На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Без нытья и раскачиваний: Правительство Мишустина взяло пенсии в оборот

Без нытья и раскачиваний: Правительство Мишустина взяло пенсии в оборот

 
Фото: Андрей Любимов / АГН "Москва"

Правительство Михаила Мишустина резво взяло с места в карьер без всяких нытья и раскачиваний. Одной из первых инициатив стало возобновление идеи (пока на уровне дискуссии) о снижении страховых взносов, которые выплачивают работодатели, начисляя зарплату своим сотрудникам. Эту идею пыталось реализовать правительство Дмитрия Медведева, обсуждая манёвр снижения страховых выплат в общей сумме с нынешних 30 до 22% с одновременным повышением ставки НДС с 18 до 22%. В результате хотели как лучше, а получилось как всегда — страховые выплаты не снизили, но НДС повысили. Пусть и не до 22, а до 20%.

О чём речь

Мы все знаем, что работодатель, выступающий так называемым налоговым агентом перед государством и его фискальными службами, удерживает из нашей зарплаты налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В нашей стране он имеет плоскую шкалу и единый показатель для граждан РФ — 13%. То есть с каждых начисленных 100 рублей мы получаем себе в карман 87. 13 — это и есть тот самый НДФЛ. Исключением являются лишь иностранцы (кроме граждан ЕАЭС), для которых НДФЛ составляет 35%.

Но, кроме этого, есть и другие отчисления, которые работодатель выплачивает в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования и страховые взносы на случай травмирования работника. Причём эти платежи идут не с полученной зарплаты, а с начисленной.

То есть при начисленной зарплате в 50 тысяч рублей работник получит на руки 43 500 рублей. 6500 рублей работодатель перечислит государству в виде НДФЛ. Кроме этого, работодатель перечислит в государственные фонды:

ПФР — 22%, 11 000 р.
ФОМС — 5,1%, 2 550 р.
Соцстрах — 2,9%, 1 450 р.
Страхование от травматизма — 0,2%, 100 р.

То есть по большому счёту, чтобы сотрудник получил на руки свои 43 500 рублей, работодатель отдаёт государству и его структурам в общей сложности ещё 21 600 рублей (49,9% от полученных работником денег).

Есть ещё некоторые нюансы. Например, взносы в ПФР составляют 22% только для зарплат до 1,29 млн рублей в год (107 500 р. в месяц). Всё, что свыше этой суммы, облагается отчислениями в ПФР по ставке 10%. Аналогично страховые взносы в Фонд соцстрахования перестают взиматься с зарплат, превышающих 75 тыс. рублей в месяц. 

Что предлагается и зачем

Снизить взносы в фонды обязательных отчислений с нынешних 30 до 23-25%. Причём конкретные параметры, что и на сколько снижать, пока не обговариваются. Есть только идея, которую ещё предстоит детально обсудить.

 

По задумке авторов, такой шаг позволит высвободить определённые средства в компаниях, которые позволят провести повышение зарплат, чтобы повысить покупательную способность населения. Высвобожденные средства компании смогут направить на техническое перевооружение, внедрение новых технологий для повышения производительности труда. В общем, через стимулирование таким образом покупательского спроса внутри страны, перехода на работу "вбелую" и т. д. дать экономике страны дополнительный толчок к росту. По оценкам экспертов, выход экономики "из тени" способен прибавить к ВВП страны до 3%, плюс к тому 2-3 процентных пункта даст повышение зарплат. А дальше должен сработать синергетический эффект, когда этот рост приведёт к дальнейшему повышению доходов, которые в очередной раз простимулируют увеличение производства товаров и услуг и т. д. И так в общем и целом оно и дальше заколбасится и заколосится всем на радость. При этом нагрузка на бизнес достаточно серьёзно снизится, дав ему передохнУть (не путать с передОхнуть). Понятно, что такое снижение будет выгодно в первую очередь компаниям, где работает много сотрудников, с большим фондом оплаты труда. Для малого бизнеса и даже для среднего экономия окажется не столь существенной.

В чём опасность

Уже на первый взгляд возникает сразу несколько "тонких" мест, где дефицит средств может привести к нежелательным последствиям. Первое — это дефицитность самих фондов. Бюджет ПФР изначально дефицитен, и государство ежегодно перечисляет туда триллионы рублей. ФОМС тоже регулярно получает денежки от государства, иначе уже давно бы обанкротился. Да и тот же соцстрах профицитен только в части страхования от травматизма (и слава Богу!).

пенсионный фондБюджет ПФР изначально дефицитен, и государство ежегодно перечисляет туда триллионы рублей. Фото: Madhourse / Shutterstock.com     

Снижение страховых взносов оценивается в нарастание этого дефицита ещё примерно в 1,5-1,7 триллиона рублей, которые надо будет каким-то образом компенсировать. К тому же если основное снижение по взносам пройдёт за счёт отчислений в ПФР, то в течение как минимум нескольких лет падение взносов сыграет в минус в выплатах этих социальных пособий будущим пенсионерам. С учётом постоянного и невнятного экспериментирования властей с пенсионной системой это чревато большими неприятностями. И не только для пенсионеров и самого правительства. 

Какие ещё есть подводные камни

Первый. Снижение взносов совсем не означает автоматическое повышение зарплат. Руководители и хозяева компаний могут направить высвободившиеся средства на совсем другие цели, вплоть до выплат себе премий и дивидендов за счёт этих денег.

Второе. Повышение зарплат, как правило, вызывает в нашей стране неминуемый рост цен. И хотя население будет больше тратить, это ещё не значит, что оно купит больше мяса или фруктов. Особенно если повышение зарплат из-за этого манёвра будет сопровождаться дальнейшим ростом НДС до хотя бы обозначенных прежним правительством 22%. Тогда можно ожидать, что эффект от манёвра со страховыми взносами будет даже не нулевым, а отрицательным. Поскольку если вы переложите сто рублей из левого кармана в правый, больше денег у вас от этого не станет.

Точно так же могут появиться и третье, и четвёртое, и т. д. Однако это вовсе не повод оставлять всё как есть в нынешней ситуации. Тем более что все эти аргументы относятся к населению, а не к бизнесу и не к экономике в целом. Этим-то станет, конечно, проще и легче.

Что же из этого следует? Следует жить

Сейчас эксперты обсуждают многочисленные варианты возможных действий правительства, чтобы компенсировать возможный негатив в случае реализации этой идеи. Например, говорят о необходимости отмены льгот для нефтяной отрасли, что как раз может дать около запрошенных полутора триллионов рублей.

правительствоПравительство Михаила Мишустина резво взяло с места в карьер без всяких нытья и раскачиваний. Фото: government.ru

Допускается и возможность отказа от льготных ставок отчислений в ПФР и Соцстрах с зарплат высокооплачиваемых сотрудников. Не исключено, что правительство рано или поздно дозреет и до введения прогрессивной шкалы НДФЛ, когда богатые платят больше, чему прежний состав министров правительства противился с отчаянием камикадзе и храбростью берсерков. Кстати, это могло бы серьёзно снизить социальную напряжённость, а все отговорки про невозможность администрирования прогрессивного НДФЛ и уходы в тень в условиях нынешней цифровой экономики и современных коммуникаций уже потеряли свою актуальность. С одной стороны, не "благословенные" для некоторых 1990-е с их неразберихой. А с другой — государство научилось очень хорошо собирать налоги, благодаря в том числе и команде нынешнего премьер-министра. И может устроить реально такую жизнь, что не то что не забалуешь, а охота баловать сама по себе сойдёт на нет.

В конце концов, можно прописать условием снижения страховых взносов направление высвобожденных средств на инвестиции в своё производство, технологическое и техническое перевооружение предприятия и повышение тех самых зарплат. А если это условие не выполняется или деньги тратятся на совсем другие цели, то и переход на новые пониженные взносы не применять. При нынешней цифровизации это, конечно, ещё не так просто, но вполне выполнимо и администрируемо. Не исключено, что потребуется и создание новой пенсионной системы. Только не такими инструментами, что использовали раньше и с гораздо более растянутым переходным периодом. С горизонтом планирования не на год, три, пять, а на три-четыре десятилетия. 

Одним словом, было бы желание. А специалисты найдутся, чтобы создать оптимальную систему.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Как заявил на заседании комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов глава Минтруда Антон Котяков, правительство в данное время не ставит вопрос о снижении страховых выплат во внебюджетные фонды.

- Я вас уверяю, что никто в правительстве на сегодняшний день не ставит вопрос относительно снижения всевозможного рода страховых обязательств, которые предусмотрены действующим законодательством, - ответил министр на вопросы парламентариев по этому поводу. И заверил, что правительство, если и будет обсуждать эту идею, то лишь в комплексе с "обеспечением соответствующих источников и выполнением социальных обязательств".

Означает ли это, что правительство отказалось от вышеуказанной идеи. Вряд ли. Скорее, специально была допущена "утечка", чтобы понять и отследить реакцию экспертного сообщества. И уже сказанного на эту тему оказалось достаточно, чтобы в нынешнем виде отказаться от подобной инициативы. Однако, как уверены те же эксперты, экономике необходим дополнительный толчок к росту. И эта (или подобная) идея может вновь получить право на жизнь, но лишь после того, как специалисты найдут и просчитают все возможности для замещения выпадающих доходов. Обозначение реальности не такого уж и нового в теории, но не ставшего пока еще обыденностью в нашей жизни подхода "сначала думать – потом делать" внушает дополнительный оптимизм во всей этой истории в отношении нового правительства.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх