Баку – Тбилиси – Супса – это первый нефтетранзитный маршрут с Юга бывшего СССР в обход России, эксплуатация которого стартовала с 2006 года.
Примечательно, в этой связи, и то, что в минувшем июне использование трубопровода Баку – Тбилиси – Супса, по которому перекачивалась исключительно нефть с западных берегов Каспия, было, как заявили АМОК и BP, «временно приостановлено в связи с угрозой распространения российско-украинских военных действий на Черноморский бассейн». Теперь же эксплуатацию этой артерии планируют возобновить, в связи с планами прокачки по нему казахстанской нефти.
РЮО с 2015 г. в числе нефтранзитных стран ЗакавказьяНемаловажен и тот факт, что с июля 2015-го небольшой участок этого трубопровода проходит через Цинагарскую зону Ленингорского района Республики Южная Осетия (РЮО), что, однако, не вызвало и поныне не вызывает решений ни о приостановке его работы, ни о строительстве на сопредельной территории Грузии обходящего Южную Осетию участка. Соответствующие просьбы Тбилиси по-прежнему игнорируются, в то время как в Цхинвале не требуют транзитных платежей, что, разумеется, выгодно АМОК и BP.
Еще в июле 2017 г. в SOCAR заявляли, что «руководство Азербайджана не усматривает угрозы для транспортировки нефти по трубопроводу Баку – Супса». Пресс-служба BP синхронно уточнила, что «нефтепровод Баку – Супса работает в обычном режиме, и какой-либо опасности для прокачки нефти нет по этому маршруту».
В связи с вышеупомянутым, резонно предположить, что планы перекачивать через Супсу, наряду с азербайджанской, ещё и казахстанскую нефть имеют стратегическую значимость для Запада и Казахстана, в сравнении с транзитом через Республику Южная Осетия, не признаваемую ни Западом, ни Азербайджаном, ни тем же Казахстаном. Таким образом, резонансное заявление К.-Ж. Токаева на международном экономическом форуме в Петербурга в июне относительно «квазигосударственности» Южной Осетии – не более чем политический реверанс, адресованный Тбилиси.
В ходе недавнего визита Президента Казахстана в Баку, вопреки некоторым ожиданиям, документов по транзиту нефти подписано не было (1). Несмотря на кипучую дипломатическую деятельность, каких-либо конкретных сроков заключения контрактов и начала транспортировки нефти в обход России в Нур-Султане не сообщают. По словам министра энергетики Болата Акчулакова, его ведомство не намерено в ближайшее время подписывать соглашение по поставкам нефти через азербайджанские трубопроводы – такая возможность только обсуждается. «КТК на сегодняшний день является наиболее экономически рентабельным маршрутом отгрузки казахстанской нефти и экспорта. Основная задача – сохранить бесперебойную работу данного маршрута для того, чтобы иметь устойчивый канал сбыта казахстанской нефти, что немаловажно и значительно для роста экономики», – сообщил министр на пресс-конференции, добавив, что в ближайшие два года Казахстан увеличит добычу нефти с нынешних 85,7 млн до 103-107 млн тонн. «В такой ситуации мы должны подумать о возможности отгрузить [дополнительные объемы] и мы рассматриваем другие маршруты. Это увеличение отгрузок в сторону Китая по существующему нефтепроводу, это поставка нашей нефти через Каспийское море… Вопрос отгрузки какого-то объема нефти через Каспий на Азербайджан – это вопрос технический и вопрос стоит не о каких-то огромных объемах отгрузки, а о части избыточных объемов, которые у нас могут появиться».
Примерно в аналогичном духе выступил и представитель «Казмунайгаза» Карабаев: «Обсуждение с азербайджанской стороной о возможной транспортировке казахстанской нефти ведётся на различных уровнях, в том числе на государственном и на уровне национальных компаний. Детали еще требуют согласования».
«Главный вопрос заключается в том, принято ли принципиальное решение о расширении нероссийских маршрутов поставки нефти в течение ближайших пяти–десяти лет», – говорит руководитель отдела Казахстана и Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Но даже если такое решение принято, альтернативный российскому вариант перекачки из Казахстана на Запад крайне дорог, прежде всего из-за сложностей в логистике: «Поэтому, на мой взгляд, альтернативы новороссийскому терминалу “Каспийского трубопроводного консорциума” до сих пор не создано. Невозможно в ходе одного визита лидера Казахстана в Баку решить вопрос по диверсификации тех 70 млн тонн нефти, которая прокачивается из нефтегазового месторождения Тенгиз через КТК. Строительство соответствующей инфраструктуры займет явно больше пяти лет. Для этого нужно покупать танкеры, проводить масштабные и очень дорогие дноуглубительные работы, расширять мощности основного казахстанского порта Актау, где на данный момент можно переваливать около 5 млн тонн в год».
…На фоне переговоров в Баку К.-Ж. Токаева и И. Алиева в тени остался приезд в Казахстан несколькими днями ранее главы совета директоров и главного исполнительного директора американской нефтяной корпорации «Шеврон» Майкл Уирт. Несмотря на встречи с президентом и главой правительства, его визит освещался весьма скудно, в то время как его последствия могут оказаться для Казахстана весьма «долгоиграющими». Как пишет интернет-издание Orda.kz, «…прибыв в Казахстан, Майкл Уирт первым делом отправился в Атырау. За день до визита в столицу и встречи с высокопоставленными лицами он посетил офис внучатой компании “Тенгизшевройл”. На совещание с главой корпорации был собран в основном юридический департамент, где за закрытыми дверями пытались найти решение, как избежать самого страшного – прекращения экспорта нефти с Тенгизского проекта. Месяцем ранее целый десант юристов всех уровней корпораций от “Тенгизшевройл” до “Шеврон Оверсиз” (зарубежная компания корпорации с офисом в Лондоне при Лондонском Сити) высадился в Лондоне, где пытался смоделировать печальные последствия, если КТК не удастся вывести из-под санкционных требований. И вряд ли случайно, что сразу после встречи с Майклом Уиртом в челночный рейд отправился уже президент РК. Сначала в Сочи – для встречи с российским президентом, а потом с официальным визитом в Баку. География поездок не случайная, говорящая сама за себя. На кону стоит судьбоносный для Казахстана вопрос, что будет в декабре с главным источником доходов бюджета страны – экспортом казахстанской нефти». Далее автор публикации высказывает весьма экстравагантную идею «альтернативного» маршрута КТК с заменой конечного пункта отгрузки в Новороссийске на грузинские порты Супса или Батуми, что якобы позволит избежать западных санкций.
Остаётся надеяться, что в Казахстане едва ли будут приносить налаженное сотрудничество с Россией геополитически ангажированным проектам с откровенно туманными перспективами.
Алексей Балиев
Примечание
(1) Компании QazaqGaz и SOCAR подписали соглашение о разведке и разработке газовых месторождений в Казахстане, изучение возможности глубокой переработки газа, развитие газохимии и т.д. Ожидается модернизация газотранспортных мощностей и внедрение новых высокотехнологичных проектов.
Свежие комментарии