На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • юра федулов
    Прибалтийская какашка...Эстония планирует...
  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...
  • Надежда Белугина
    Но с хищниками вместе, гордый, за обедом, От важности раздулся, волчьей дружбе рад, Не знает Пашинян, ведь коль не хв...НОВЫЕ ДЕТАЛИ ТЕРА...

Истребитель F-15EX Eagle II и его место в ВВС США


Первый F-15EX на стадии сборки, июль 2020 г.

Процессы развития тактической авиации ВВС США приводят к интересным результатам. Несмотря на наличие двух истребителей актуального 5 поколения и проекта принципиально нового самолета, Пентагон намерен закупить большое количество модернизированных машин F-15EX Eagle II. Эти самолеты формально относятся к предыдущему 4 поколению, но им предстоит служить в обозримом и отдаленном будущем.

Проблема и ее решение


На данный момент истребительная авиация ВВС США отличается специфическим составом. На вооружении одновременно состоит техника четырех типов и семи модификаций. Наиболее старые самолеты были построены на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов, а последние поставки современной техники имели место в этом году.

Задача борьбы за превосходство в воздухе возлагается на истребители F-15C/D/E, строившиеся до начала двухтысячных годов, а также на более новые F-22A. Согласно справочнику The Military Balance, в ВВС имеется около сотни более старых F-15C/D и ок. 220 более новых F-15E. Численность боеспособных F-22A оценивается в 165 ед. Нацгвардия имеет порядка 140 F-15C/D и 20 F-22A.


Тот же самолет на заводских испытаниях, февраль 2021 г.

При этом состояние истребительного парка оставляет желать лучшего. F-15C/D устарели морально и близки к выработке ресурса, а F-22A снят с производства 10 лет назад. Полноценная замена с необходимыми возможностями в виде перспективного истребителя NGAD ожидается в войсках только к концу десятилетия.

Другие истребители ВВС и Нацгвардии, такие как старые F-16C/D или новейшие F-35A, показывают высокую эффективность в роли фронтовых бомбардировщиков, но имеют ограниченные возможности в качестве истребителей завоевания и удержания превосходства. Кроме того, F-16C/D сталкиваются с проблемой устаревания, а производство современных F-35A отстает от желаемого графика.

Текущее положение дел в сфере истребителей завоевания превосходства в Пентагоне считают неприемлемым и требующим срочных мер. В 2018 г. компания Boeing предложила ВВС США проект глубокой модернизации существующего самолета под названием F-15X, предусматривающей особое внимание возможностям по борьбе с воздушными целями.


Учитывая сложившуюся ситуацию, ВВС с оговорками одобрили это предложение, в результате чего «Боинг» получил заказы на полноценную разработку проекта и последующее строительство техники. Новый вариант старого самолета получил обозначение F-15EX. Не так давно ему присвоили имя Eagle II – по аналогии с базовой модификацией.

Планы и работы


В июле прошлого года Пентагон и Boeing заключили рамочный контракт на серийное производство перспективных F-15EX. Его общая стоимость достигает 22,9 млрд долл., а поставки техники будут осуществляться до 2030 г. Ранее сообщалось, что ВВС планируют приобрести 144 новых самолета. В более поздних новостях, пока не получивших официального подтверждения, фигурирует уже 200 ед. техники.

Одновременно с рамочным контрактом было подписано соглашение на производство первой «малой» партии (LRIP) из восьми истребителей стоимостью ок. 1,2 млрд долл. Первые два планировалось передать заказчику не позднее 1 квартала 2021 г. Остальные ожидаются до 2023 ф.г. Первая партия предназначается для проведения испытаний силами специалистов ВВС. После ее поставки начнется полноценное серийное производство с целью перевооружения строевых частей.


Первый F-15EX в ходе официальной презентации, апрель 2021 г.

Первые F-15EX строятся на заводе «Боинга» в г. Сент-Луис. Головную машину первой партии достроили в начале этого года, и 2 февраля она выполнила первый полет. Заводские испытания заняли около месяца, и 10 марта машину официально передали заказчику. На следующий день она перелетела на авиабазу Эглин и вошла в состав 40-й испытательной эскадрильи, которой предстоит провести все необходимые проверки перед принятием техники на вооружение.

Сообщается, что переоснащение строевых частей ВВС вооруженных сил и национальной гвардии начнется в 2024-25 гг. При помощи новых F-15EX Eagle II будут заменять устаревшие F-15 модификаций «C» и «D». Следует напомнить, что общее количество такой техники в войсках достигает 240 ед. Соответственно, будущие закупки от 144 до 200 новых Eagle II не позволят провести равноценное в количественном отношении переоснащение. Впрочем, численные потери удастся компенсировать за счет качественного роста.

В будущем возможно появление зарубежных заказов. Так, в конце февраля компании Boeing разрешили участвовать в индийском тендере на закупку современного истребителя. Сможет ли F-15EX заинтересовать ВВС Индии – станет известно позже. В случае успеха в США и Индии новый Eagle II может рассчитывать на внимание других стран.


Самолет на испытаниях в 40-й эскадрилье, май 2021 г.

Преимущества и ограничения


По сути, истребитель F-15EX является временной мерой, при помощи которой планируют решить одну из актуальных проблем ВВС. Как нередко случается, такое решение оказывается компромиссным, и дает не только преимущества, но и ограничения. Судя по официальным заявлениям, в Пентагоне понимают это и готовы идти на определенные «жертвы» для решения имеющихся задач.

Истребитель F-15EX для ВВС США разработан на базе проекта F-15QA, ранее созданного для Катара. От предыдущих модификаций Eagle II отличается усовершенствованным планером с ресурсом 20 тыс. летных часов. Применены конформные топливные баки, обеспечивающие рост дальности и боевого радиуса. Используется обновленный состав радиоэлектронного оборудования открытой архитектуры. Для повышения основных боевых качеств внедряется современная БРЛС с АФАР типа AN/APG-85.

Разработчик утверждает, что модернизированный самолет совместим с широкой номенклатурой существующих и перспективных авиационных средств поражения. В зависимости от назначенных задач, F-15EX сможет нести на внешней подвеске до 22 ракет «воздух-воздух». Кроме того, предусматривается возможность атаки наземных целей. В таком случае истребитель сможет применять боеприпас длиной до 22 футов (6,7 м) и массой 7000 фунтов (3,8 т), в т.ч. гиперзвуковое оружие.


Являясь развитием старого самолета, современный F-15EX не является малозаметным, что считается недостатком и накладывает определенные ограничения. Eagle II не сможет эффективно работать в районах, прикрытых ПВО противника. Его применение над чужой территорией будет возможно только после предварительного уничтожения зенитных комплексов силами других самолетов, таких как F-35A.

Впрочем, с проблемой заметности и ограниченной боевой ценности сталкивается не только новый F-15EX, но и более старые F-15C/D/E. При этом современный Eagle II имеет целый ряд технических и боевых преимуществ перед предшественниками. Предполагается, что ожидаемые плюсы перевесят все имеющиеся недостатки.

Прошлое и будущее


В отдаленном прошлом ВВС США планировали приобрести сотни истребителей 5 поколения F-22A и с их помощью заменить устаревающие F-15C/D/E. За счет этого собирались создать многочисленный парк истребителей завоевания превосходства в воздухе с некоторыми возможностями по атаке наземных целей. Однако по известным причинам закупки F-22A резко сократили, и в части поступило менее 200 таких машин – что не позволило провести замену старых F-15.


Дозаправка в воздухе в рамках испытаний, май 2021 г.

Дальнейшие процессы строительства самолетов и обновления ВВС тоже не отличались простотой и высокой скоростью, в результате чего к настоящему времени накопились серьезные проблемы. Решение для них пришлось искать не в новых проектах, а в области модернизации старой авиационной техники. Им стала очередная модификация старого истребителя – F-15EX Eagle II.

С учетом проекта F-15EX планы по дальнейшему развитию американской боевой авиации выглядят достаточно интересно. Предлагается продолжать полномасштабное производство F-35 всех модификаций для разных родов войск, включая ВВС. Параллельно для ВВС и Нацгвардии будут строить новый F-15EX на старой платформе. И до конца текущего десятилетия ВВС будут получать новую технику только этих типов – до появления серийных NGAD.

Таким образом, Пентагон все же нашел выход из сложной ситуации, формировавшейся в последние десятилетия. Чрезмерно смелые планы по переводу ВВС на «технику будущего» реализовать в полной мере не удалось, и теперь приходится возвращаться к предыдущему поколению истребителей. При всех ограничениях и возможных репутационных потерях, такой шаг позволяет избавиться от ряда рисков технического характера и снизить угрозу для дальнейшего перевооружения ВВС.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Boeing, US Air Force
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх