Корзинчатый меч с клинком Йоханнеса Вундеса Младшего, Германия, 1662 года. Английские рукояти этого типа с точеным орнаментом и портретными медальонами часто называют погребальными мечами. Этот термин, по-видимому, является изобретением коллекционеров XIX века и относится к предполагаемому сходству между королем Карлом I (казненным в 1649 году) и портретными медальонами на гарде.
Общая длина 101,3 см; длина клинка 87 см; вес 1 077 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Шпаги звон, как звон бокала,
С детства мне ласкает слух,
Шпага многим показала,
Шпага многим показала,
Что такое прах и пух.
Текст Андрея Миронова. Песня из кинофильма «Достояние республики»
С детства мне ласкает слух,
Шпага многим показала,
Шпага многим показала,
Что такое прах и пух.
Текст Андрея Миронова. Песня из кинофильма «Достояние республики»
История оружия. Итак, в прошлый раз мы познакомились с выдержками из книги Томаса Лайбле «Меч», с той её частью, которая посвящена была оружию переходных форм и собственно шпагам и рапирам. Человек более 20 лет занимается этой темой, редактор журнала по холодному оружию, так что его мнению можно доверять. Однако что такое двадцать лет в изучении какого-то вопроса?
Автор, например, вплотную столкнулся с темой оружия и доспехов в 1995 году, то есть 28 лет назад. Спустя три года ему пришлось заняться темой англоязычной историографии рыцарского вооружения и доспехов и в рамках этой темы подготовить одну большую 560-страничную монографию, не говоря уже о множестве популярных и научно-популярных изданий, выходивших с 1997 года.
Кстати, тоже был редактором журнала, причем своего собственного, правда, не по холодному оружию, а по бронетанковой технике и её моделированию. Специально шпагам и мечам ни одна из книг автора также не посвящалась, но зато иллюстрированную энциклопедию Дэвида Хардинга и Рендала Грея удалось прочитать ещё до того, как она в 2000 году вышла на русском языке в издательстве «Попурри». Ну и массу других книг пришлось перечитать, где было, конечно же, и о шпагах. Но… мэтр есть мэтр, и к его словам следует прислушиваться с особым вниманием.
Поэтому сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом Томаса об… оригинальных направлениях в развитии клинкового оружия. А вот иллюстрациями нам сегодня послужат отнюдь не только фотографии оружия из музея Метрополитен, а… картины известных и не очень известных мастеров, которым, видимо, очень нравились шпаги и рапиры, потому что они их изображали на своих полотнах самым тщательным образом. Интересно, что принадлежат эти работы отнюдь не голландцам XVI–XVII вв., а многочисленным художникам середины XIX – начала ХХ века!
Эфес клинка Йоханнеса Вундеса Младшего с портретным медальоном на гарде
Итак, остановились мы на корзинчатом эфесе – одной из наиболее развитых гард клинкового оружия, которым практически всегда оснащали тяжелые и широкие клинки, мало чем отличающиеся от клинков от средневековых мечей. Именно поэтому шпаги, оснащенные корзинчатым эфесом, обычно и называют не иначе как корзинчатым мечом.
Ну а начнем мы знакомиться с картинами, изображающими шпаги, пожалуй, вот с этой – полотна «Королевские оружейники/Новый меч», 1889 г., автором которого является Адольф Александр Лесрель (1839–1929) – французский живописец, сделавший карьеру на картинах бытового содержания, изображающих «кавалеров» XVI–XVII вв. С точностью до последнего бантика он выписывал их костюмы и детали оружия, так что его картинами вполне можно иллюстрировать книгу по огнестрельному и холодному оружию именно этого времени
Ранние формы корзинчатого меча, по мнению Лайбле, появились уже в 1570 году, а производили их в Германии. И от других эфесов тогдашних шпаг они отличались тем, что дуги на эфесе превратились в решетчатую корзинку, которая практически целиком полностью закрывала руку фехтовальщика. Очень быстро дуги изменили сечение с круглого на плоское, так как плоские пластины давали лучшую защиту. Шведские инвентарные описи тех лет говорят, что это оружие имело «корзинчатый эфес в форме лошадиной морды». Но хотя на этих шпагах и был корзинчатый эфес, ранние корзинчатые мечи были очень похожими именно на шпаги. Все они имели длинные парирующие дужки.
Следующую картину с кавалером со шпагой написал Алекс де Андреис (1880–1929) – бельгийский художник, также сделавший карьеру на «кавалерах» в самых разных позах, причем очень часто со шпагами в руках. Вот эта его картина, которая так и называется «Кавалер»
Начиная с XVII века все корзинчатые мечи можно разделить на три условные группы: одну общую и две региональные: это – венецианская скьявона и шотландский корзинчатый меч. Наиболее известным оружием общей группы будет являться хаудеген.
Но… был у него и однофамилец, а может быть, и родственник, и тоже Алекс де Андреис (1871–1939), более того, примерно в это же время и живший, и тоже бельгиец, и – вот уж совпадение так совпадение – тоже писавший кавалеров со шпагами (и аркебузами, и мушкетами) в руках. «Кавалер в красном». Звучит, не правда ли?
Большинство этих клинков в соответствии с целью своего применения имеют лишь одно заточенное лезвие. И если лезвие одно, то это по современной терминологии – палаш, а вот если заточка обоюдоострая, то перед нами – меч! Эфес лишен крестовины, а корзинка оформлена очень тщательно. Хаудегены были особенно распространены в Англии XVII века. Профиль головы Карла I, которым, как считается, украшена гарда этих мечей, дал им название «траурный меч» (mortuary sword), которое и прижилось в современной международной терминологии.
Белисарио Гиоджа (1829–1906) – итальянский художник, писал акварели, и опять-таки, не мог устоять перед тем, чтобы не работать на рынок и не писать кавалеров и дам. Вот здесь мы видим богато одетого кавалера со шпагой с прямо-таки огромной полусферической чашкой. Сценка очень напоминает похожую сцену из романа А. Дюма «Виконт де Бражелон», то место, где д’Артаньян и Портос гостят в поместье у Планше в Фонтенбло в обществе очаровательной Трюшен. Тогда сидящий – вне всякого сомнения, Портос
Джон Сеймур Лукас (1849–1923) был, напротив, британским художником. Известным портретистом и художником по театральным костюмам. И он тоже рисовал кавалеров со шпагой на боку! И надо заметить, что его любовь к красочным деталям, правдивости сюжета и театральности костюмов оказалась под стать вкусам поздневикторианской британской публики. Причем шпага, как вы видите, выписана с большим знанием дела!
Самым известным типом внутри клинкового оружия в этой группе шпаг будет являться шотландский корзинчатый меч. Его нередко по ошибке называют клеймором, но клеймор – это нечто совсем другое. Изготовляли такие мечи в конце XVI – начале XVII века. Варианты его гарды быстро завоевали признание в Англии и в Ирландии, но за их пределы мода на такое оружие не распространилась.
Чезаре Аугуст Детти (1847–1914), Италия – Франция, был итальянским историческим живописцам, и он тоже рисовал кавалеров – «Кавалер на белом коне», «Кавалер в плаще», «Гордый кавалер»… И все они у него при шпагах и изображены в манере, более свойственной эпохе маньеризма, нежели многочисленных новаторских «измов» начала XX века. Причем он не просто рисовал. Даже копировал полотна других художников. И ничего... Хороших картин много не бывает!
Шотландский корзинчатый меч прославился своим участием в войнах Шотландии за независимость в XVIII веке. Так, когда в 1715 году шотландцы подняли очередное тщетное восстание против британской короны, они вышли на поле боя с корзинчатыми мечами в руках. И англичане это им припомнили через 10 лет: издали закон, запрещающий и традиционное шотландское оружие (не только этот меч, но и кинжалы-дирки, щиты и пистолеты). Но потом, когда англичане начали формировать хайлендские полки из шотландцев, принесших присягу на верность Британии, эти «мечи» в полках горцев появились опять.
Эрнст Сигизмунд Виткамп (1854–1897) был голландским жанристом, офортистом и иллюстратором. И он тоже рисовал картины, изображавшие кавалеров XVI века, причем непременно со шпагой. Ну чего такого особенно интересного он обнаружил в сюжете этой картины, на которой молодой человек вставляет шпагу в ножны?
Более того, эти части получили привилегию не только носить шотландское оружие вместе со своей униформой в национальном стиле, но и сохранять и её, и оружие после выхода в отставку. Но в 1745 году при принце Чарли произошло очередное восстание горцев, после которого в 1746 году был полностью запрещен даже сам шотландский костюм. И опять-таки, в 1782 году лондонское «Хайлендское общество» упорными трудами добилось отмены этого запрета. Вот только за 36 лет шотландцы успели отвыкнуть от своего национального оружия.
Правда, шотландским гвардейцам позволили носить шпаги с шотландской корзинчатой гардой, но их клинки становились все уже и уже, так что на прежний корзинчатый меч, за исключением гарды, они походить перестали.
Жан Луи Эрнест Мейссонье (1815–1891) – живописец, график и скульптор, родившийся и живший во Франции. Стиль его работ относится к романтическому историзму, а прославился он своими батальными полотнами на сюжеты Наполеоновских войн. И это было бы вполне понятно, остановись он только на этой теме. Но он также рисовал «кавалеров» со шпагами, причем XVI–XVII вв.
Он же – жанровая сценка со шпагой на перевязи…
Особенностью эфеса этого шотландского «меча», в отличие от скьявоны или палаша, является навершие в форме уплощенного шара. Дуги гарды очень широкие и закрывают руку почти целиком. Также у гарды имеется подкладка из красной кожи или ткани. Клинки широкие, около четырех сантиметров при длине 80 сантиметров. Иногда встречаются клинки с одним заточенным лезвием, но, как правило, у шотландского меча должен быть обоюдоострый клинок. Пожалуй, это оружие можно было бы назвать шпагой с самым широким клинком на свете…
Фредерик Сулакруа (1858–1933). Италия. Если во Франции рисовали «кавалеров», да и в Англии они были очень популярны, то как же могла отставать от них Италия? И там на рубеже XIX и XX вв. также нашелся художник, обратившийся к этой теме. «Кавалер в красном». Вы только посмотрите на его горделивую позу и то, как он опирается на клинок своей шпаги. Очень похоже на манеру старых мастеров, не так ли? И ладно бы это была одна такая картина. Но нет – их много!
Скьявона, также относящаяся, по мнению Томаса Лайбле, к корзинчатым мечам, была распространена ещё меньше, чем шотландский корзинчатый меч, поскольку использовалась главным образом в Венеции. Изначально словом gli schiavoni назывались мечи, которыми была вооружена гвардия дожей, позднее так стали называть все корзинчатые мечи в венецианском стиле. Мечи эти назывались «спада скъявонеска» – «славянскимй меч». Со временем s-образная гарда развилась и превратилась тоже в… корзинку, но специфической формы.
Венецианские мечи скъявоны 1480–1490 гг. и шестоперы XVI в. Венеция и Венгрия. Имели горизонтальное перекрестие, изогнутое в форме буквы «S», и навершие «кошачья голова». Традиционное оружие славянско-далматской гвардии дожей. Фотография автора
По-видимому, «спада скьявона» является прямой наследницей средневекового меча. Хотя скьявоной пользовалась не только гвардия дожей. Она была популярна и во многих других венецианских владениях. О ее предшественниках напоминает форма головки, впрочем, четырехугольная головка теперь получила характерную форму с двумя углами, а выпуклость на ней посредине превратилась в розетку. Клинок, в отличие от шотландского корзинчатого меча, в основном обоюдоострый, также шириной около четырех и длиной почти 90 сантиметров.
Типичная скъявона XVIII в. Венеция. Общая длина 98,4 cм; длина клинка 83,8 cм; вес 1 020,6 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии