На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Никитин
    не надо всё в кучу валить. коммунистический Союз был вполне себе империей.Страсти по ГДР, п...
  • tatyanadavydkina
    Вот когда Алиев с Эрдоганом своими рученьками вцепятся им в горло вот тогда и посмотрим.Зачем Россия выво...
  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...

«Морская тень» или проект IX-529. Настолько ли он был неудачен?

Если изучить все, что есть в Рунете по поводу этого творения, то основной посыл подавляющего большинства авторов сводится к одному: американцы тупые, потратили миллиарды долларов на создание не пойми чего, а потом разобрали.

Настолько ли правы доморощенные «эксперты», стоит разобраться, поскольку неудачные проекты существовали во всех странах, но не ошибается только тот, кто вообще ничего не делает. Ибо даже купив у тех, кто производит технику сам, можно налететь очень чувствительно. Как налетела одна страна, которая решила заказать десантные корабли у другой. И как из этого не вышло ничего, кроме небольшого скандала. А корабли в итоге достались третьей стране.

На «Морскую тень» или проект IX-529 принято смотреть именно так: неудача со всех сторон, разобранная на металл и ничего толком не выдавшая и не показавшая.


А так ли это?

Для начала вообще стоит понять, откуда растут крылья. А крылья – это нормальное и обычное дело для компании «Локхид-Мартин», занимавшейся самолетами еще со времен Второй Мировой войны.

И эта компания решила создать самолет-невидимку. И создала, тем самым, еще в 80-х годах прошлого века задав вектор развития для самолетов. И сегодня очень сложно представить себе самолет, в котором отсутствуют стелс-технологии. По крайней мере, в современных разработках.


"Ночной ястреб" F-117

Был ли «Ночной ястреб» неудачным проектом? Ну его использовали в нескольких конфликтах, и использовали успешно. Один сбитый самолет за пять конфликтов – это не так много. Учитывая, сколько иракских целей поразили F-117 во время войны в Персидском заливе.

Можно долго спорить, но «Ночной ястреб» был для своего времени успешным самолетом, надолго давшим преимущество США в воздухе.

И «Локхид-Мартин» решил, что неплохо было бы распространить стелс-технологии не только в воздух, но и в другие сферы.

Как ни странно, но начать «Локхиды» решили с подводных лодок. Да, именно так. После самолетов начались работы над малозаметностью подводных лодок.

Естественно, стелс-технологии в воздухе очень сильно отличаются от проблем малозаметности для подводных лодок. В воздухе работают лучи радаров, а в воде – волны гидроакустических станций.

И «Локхид» создал проект подводной лодки с технологиями «стелс». Невероятно, но факт: инженеры авиакомпании смогли решить проблему обнаружения подводной лодки гидроакустическим способом. Именно тогда был разработан и показан модельно метод покрытия корпуса лодки специальными составами, который на 95% поглощал звуковые волны от гидроакустических станций.

Получив данные испытаний на моделях, «Локхид-Мартин» показали свои наработки Министерству обороны США. Однако, там идея «не зашла». Дело в том, что обработанная по методу «Л-М» подводная лодка действительно была менее заметна для гидроакустических станций, но ее скорость была почти в два раза меньше, чем у обычной.

В Минобороны решили, что это неприемлемо. Однако специалисты из научно-технического сектора Минобороны, DARРA, предложили компании обратить внимание на надводные корабли. Предложение, конечно, подкупало, но…

Но «ЛМ» решили «а почему бы и нет?» и достали чертежи по «Ночному ястребу». В конце концов, радары у самолетов и надводных кораблей одни и те же по принципу действия, это не акустические сигналы гидрофонов. И среда одна и та же.

В общем, была идея взять F-117 и сделать из него малозаметный корабль. От самолета планировалось взять такой стелсовский профиль, максимальную автоматизацию с целью уменьшения экипажа, новые методы управления кораблем.

Боевой корабль сроить не планировалось, «Морская тень» должна была быть исключительно опытным кораблем, то есть, полигоном для различных экспериментов.

Получилось. «Локхид-Мартин» (возможно, со словами «А чего нет?») построили ЭТО.


Это действительно было каким-то безумным миксом «Ночного ястреба» и десантной баржи. Конструктивно это был роскошный эксперимент, хотя отдавал безумием. Судите сами.

Надводная часть, очень схожая с корпусом F-117, опиралась на два подводных корпуса, похожих на баклажки из-под пива.


Корпуса очень узкие, это сделано для того, чтобы минимизировать самый главный демаскирующий фактор: кильватерный след. Несущие конструкции, соединяющие под углом в 45 градусов надводный корпус с подводными, не только повышали поперечную устойчивость судна, но и снижали его ЭПР - характеристику радиолокационной заметности.

Корпус корабля имел особую структуру, которая заставляла луч РЛС не отражаться назад, а как бы уходить в сторону. Носовая и кормовая оконечности тоже были спланированы с таким расчетом, чтобы отражать лучи любых радаров куда-то в бесконечность. Главное – не на антенны приемников.

Плюс был разработан специальный состав, который поглощал лучи радаров, которым покрыли весь корпус, а в особенности места сочленений конструкций корпуса. Обычно именно такие места являются для радаров уязвимыми точками, от них лучи отражаются лучше всего.


Еще была разработана очень оригинальная система завесы из мельчайших брызг вокруг корабля. Эта завеса очень сильно снижала заметность теплового следа от двигателей корабля. Наверное, не надо говорить о том, что это могло быть важно, потому что многие ракеты наводятся именно по тепловому следу что корабля, что самолета.

Плюс облако брызг неплохо (по идее) блокировало излучение высокочастотных радаров.

В целом получился полукорабль-полусамолет.


Мореходные качества были вполне, в основном за счет двойного подводного корпуса с винтами на баклажках. На испытаниях «Морская тень» показала, что волнение моря до 6 баллов и волны до 5,5 метров высотой ей не страшны. И корабль вполне прилично ведёт себя при таком волнении. Скорость «Тени» достигала 28 узлов. Не бог весть что, но опять же, это экспериментальный корабль.


Минимизация экипажа тоже сказалась. Внутри «Sea Shadow» имела вполне комфортабельные места для работы экипажа, который состоял из 12 человек. Зато почти со всеми удобствами.

Вообще для управления кораблем было более чем достаточно четырех человек. Зачем размещать двенадцать – сказать сложно, на длительные походы «Морская тень» не был рассчитан. Но тем не менее, внутри было 12 спальных мест, кухня, санитарный блок.

Более 10 лет «Sea Shadow» участвовала в различных испытаниях на малозаметность. В 1993 году корабль впервые показали широкой публике. Но до этого Америку неплохо встряхнули звонки граждан, которые неожиданно увидели «Sea Shadow», выходящий на испытания. «Инопланетный плавучий корабль» - это самое простой из звонков ошеломленных граждан.


Первые десять лет «Sea Shadow» вывозили на испытания с помощью корабля-дока, а с 1993 года «Sea Shadow» начал выходить на испытания без соблюдений режима секретности. И Америку немного проняло.



А потом все закончилось. Реально закончилось в 2012 году, когда судно разобрали на составляющие. И тут же начались крики по обе стороны океана, что, дескать, полимеры того, и деньги того, и вообще.

На самом деле, смотрим на факты.

Более 10 лет «Sea Shadow» облучалась всеми видами радаров и делались выводы о том, какая форма корпуса и покрытия наиболее выгодна для корабля будущего. И корабль будущего появился. И не один.

Для начала можно посмотреть на «Замволт».


В нем столько наработок от «Sea Shadow», можно сказать, что незаметности эсминца строилась на незаметности «Тени». Потом был «Фридом», литоральный корабль, малозаметности которого тоже было уделено много внимания.


Ну и F-35, который, очевидно, намного лучше, чем F-22 и просто имеет право на какое-то вменяемое будущее.


Так насколько был неудачен «Sea Shadow»? Да, и насколько 195 миллионов долларов вылетели в трубу или утонули в море?

Это весьма интересный вопрос.


Да, сегодня можно вдоволь побурчать на тему того, что «Замволт» - никуда не годный корабль. И F-35 – самолет сильно «так себе». И у обеих одна проблема – никакое соотношение «цена/качество».

Однако, весьма важный вопрос: могли бы появиться новые корабли и новые самолеты без того, чтобы «Sea Shadow» не таскалась по ночам в заливе у Сан-Диего? Или появился совсем уж никчемный и очень дорогой F-22.

Это нормально. Это называется «прогресс». Это развитие военных технологий. Это будущее. Зачем отрабатывались некие процессы на «Sea Shadow», мы точно не узнаем. Но то, что отрабатывались – это факт. И кто сказал, что у нас по секретным ангарам не пораспихано всяческих чудес, от «Русалки» и до «Посейдона»? Вполне, знаете ли, возможно.

Американцы молодцы. Вбухав огромное количество долларов, возможно, они сразу ничего не получили. Точнее, они получили знания на перспективу. И вот если в перспективе они смогут эти знания реализовать – это будет весьма неприятно тем, кто окажется по другую сторону баррикады. То есть, на нашей стороне. Мы всегда будем на другой стороне этой самой североатлантической баррикады. Но тут ничего не поделать, надо отвечать созданием своих «ночных росомах» и прочих вещей, которые точно так же будут заставлять задумываться потенциальных.

Главное – чтобы все созданное было реальным, а не анимационным.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх