На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина
    Кемел он и есть кемел! 😁Хитрый, жадный,наглый и тупой!Если друг оказалс...
  • валерий двойнишников
    Не кому ни выявлять тем более расстреливать...СЕРБ, ОСВОБОЖДАВШ...
  • Нина Грекова
    Да что же за безобразие. Действительно боец и защищал НАШУ землю и отказывают в гражданстве РФ? АУ, чиновники - совес...СЕРБ, ОСВОБОЖДАВШ...

Самураи русскую проволоку в Порт-Артуре зубами грызли

Негодные ножницы стоили японской армии тяжелых потерь в начале осады
   

На войне причиной «неоправданных» потерь  может  стать любой пустяк. Так, во время русско-японской войны 1904-1905 годов при штурмах крепости Порт-Артур такие потери японцы несли потому, что заранее не потрудились проверить, подходят ли их ножницы для того, чтобы русскую проволоку перерезать.

Вот как это описывал английский военный корреспондент Бенджамен Норригаард, находившийся среди японцев:


«Наиболее сильными пассивными средствами обороны… являлись один или два ряда проволочных заграждений… Наиболее часто применялся следующий способ: пехота или саперы, с наступлением темноты, подкрадывались с величайшими предосторожностями к заграждениям и, лежа на спинах, солдаты старались перерезать проволоку большими ножницами. Способ этот, однако,… приносил мало пользы и мне рассказывали, что солдаты приходили в такую ярость, что бросали свои ножницы, хватали проволоку руками и зубами, скручивали, тащили и раскусывали ее, заменяя с успехом ножницы своими зубами. Я не ручаюсь за достоверность, но слышал об этом от японских офицеров; во всяком случае известно, что у большинства японских солдат великолепные зубы».


Можно представить себе, что чувствовали японские саперы и пехотинцы в этот момент, что они думали о своем начальстве и какими именно японскими словами выражали свое мнение о качестве ножниц. Ярость их была вполне оправданной.  Даже самые великолепные зубы в такой ситуации – очень слабое утешение.


Японцы принялись искать другие  способы уничтожения проволочных заграждений. Норригаард писал: «Так как проволока оказалась слишком крепкой, то японцы вначале старались повалить на землю все заграждение, подрезая колья, и в одном случае (при взятии высоты 174) им удалось это сделать. Но опыта этого,  насколько мне известно, не повторяли. Солдатам приходилось совершенно открыто стоять под неприятельскими пулями».


Интересно было бы узнать – в какое количество солдатских жизней обошлось японцам такое стояние под пулями?


Был еще один вариант действий: «Некоторое время этот способ применяли с успехом. Солдат подкрадывался к проволочным заграждениям ночью и привязывал веревки к концам некоторых кольев и затем с концами веревок скрывался в ближайших траншеях. Его товарищи должны были тянуть к себе концы и стараться свалить все приспособление».


Но осажденные, разумеется, заметили японский способ борьбы с проволочными заграждениями и приняли контрмеры: «Русские скоро разгадали в чем дело и в следующий раз, когда японцы затеяли эту же самую игру, последние увидели, что колья были связаны проволокой и все их усилия оказались бесплодными».


Применяли японцы и щиты: «Иногда солдаты, имея каждый перед собой большой щит для защиты, могли среди бела дня спокойно приступать к разрезанию проволоки на глазах неприятеля. Вес каждого щита, сделанного из двух железных пластин толщиной в 1/4 дюйма, соединенных вместе, составлял около 80 английских фунтов. Небольшое отверстие вверху давало возможность щитоносцу видеть дорогу. Действовать для этой цели надо было через выемку, сделанную в конце щита. Щит спускался ниже колен и прикреплялся к плечам. Двигаться можно было очень медленно, но быстрее черепахи. Первый солдат, посланный со щитом, был встречен сильным ружейным огнем,  пули попадали прямо против груди, не пробивая щит, но толчки от пуль, ударивших с силой большого молота, свалили его на землю. Солдат не был ранен, поднялся и, хотя ему непрестанно наносились удары, заставлявшие его останавливаться и шататься, все-таки достиг заграждения. Иногда привязывались сзади две бамбуковые палки, верхние концы которых были прикреплены к веревке вокруг талии, а нижние — свешивались и волочились по земле. Когда удары пуль о щит заставляли солдата терять равновесие, он упирался бамбуковыми палками в землю, они и удерживали его от падения. Способ этот не был надежным и к нему прибегали редко».


Бамбук использовался и другим способом: «Длинные бамбуковые шесты, наполненные черным, сильным, дымным порохом помещались под заграждением, зажигалась трубка и, таким образом, часть проволоки взрывалась».


А завершились напряженные поиски эффективного «антипроволочного» средства борьбы самым банальным образом, тем, с чего японцам начать осаду следовало: «Позднее были доставлены более крепкие ножницы с длинными ручками, которые при энергичном применении успешно выполняли свое назначение…».


Максим Кустов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх