На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Зоя Копань
    Да флаг им в руки, одно успокаиваивает, что границы с этим государством нет! Посмотрим как запоют, когда хитропродума...Британцы подклады...
  • Стефания Новак
    Как подобострастно на фото жмет руку  Сунаку! Противно смотреть, предал свой народ. А мы как всегда опять как и Украи...Британцы подклады...
  • Eduard
    Малр у США долнов решили наращивать типа "помогая" чужим странам.Как народ США терпит придурков у власти,гипноз или о...У США готов подар...

Последняя яхта государя императора (часть 1)

Этот материал в некоторыми смысле юбилейный. По счету на ВО он 800-й, то есть очередное «круглое число». Как всегда, к «празднику» хочется написать о чем-то необычном, оставив в стороне танки – очередное издательство опять требует книгу о них, мол, «танков много не бывает», винтовки, рыцарей (по ним книга в подарочном исполнении уже готова и сдана в издательство!), все тех же самураев (на очереди «Самураи-2», продолжение первой книги), и бронзовый век. Подумалось, надо написать… про корабли. Не моя, в целом, это тема, но корабли я люблю. Еще в пять лет обожал рассматривать картинки в романе Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада», где были очень эффектные изображения галеонов, потом зачитывался книгой Лоуренса Оливье «Поход викингов», ну и прочей морской литературой, включая исторические серии М-К и Т-М. Делал модели: тех же галеонов и кораблей викингов, причем и тех, и других из пластилина, включая паруса. Жаль, не умел тогда фотографировать – модельки были впечатляющие, а чтобы мачты и реи не гнулись, в них вставлялись соломинки. Делал плавающие модели линкоров из пластилина и расстреливал их в дуэлях с товарищами из пушки. Написал даже об этих моделях в своих книгах «Из всего, что под руками» и «Когда уроки сделаны», но… особо как-то больше кораблями не занимался. Но они мне по-прежнему интересны, вот только времени углубляться в эту тему, увы, нет.


Последняя яхта государя императора (часть 1)

Императорская яхта «Штандарт»

Но тут мне, можно сказать, повезло. Среди моих студентов оказался заочник из Санкт-Петербурга, который привез мне книгу воспоминаний капитана Саблина о его службе на императорской яхте «Штандарт». Предполагалось, что он будет писать у меня дипломную работу «PR императорской яхты «Штандарт». Тема была, безусловно, очень интересная и в итоге тянула даже на кандидатскую диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук, но «что-то не срослось». Тем не менее содержащиеся в ней материалы показались мне интересными и достойными того, чтобы заняться этой темой и дать по ней материал на ВО, отвечающий тайным интересам к морской теме и явному интересу к морю, в котором все мы любим купаться!

Яхта «Штандарт» в Тулоне.

Итак, какова же была она – последняя яхта государя императора Николая Второго?

Впрочем, тут нужно сказать, что – во-первых, мода иметь яхты королевским особам пошла из Голландии, в Россию, как и многое другое, ее привез Петр Первый, что яхт – сначала парусных, а затем и паровых, в семействе русских царей XIX было довольно много, отнюдь не одна, однако именно «Штандарт» оказался и последним российским судном этого типа, и одновременно самым красивым, вызывавшим законную зависть и кайзера Вильгельма, и даже британской королевской семьи!


Императорская яхта «Штандарт». В Севастополе, 1914 год.

Ну, а построен этот шедевр судостроения (что было признано всеми специалистами!) был не в России, а в Дании, где яхту заложили в Копенгагене в 1893 году для императора Александра III. Предназначалась она для плаваний по Черному морю, но вот попользоваться ей император не успел, и она досталась уже его сыну. Корпус ее был выполнен из судостроительной стали, а водоизмещение составляло почти 6000 тонн, то есть как у небольшого крейсера. То есть «Штандарт» оказался самой большой подобной яхтой в мире, не считая переоборудованных под яхты коммерческих пароходов. Яхта обладала прекрасными мореходными качествами и могла плавать даже в океане. Наличие мощных паровых машин позволяло «Штандарту» развивать высокую скорость хода и легко преодолевать значительные расстояния, Он не раз в своих плаваниях огибал Европу и всегда успешно переходил из Балтики в Черное море и обратно. Ну, а поскольку это была яхта императора, то ко всему прочему это был самый настоящий «плавучий дворец с канцеляриями, управлениями, штабами и множеством придворной прислуги», – вспоминал о том, что он увидел на яхте «Штандарт», офицер Н.В. Саблин, прослуживший на ней не один год.


Схематические разрезы яхты «Штандарт».

И неудивительно, что яхта стала любимым судном императора Николая II, ну, а в ее названии был заложен глубокий смысл. Штандарт – это флаг главы государства, который вывешивается над тем местом, где он находится. В Европе такой обычай возник еще в Средние века. Штандарты отличались пышностью, лишний раз подчеркивавшей значимость своего венценосного обладателя. Ну, а конце XIX века – начале XX века российский штандарт, поднимавшийся над яхтой императора Николая Второго, выглядел так: полотнище золотистого шелка с изображением черного двуглавого орла на фоне морских географических карт. Как только на палубу яхты вступал император, над ней тут же взвивался этот штандарт.


Характерный клипперский форштевень яхты и носовая фигура.

«Штандарт» имел три наклонные мачты, придававшие стремительность его силуэту, равно как и две наклонные трубы, водоизмещение 5480 тонн, длину 112,8 м, ширину 15,4 м, осадку 6,6 м и проектную скорость до 22 узлов, которую обеспечивали 24 угольных котла и два гребных винта. Экипаж яхты состоял из 373 человек. Острый форштевень «Штандарта», позаимствованный у клиппера, был украшен позолоченной носовой фигурой летящего над волнами двуглавого орла.


Машинное отделение.

Название яхте было дано опять же с существовавшей в русском флоте традиции, то есть еще при Петре Первом так назывался один из фрегатов русского флота. На воду она была спущена 21 марта 1895 года, а в эксплуатацию введена в 1896 году. А дальше было так: 29 августа 1893 года Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем прибыли в Копенгаген на яхте «Полярная звезда». Здесь состоялась церемония передачи яхты ее владельцу. Но 20 октября (1 ноября) 1894 года Александр Третий умер, и достраивавшаяся яхта перешла к его сыну.


Обеденный зал на главной палубе.

Уже 8 сентября 1896 года «Штандарт», так и не закончив до конца всего цикла ходовых испытаний, принял на борт Николая II и императрицу Александру Федоровну, и сопровождаемый яхтой «Полярная звезда» отправился в Англию. Затем последовал официальный визит во Францию, и вот так и началась двадцатилетняя почетная служба этой яхты.


Галерея на нижней палубе.

И плавать ей пришлось очень много. Так, уже летом 1897 года на новой императорской яхте с визитами в Кронштадте посетили: король Сиама, германский император и Феликс Фор – президент Французской республики. Кстати, Вильгельм II побывал на яхте два раза: в июле 1902 года во время проходивших на Балтике маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота и затем в июне 1912 года, когда на своей яхте «Гогенцоллерн» он прибыл в Ревель на закладку нового порта Петра Великого. В августе того же 1912 года Николай II принимал у себя на «Штандарте» премьер-министра Франции Раймона Пуанкаре и вел с ним дипломатические переговоры. Кроме того, Николай Второй практически ежегодно совершал на борту «Штандарта» либо продолжительные, либо короткие плавания вместе со всей своей семьей, наслаждаясь морским воздухом и природой балтийских шхер.


Кают-компания.

Поскольку от того времени сегодня мало что осталось, есть смыл поподробнее рассмотреть убранство и отделку этой яхты, поскольку это во многом говорит о вкусах ее владельцев, которые нам, конечно же, интересны.


Буфетная экипажа на нижней палубе.

Так, вся внутренняя отделка интерьеров корабля была выдержана в строгом английском вкусе. На яхте не было никакой позолоты, ненужных украшений или лепнины. Но все отмечали проявленный при этом хороший вкус, так что помещения яхты выглядели намного богаче всякой показной и нарочитой роскоши и блеска». В 1905 году яхта «Штандарт» была приписана к Морскому гвардейскому экипажу. Экипаж для службы подбирался тщательно. Прошедшие отбор члены команды перед началом своей службы обязательно представлялись императорской чете.


Гардеробная комната для персонала.

Интересно, что для отделки покоев императора было использовано гораздо меньше разных ценных пород древесины, чем на старой яхте «Полярная звезда». Комнаты самого государя были отделаны вишневым деревом и орехом, комнаты вдовствующей императрицы, а также комнаты великих князей и княжон — обычной березой, столовая — ясенем, коридоры — дубом и кленовой древесиной «под птичий глаз», а также белым буком. В императорских жилых помещениях использовалась облицовка стен тисненой кожей или же их обтягивали кретоном. Помещения экипажа отделывались дубом и сосной, которые красили белой краской. В кормовой части на верхней палубе размещалась большая рубка, что было традицией для российских императорских яхт. В ней была устроена большая столовая для официальных приемов, а также рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части на верхней палубе, прямо перед первой трубой, находилась штурманская рубка, две рубки для командного состава, а над ними — еще и ходовой мостик с просторной рулевой рубкой.


Иконостас на галерее.

Императорские апартаменты располагались на главной палубе, непосредственно над машинным отделением. В число кают, принадлежавших императору, императрице и вдовствующей императрице входила гостиная, спальня и ванная комната. Здесь же на палубе находилась столовая, салон, отдельные каюты для великих князей и княжон, а также офицеров яхты и офицерская кают-компания. На нижней палубе располагались каюты детей императорской фамилии, комнаты прислуги, кубрики для экипажа и душевые кабины. Здесь же размещалась радиорубка, помещения для динамо-машин, корабельные мастерские и некоторые из кладовых.

В носовой части яхты, ниже этой палубы, находился грузовой трюм и крюйт-камера, а на корме — холодильники-рефрижераторы для хранения скоропортящихся продуктов. Нужно заметить, что для нижних чинов команды и обслуживающего персонала (355 человек) условия обитания были намного лучшими, чем на всех предыдущих императорских яхтах.

Продолжение следует…
Автор: В. Шпаковский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх