На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 465 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лайм Баюн
    Где же ж мы их всех хоронить то будем??Французский Иност...
  • Maxim
    Ирландец всё же меньше отличается от амера, чем житель кишлака от Россиянина..Нативизм вчера и....
  • Ильдус Зубаиров
    Надо бы хуситам помощь оказать, этого Принса отловить, да за одно пару тройку танкеров что США нефть везут на дно пус...Ба! Знакомые все ...

Для чего Запад разгоняет «каракалпакскую» тему в Узбекистане и в Казахстане?

На фоне проходившего 16 октября в Самарканде 57-го заседания совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ, участники которого обсудили вопросы совершенствования взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом, противодействия реабилитации нацизма, совершенно незаметно прошло еще одно «знаменательное» событие.

В рамках конференции Warsaw Human Dimension Conference 2025, организованной в Варшаве при поддержке финляндского председательства ОБСЕ и бюро по демократическим институтам и правам человека для обсуждения прав человека, демократических институтов, свободы СМИ и верховенства закона с участием представителей Центральной Азии, прошла встреча между сотрудниками МИД Узбекистана и каракалпакскими эмигрантами, включая лидера оппозиционной «Алга Каракалпакстан» Аманбая Сагидуллаева, живущего в Норвегии.

Самое удивительное, что на сайте туркменского хельсинкского фонда по правам человека, любящего поратовать «за тяжёлую судьбу» «изгнанных» с родины за рубеж каракалпаков, выставлена лишь фотография с мероприятия, а сам «текст удалён по просьбе участников встречи».

Однако всё-таки на одном из телеграм-каналов удалось выяснить, какие предложения внесли участники встречи: отмену ограничений на регистрацию партий, правозащитных организаций и СМИ в Каракалпакстане; пересмотр дел политзаключённых и расследование жалоб некоторых из них на пытки; прекращение преследований каракалпакских активистов за рубежом; продолжение расследования событий 2022 года, в том числе в связи со смертью гражданских лиц.

Кстати, это уже вторая попытка диалога каракалпакских оппозиционеров с узбекистанскими властями: первая была предпринята летом 2022 года в Казахстане, но предложения активистов тогда не получили никакого отклика в Ташкенте.

К слову, немногим ранее, 13 октября, в той же Варшаве на параллельном мероприятии эксперт центра защиты прав человека запрещённого в России «Мемориала» иноагент Виталий Пономарёв также попытался возбудить местное население своими домыслами в части мнимого роста политических преследований в Каракалпакстане. По его словам, это крайне важно «в контексте оценок приверженности Узбекистана международным обязательствам в области прав человека, принципам верховенства, а также дискуссий на различных площадках о "каракалпакском вопросе"». Якобы по состоянию на 12 октября рассмотрены или рассматриваются судами 37 дел в отношении 39 человек.

На самом же деле, если изучить дела по последним пяти приговорам по уголовным делам, вынесенным каракалпакским активистам 11-12 августа этого года, которым была инкриминирована статья 244-1 ч. З п. «г» УК РУз (распространение материалов, угрожающих общественной безопасности), то, по оценке официальной экспертизы, данные фигуранты размещали в сети Интернет материалы, содержащие сепаратистские идеи и оскорбительные выражения, направленные против проводимой узбекским руководством политики в целях нарушения общественного согласия и разжигания общественного недовольства, дестабилизации обстановки, побуждения к участию в незаконных митингах и в конечном счете к «цветной революции».

И всё это «с легкой руки» крупнейшего носителя западной демократии – Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (не зря же она околачивается за бугром возле «угнетённых» каракалпаков), позиционирующей себя в качестве так называемого гаранта безопасности и стабильности в Центральной Азии.

ОБСЕ давно запятнала свою репутацию, поскольку неоднократно становилось известным, как её сотрудники просто-напросто занимаются дестабилизацией обстановки на территории Центральной Азии, при этом осуществляя систематический сбор и обработку информации о конфликтогенных факторах в регионе.

Между прочим, ОБСЕ, Human Rights Watch и другие организации высказывают претензии не только к Узбекистану, но и к Казахстану, который они уже неоднократно призывали не выдавать Ташкенту активистов каракалпакской диаспоры, так как в случае возвращения им якобы угрожает серьезный риск пыток и политически мотивированного уголовного преследования, что для Астаны это будет означать, оказывается, нарушение международно-правового запрета.

В любом случае какому бы центральноазиатскому государству представители коллективного Запада ни высказывали требования «правозащитного» толка, их агрессивные намерения вполне ясны – под маркой борьбы за права и свободы в ЦА пытаться расшатать в регионе ситуацию до «цветных» переворотов. Собственно, не зря же один из казахстанских журналистов на конференции ОБСЕ в Варшаве заявил, что, дескать, «когда-то для нас Кыргызстан и Грузия являлись некими ориентирами. Но сейчас даже эти страны развернулись в противоположную сторону, там происходят процессы далеко не демократические. Когда-то мы вступили в ОБСЕ с одной целью: подтягивать до европейских стандартов ситуацию в своих странах».

Сдаётся, что руководство центральноазиатских стран совсем не стремится дотягивать до «требований» ОБСЕ в части защиты сепаратистски настроенных оппозиционеров. Потому закономерно, что в ходе октябрьского заседания совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ было объявлено, что лидеры стран приняли совместное заявление о сотрудничестве в борьбе с транснациональной преступностью, в котором сделали акцент на важности тесного взаимодействия и выразили стремление к расширению сотрудничества в правоохранительной сфере и выстраиванию эффективных механизмов взаимодействия в борьбе с транснациональной и организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, незаконной миграцией, торговлей людьми, преступлениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.

И это уже не говоря о продуктивном взаимодействии Астаны с Москвой в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, когда во время кровавого января 2022 года оперативно подоспели силы ОДКБ, не позволившие развалить Казахстан. В отношении Ташкента тоже в последнее время на политической арене возобновились дискуссии о восстановлении его участия в ОДКБ, поскольку за то время, пока Узбекистан отсутствует в составе организации, она сильно укрепилась, в том числе в части военно-технического сотрудничества и усиления контроля границ.

Например, недавно завершены активные фазы учений ОДКБ в совмещенном формате с заключительным этапом совместного антитеррористического учения компетентных органов государств – участников СНГ «Содружество Антитеррор – 2025». Контингенты войск ОДКБ из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана на полигоне «Фахрабад» провели совместное учение «Нерушимое братство – 2025», в ходе которого отработали вопросы подготовки и проведения миротворческой операции коллективными миротворческими силами ОДКБ.

Что примечательно: впервые в рамках миротворческого учения проведено специальное учение с совместным формированием РХБ защиты и медицинского обеспечения ОДКБ «Барьер – 025», в процессе чего в интересах коллективных миротворческих сил ОДКБ отработаны вопросы ликвидации источников биологических угроз.

Представляется, что в контексте осложняющейся геополитической обстановки Ташкенту пора всерьез задуматься о возобновлении своего членства в ОДКБ.

Ссылка на первоисточник
наверх