На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Незабываемый подвиг зенитчика Дыскина, который смог восхитить даже маршала Победы

Один из лучших советских полководцев в годы ВОВ, маршал Победы Георгий Жуков в 1961 г. сказал:

"Всем известны имена панфиловцев, Зои Космодемьянской и других бесстрашных воинов, ставших легендами, гордостью нашего народа. В один ряд с ними я бы поставил подвиг наводчика орудия 694 противотанкового полка Ефима Дыскина".Из интервью Жукова "Литературной газете" к 20-летию битвы под Москвой.

Маршал Победы прав, об Ефиме Дыскине и его подвиге до сих пор мало кто знает, а ведь он уникальный. Теперь же мы поговорим об этом подробнее.

Предыстория.

Ефим появился на свет в Гомельской губернии в 1923 г., которая тогда входила в состав РСФСР. В 1940 г., окончив школу в Брянске, поступил в московский Институт литературы и философии. Через 10 дней после начала ВОВ парень с однокурсниками добровольно пришел в военкомат. Там его направили на курсы зенитчиков в г. Бронницы. Уже через 3 месяца напряженной учебы, получив необходимые знания, зенитчики были направлены в 694 полк (16-я армия). И совсем скоро за отражение одного из налетов на Москву наводчик 37 мм зенитного орудия рядовой Дыскин был награжден медалью "За отвагу".

Е. А. Дыскин – человек, восхитивший самого Маршала Победы.Е. А. Дыскин – человек, восхитивший самого Маршала Победы.

Ефима поразил один случай. Он знал немецкий язык и его приглашали на допросы пленных фашистов в качестве переводчика. В тот раз допрашивали трёх парашютистов. А у одного из них при обыске нашли пригласительный билет в один из московских ресторанов по случаю взятия столицы, подписанный фельдмаршалом фон Боком. Гитлеровцы настолько были уверены в своей победе, что боец решил этого никогда не допустить.

Бой зенитчиков с вражескими танками.

В середине ноября 41-го под Москвой сложилась критическая ситуация. Немецкие танки неудержимо рвались к столице, а советское командование бросило против них все силы и средства. В боях задействовали даже пушки XIX века. А зенитки стали использовать, как противотанковые орудия, т. к. к ним еще в 1939 году были разработаны бронебойные снаряды. 16 ноября зенитная батарея, в которой служил Ефим, окопалась на Скирмановских высотах (Московская обл) у деревни Горки. На следующее утро батарея подверглась артналету, в результате которого три зенитки были разбиты, а их расчеты уничтожены. Осталось целым только одно орудие, где правым наводчиком числился Дыскин.

Вскоре пошли вражеские танки – 20 лязгающих железом громадин на одну зенитку. Командир Семен Плохих приказал не стрелять, пока машины врага не подойдут на расстояние 300 метров. Дыскин вспоминал, что его захлестнули страх, ненависть и желание на мгновение опередить врага. Первый же выстрел поразил цель, после второго попадания танк запылал. Зенитку заряжали обоймой из 5 снарядов. Приблизился второй танк, новый выстрел – горит! И тут вблизи орудия разорвалась мина, на месте пал левый наводчик – Гусев, а Ефима ранило в плечо.

37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К).37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К).

К зенитке подбежал старший политрук Бочаров и скомандовал: "Танки справа". До трех танков оставалось метров 100. Один из них остановился, чтобы выстрелить, но Дыскин успел выпустить в него два снаряда. Через несколько секунд запылал, подставивший бок, второй танк и тут же Ефим подбил третий. Непрерывно вокруг рвались снаряды и мины. Был сражен подносчик обойм Полоницын, и обоймы начал подавать политрук. Внезапно артиллериста ранило осколками в поясницу и голень. Командир ему скомандовал: "Танки слева". И из последних сил Ефим смог подбить еще два Т-IV врага.

К сожалению, его ранило в четвертый раз – в спину и наступила тишина. Храбрый боец потерял сознание, и в этот момент немцы, потеряв 7 танков, отступили. Зенитка была по сути последним рубежом, который защищал штаб 16-й армии. Ей командовал, наблюдавший за сражением Рокоссовский. Жуков также видел бой со своего наблюдательного пункта, был восхищен действиями Дыскина и представил его к званию Героя Советского Союза.

"У нас в армии артиллеристами совершен подвиг, равного которому не было за всё время боёв за Москву. Рокоссовский просит вас срочно командировать писателей. Желательно Симонова или Павленко..."Фрагмент телефонного звонка генерал-майора В. И. Казакова в редакцию газеты "Красная Звезда".

Из артиллерии в медицину.

Ефим едва выжил. Его спасли самоотверженность медицинской бригады и молодость. Он прошёл госпитали в Истре, Владимире и Свердловске, а весной 42-го в "Правде" напечатали Указ о награждении его звездой Героя СССР. Все стали его поздравлять, но юноша не верил, ибо в статье было сказано, что зенитчик пал в бою. Врачи отправили из госпиталя срочную телеграмму товарищу Калинину и вскоре пришло подтверждение о награждении.

Герой СССР в 18 лет, уничтоживший в одном бою 7 танков врага! По словам Ефима это было не только почетно, но и накладывало ответственность на всю жизнь. Он еще долго лечился в госпитале Свердловска, там же увлёкся таинствами врачевания и экстерном прошёл полный курс военно-медицинского училища. После войны зенитчик покорил Медицинскую академию, стал доктором наук и генерал-майором медицинской службы. Он прожил до 2012 года. На склоне лет в своих воспоминаниях Ефим Анатольевич написал:

"Наше поколение честно выполнило свой долг перед Отечеством, и нам не в чем упрекнуть себя. Мы прожили свой век, как люди и для людей".Е. А. Дыскин, "Солдатский долг", Санкт-Петербург, 1995 год
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх