Немецкий подход к торпедным катерам достаточно сильно отличался от итальянского, английского или советского. Если тогдашним мейнстримом в создании «москитного флота» было использование реданной схемы, то адмиралы веймарской республики (которую богатым государством назвать язык не поворачивается) ответственно и с умом подошли к разработке требований к будущему катеру.
Поскольку действовать в будущей войне немецкому флоту предстояло в Ла-Манше, Северном море и тому подобных местах, где хорошая погода — редкость, то вместо погони за рекордной скоростью было решено строить крупные катера с хорошей мореходностью. То, что реданная схема хорошей мореходности не предполагает выяснили в ходе испытаний экспериментальных катеров фирм «Люрсен» и «Абекинг Расмуссен». К тому же, как выяснилось, на хорошей волне реданные корпуса начинали биться дном о волны и теряли скорость. В общем, корпус у будущих торпедных катеров с самого начала планировался водоизмещающий...
Благо прототип подобного катера в Германии был уже создан в 1926 году. Это была построенная на верфи фирмы «Люрсен» яхта «Охека II». Яхту заказал для себя американский инвестиционный банкир немецкого происхождения, не коронованный «король Нью-Йорка», Отто Кан. Собственно говоря само название — аббревиатура от «Otto Herman Kahn». Мистер Кан любил отдыхать от трудов праведных на исторической родине, и - кататься по Рейну и Северному морю. Проблема в создании лодки была в том, что судно для Рейна должно иметь небольшую осадку, а для Северного моря — быть мореходным.
Инженеры «Люрсена» решили её, облегчив корпус яхты — использовали алюминиевый набор и деревянную обшивку. А, что бы яхта не «садилась кормой» на полном ходу - придали корпусу форму, постепенно уплощающуюся к корме и установили двигатели в передней части судна. В результате получился почти идеальной с точки зрения гидродинамики корпус. В движение яхту приводили три двигателя «Майбах VL II» мощностью 370 лошадиных сил каждый. Сочетание удачного корпуса и мощных двигателей позволили яхте выдать на мерной миле 34 узла — не плохо для прогулочного катера!
В общем, в 1929 году Рейхсмарине заказало себе такой же катер, но с парой торпедных аппаратов и зенитным пулемётом (впоследствии заменённым на 20-мм автоматическую пушку). Кроме того, пришлось увеличить водоизмещение — до 51 тонны, установить три бензиновых двигателя «Даймлер-Бенц» по 900 л.с. каждый и 100-сильный «Майбах» для экономического хода. Всё это позволило катеру дать 34 узла скорости при очень неплохой мореходности!
Поскольку, некий австрийский художник в Германии к власти ещё не пришёл, немецкие адмиралы, заказывая «Люрсену» катер, малость стеснялись того факта, что обходят Версальские ограничения. Поэтому, торпедные аппараты в обычное время закрывались деревянными щитами, которые снимали только во время реальных торпедных стрельб, а сам катер обозвали обтекаемо - «шнелльбот», выдавая его то ли за посыльное судно, то ли за охотник за подлодками и дали номер — S-1. Впоследствии было заказано ещё четыре «шнелльбота» S-2 — S-5 с аналогичными характеристиками, но с суммарной мощностью главных двигателей доведённой до 3300 л.с. Правда, большого прироста скорости это не дало: на большой скорости нос катера выходил из воды и возникало сильное брызговое сопротивление и замывание бортов. Впрочем, инженеры использовали «эффект Люрсена» - установили в потоке воды от двух крайних гребных винтов вспомогательные рули, что давало прирост скорости и катера смогли преодолеть рубеж в 36,5 узлов.
Помимо строительства шнелльботов для Рейхсмарине немцы активно строили их на экспорт: в Югославию, Китай и Болгарию было построено 13 торпедных катеров. Это позволило немцам отработать технологии строительства и испытать на катере дизельный двигатель (2 катера для Болгарии были дизельные), а главное — определиться с требованиями к торпедному катеру для собственного флота. Но, тут, откуда не возьмись, возникли проблемы...
Дело в том, что шнелльботы — детище Веймарской республики и Версальских ограничений, а пришедшие к власти сторонники австрийского художника всё это — похерили. И адмиралы флота Германии, переименованного в Кригсмарине, азартно взялись за строительство недоступных ранее подлодок, эсминцев, крейсеров и линкоров! В этих условиях торпедные катера остались пасынками руководства Кригсмарине — есть, значит надо как-то использовать, но развивать это класс... А зачем? В результате, к началу войны у Рейха было 20 торпедных катеров (пять первых S-1 — S-5 — в 1938 году продали Испании), из которых 4 — учебные, а шесть были оснащены дизельным двигателем. Все шнелльботы были разбиты на две флотилии: I и II, соответственно.
Что представляли из себя шнелльботы? Это были крупные катера водоизмещением 51-124 тонны (от серии к серии водоизмещение росло) имевшие водоизмещающийй корпус с округлым дном в передней части и плоским — в задней. Длина катеров варьировалась от 26,8 до 34,94 метра, ширина — от 4,2 до 5,1 метра, осадка с 2,44 до 2,9 метров. Мощность каждого из трёх главных двигателей (по большей части фирмы «Даймлер-Бенц») росла с 900 л.с. до 3500 лошадиных сил на последних сериях. Максимальная скорость также увеличивалась в процессе совершенствования конструкции шнелльботов: с 34 до 45 узлов. Особое внимание немцы уделяли дальности плавания, если у первых катеров она не превышала 350 миль то на последних колебалась в районе 700-800 миль. Вооружение первых серий — два торпедных аппарата калибра 533 мм с боезапасом в 4 торпеды, одна 20-мм пушка и один пулемёт, на последних сериях могло доходить до 4 торпедных аппаратов и 6х30-мм орудий!
Особенно впечатляет обитаемость шенлльботов. На немецких торпедных катерах были две каюты - для командира и офицеров, кают-компания, кубрик личного состава (правда, с системой «горячая койка» - спальные места имелись только для свободных от вахты), камбуз и два гальюна. Никакого сравнения со спартанскими условиями на английских и итальянских катерах, не говоря уже про советские Г-5, где мотористы несли вахту лёжа на боку, потому, что иначе в моторном отделении катера было не поместиться!
Первый бой шнелльботы дали во время проведений операции «Вайс» - захвата Польши. Им была поручена блокада Данцигской бухты, в ходе которой S-23 потопил польское лоцманское судно. А потом был захват Норвегии. Торпедные катера прекрасно справились с высадкой первой волны десанта, пройдя на высокой скорости под огнём норвежских и английских береговых батарей. После чего, чем только шнелльботы не занимались! Высаживали десанты, ставили мины, вели противолодочное патрулирование, сопровождали конвои транспортных судов, даже были задействованы в доставке глубинных бомб на истративших свой боезапас миноносцы. Вот только в торпедные атаки они не ходили, что весьма напрягало их командиров: вспомогательные задачи вырабатывали моторесурс двигателей, и к моменту появления «задач по специальности» его могло не остаться...
Первый случай сходить в торпедную атаку шнелльботам выпал 24 апреля 1940 года. Воздушная разведка обнаружила английский лёгкий крейсер «Бирмингем» идущий в сопровождении семи эсминцев эвакуировать из Норвегии союзные войска. В атаку вышли все исправные торпедные катера в количестве четырёх единиц. Повезло S-41 (по некоторым данным S-21), который влепил торпеду в машинное отделение эсминца «Келли». Несмотря на то, что в результате попадания погибло 27 человек, эсминец остался на плаву, англичане четыре дня тащили его на ремонт в Англию и дотащили, но следующие 8 месяцев он провёл в доке. S-33 атаковал эсминец «Бульдог», но промахнулся. Тем не менее, свою задачу шнелльботы выполнили: вражеское соединение не выполнило поставленную задачу и вернулось на базу. Таким образом торпедные катера доказали свою пользу в качестве ударных кораблей: четыре шнелльбота сорвали крупную операцию. Этот бой дал «зелёный свет» на активное применение торпедных катеров Кригсмарине в южной части Северного моря.
19 мая 1940 года 9 катеров совершили переход в Голландию. Первую победу одержал ночью 21 мая S-31 сбивший своей 20-мм зениткой английский многоцелевой самолёт «Авро Энсон». Но вскоре атаки в районе Ньюпорта и Дюнкерка принесли шнелльботам и более солидную добычу. 23 мая 1940 года S-21 и S-23 потопили в Ла-Манше французский лидер «Ягуар»: получивший две торпеды корабль сумел выброситься на мель и был добит Люфтваффе.
27 мая началась операция «Динамо» - эвакуация союзных (ну, как союзных... английских по большей части) войск из Дюнкерка. Единственными кораблями, которые смог выставить против эвакуирующих транспортов Кригсмарине стали шнелльботы S-21, S-32, S-33 и S-34. 28 мая S-34 атаковал транспорт «Абукир», на борту которого было более 900 человек. Первый торпедный залп ушёл в «молоко», но на шнелльботах были запасные торпеды! Катер перезарядил торпедные аппараты и повторил атаку, на этот раз — удачно: с судна, затонувшего в течении минуты удалось спасти только 5 членов экипажа и 25 пассажиров. Англичане подняли скандал, заверяя, что «гунны» расстреливали плавающих в воде людей из пулемётов, но это, скорее всего — пропаганда, торпедные катера после атаки всегда отходили на полном ходу, а S-34, к тому же, истратил все торпеды, задерживаться в Канале ему было противопоказано.
29 мая S-30 потопил британский эсминец «Вэйтфул» (по некоторым данным S-30 потопил ещё и эсминец «Графтон», но англичане считают, что его потопила подлодка U-62). 31 мая S-23, S-24 и S-26 атаковали два французских лидера: «Сирокко» и «Циклон». «Сирокко» пошёл на дно сразу, «Циклону» торпедой оторвало нос, он сумел 5-узловым ходом добраться до Бреста, но вскоре был затоплен — что-бы не достался немцам.
Стоит остановиться на тактике шенлльботов. Первоначально, когда тактика торпедных катеров ещё только разрабатывалась теоретически, планировалось, что «лидировать» - выводить в атаку шнелльботы будут миноносцы. На практике это оказалось не применимо полностью! Крупные корабли только демаскировали низкие и незаметные «москиты», которые с атакуемого корабля часто даже не замечали. А вот второе положение теории - работа в тёмное время суток, оказалось полностью оправданно. Торпедные катера по большей части именно ночами и работали — их эффективность в светлое время суток была значительно ниже. Особенно хорошо шнелльботам удавались засады. Самолёт разведчик докладывал об обнаружении конвоя, и на маршрут его движения выдвигалась флотилия немецких торпедных катеров. Она разбивалась на пары (пара была главным тактическим звеном шнелльботов, сработанные пары никогда не разбивали, даже из флотилии во флотилию переводили вместе) и поджидала конвой в заданном районе лежа в дрейфе или нарезая круги на малом ходу. После чего следовала быстрая атака. Если торпедировать намеченную цель сразу не удалось, шнелльбот перезаряжал торпедные аппараты и повторял атаку. Таким образом, в ночь с 4 на 5 сентября 1940 года у Грэйт-Ярмута I флотилией торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Карла-Хайнца Бирнбахера был атакован британский конвой FS-271. Из 35 судов конвоя шнелльботы потопили 5 — отличный результат даже для «волчьей стаи» подлодок.
Не буду подробно освещать работу немецких торпедных катеров в Ла-Манше (отмечу только, что по её результатам часть Канала получила название «аллея шнелльботов») и на Средиземном море, потому что для нас гораздо актуальнее их участие в реализации плана «Барбаросса». На Балтику были переброшены I, II, III и V флотилии торпедных катеров. К боевым действиям они приступили ещё 21 июня 1941 года, выставив 30 мин на выходе из гавани Таллина. Командование Кригсмарине понимало, что 30 мин — не много, но рассчитывало, что само наличие минной опасности приведёт к панике у советского командования. В какой-то мере этот расчёт оправдался, действия адмирала Трибуца и его подчинённых в первые дни войны сложно назвать продуманными.
Самым ярким эпизодом боев на Балтике в первые дни войны стал бой шнелльботов S-35 и S-60 с советской подлодкой С-3. Подлодка вышла из Лиепаи 24 июня, когда возникла угроза захвата базы. Лодка была в ремонте, поэтому могла двигаться только в надводном положении, 100-мм пушка лодки также была не в строю, на борту кроме экипажа был экипаж подлодки С-1 и рабочие завода «Тосмаре». В 2:32 лодка была обнаружена и атакована шнелльботами, торпед у немцев оставалось только две штуки и обеими они промазали. Торпедные катера открыли огонь из 20-мм пушек, краснофлотцы отстреливались из винтовок и 45-мм пушки, бросали ручные гранаты. Сорок минут шла перестрелка: малокалиберная артиллерия катеров была неспособна пробить прочный корпус лодки, а от винтовочных пуль корпус шнелльбота не защищал никак (бронированную рубку первым получил S-67). Экипажи торпедных катеров забросали мостик лодки ручными гранатами, убив командира и вынудив краснофлотцев покинуть его. Исход боя решили сброшенные под самый форштевень субмарины четыре глубинные бомбы поставленные на минимальную глубину подрыва...
Нельзя сказать, что действия на Балтике были для немецких катерников лёгкой прогулкой — за первую неделю войны V флотилия потеряла три шнелльбота, но и потери Балтфлота были тяжёлыми. 27 июня в бою с пятью шнелльботами был тяжело повреждён эсминец «Сторожевой»: попавшая в район 46-58 шпангоутов торпеда оторвала носовую часть корабля, погиб командир, капитан 3 ранга Ломакин и 84 члена экипажа (немцы доложились о потоплении подлодки С-7, но на самом деле шнелльботы промахнулись). Корабль остался на плаву, но до конца войны в боях не участвовал. Кроме того, на минах выставленных торпедными катерами подорвался тральщик Т-208 «Шкив». А потом... А потом делать на Балтике шнелльботам стало нечего: Балтфлот укрылся в Кронштадте, а Финский залив был настолько плотно минирован, что заходить в него было самоубийством. Вернулись сюда немецкие торпедные катера в 1944 году, когда дела у Рейха были уже совсем плохи. Из известных операций шнелльботов можно упомянуть попытку уничтожить глубинными бомбами потопленную подлодку VIIC серии U-250: на борту затонувшей лодки были секретные самонаводящиеся торпеды «Крапивник». Операция была неудачной, подлодку водолазы КБФ подняли и «Крапивник» союзники заполучили. Последней операцией шнелльботов (и Кригсмарине в целом) была эвакуация войск из Курляндского котла 8-9 мая 1945 года. Немецкие катера с эвакуированными смогли оторваться от преследования советских катеров и сдались англичанам. Сдались последними из немецких кораблей...
На Чёрном море шнелльботы оказались в июне 1942 года. Немцы в это время осаждали Севастополь и командование Вермахта нервировал тот факт, что по морю в крепость регулярно доставляются подкрепления. Поэтому по Дунаю в Констанцу была переведена наиболее подготовленная I флотилия торпедных катеров. 19 июня был обнаружен небольшой конвой состоящий из санитарного судна «Белосток» под охраной 5 катеров типа МО и базового тральщика Т-408 «Якорь». На борту «Белостока» находилось 375 раненых и 43 эвакуированных. В 1:48 недалеко от мыса Фиолент конвой был атакован тремя шнелльботами. S-102 (капитан-лейтенант Вернер Тёнигес) торпедировал «Белосток», из воды удалось поднять 75 раненых, 3 пассажиров и 79 членов экипажа, погибло 388 человек. В общем, деятельность немецких катеров на Чёрном море началась с военного преступления...
Впоследствии шнелльботы попытались атаковать лидер «Ташкент», но тот увернулся от выпущеных торпед. Затем 10 августа 1942 года в 1:20, в районе Лазаревской тот же S-102 потопил транспорт «Севастополь», на борту которого погибло 924 человека, включая 166 раненых и 620 гражданских. Что характерно, катер с парохода не заметили, списав взрыв на атаку подлодки или плавающую мину. Наконец, 23 октября немецкие катера S-26, S-49 и S-51 атаковали крейсер «Красный Кавказ», лидер эсминцев «Харьков» и эсминец «Бойкий» - ни одного попадания достигнуто не было.
Во время боев на Малой земле шнелльботы попытались сорвать доставку подкреплений на плацдарм но потерпели фиаско (правда, в ночь с 27 на 28 февраля 1943 года S-51 капитан-лейтенанта Германа Бюхтинга торпедировал канонерскую лодку «Красная Грузия», но на снабжение десанта эта и ещё несколько побед поменьше не повлияли). А вот во время Эльтигенской десантной операции действовали куда успешнее: к 7 ноября торпедным катерам удалось полностью прервать снабжение советского десанта по морю, а снабжение по воздуху не обеспечивало даже нормального питания десантников. К 10 декабря 1943 Эльтигенский плацдарм был ликвидирован.
Самой крупной добычей шнелльботов на Чёрном море стал танкер «Москва» (6086 брт) с грузом бензина и мазута). 28 февраля 1943 года его атаковали S-26 лейтенанта Карла Силиса и S-47 лейтенанта Герхарда Беренса. Из четырёх выпущеных торпед одна попала в корму танкера и вызвала пожар, который не могли потушить в течение трёх суток. В ремонте танкер простоял до 1944 года. Впрочем, гораздо больше шнелльботами было потоплено шхун, самоходных барж и каботажных кораблей. Случались и столкновения с советскими торпедными катерами, обычно они заканчивались не в пользу Г-5 — у шнелльботов была сильнее артиллерийская компонента.
Успехи шнелльботов на Черном море обратили на себя внимание советского командования. Была сформирована авиа-дивизия — 62 пикирующих бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2, которая нанесла удар по Констанце, ликвидировав 6 торпедных катеров из 8 (точнее — 4 были уничтожены полностью, а два повреждены настолько сильно, что их затопили сами немцы. Собственно говоря, ни один из 17 попавших на Черное море шнелльботов не выжил, по большей части их уничтожала авиация, но S-27 умудрился погибнуть от своей торпеды — выпустил по советскому конвою, но «рыбка» легла на циркуляцию и...
Проще всего рассказывать о действиях шнелльботов против Северного флота. Они не смогли сделать ничего. Воевала на Севере VIII флотилия торпедных катеров, единственной операцией которой стала минная постановка близ полуострова Рыбачий. Немцы докладывали, что театр для торпедных катеров — не подходящий, после чего флотилию вернули в Германию.
Данное утверждение немного странно: советские Д-3 обладавшие куда более низкой мореходностью на Северном флоте успешно действовали. На основании успехов советских катерников в 1944 году VIII флотилию шнелльботов решили вернуть на Север, но этим планам не довелось сбыться...
После войны оставшиеся шнелльботы поделили союзники. 28 катеров досталось СССР, который катера не только использовал, но и изучил. И сделал выводы. Торпедные катера проекта 183 «Большевик» испытали на себе влияние британских катеров типа «Воспер», но сами катера типа "Воспер" строились англичанами с оглядкой на шнелльботы. Так что их можно (пусть и с натяжкой) назвать «внуками» немецких катеров.
Всего в Германии было построено 249 шнелльботов. Погибли в ходе Войны — 150. Но... На счету торпедных катеров Рейха 109 судов общим тоннажем 202 тысячи тонн. Не много? Но были ещё 11 эсминцев, 22 тральщика, 12 десантных кораблей и 1 подлодка. Плюс — высадки десантов, минные постановки, снабжение... В целом, можно считать, что проект шнелльботов из всех участвовавших во Второй Мировой войне торпедных катеров — наиболее удачный. Ставка сделанная на мореходность сыграла на все 100 процентов. Были у немецких катеров недостатки? Да! Большая осадка не позволяла им столь же безопасно ходить по минам, как катерам с осадкой в 1 метр, в результате три шнелльбота на Балтики погибли на минах. Но в целом, по совокупности это были корабли с хорошим балансом характеристик. Обидно, что имея возможность купить в конце 20-х - начале 30-х годов у фирмы «Люрсен» весьма удачный торпедный катер и лицензию на его производство руководство РККФ сделало ставку на туполевские Г-5 которых настроили за три сотни.
Отто Кан инвестиционный банкир и лицо игры "Монополия"
Благо прототип подобного катера в Германии был уже создан в 1926 году. Это была построенная на верфи фирмы «Люрсен» яхта «Охека II». Яхту заказал для себя американский инвестиционный банкир немецкого происхождения, не коронованный «король Нью-Йорка», Отто Кан. Собственно говоря само название — аббревиатура от «Otto Herman Kahn». Мистер Кан любил отдыхать от трудов праведных на исторической родине, и - кататься по Рейну и Северному морю. Проблема в создании лодки была в том, что судно для Рейна должно иметь небольшую осадку, а для Северного моря — быть мореходным.
"Охека II", яхта Отто Кана: скромно и со вкусом
Инженеры «Люрсена» решили её, облегчив корпус яхты — использовали алюминиевый набор и деревянную обшивку. А, что бы яхта не «садилась кормой» на полном ходу - придали корпусу форму, постепенно уплощающуюся к корме и установили двигатели в передней части судна. В результате получился почти идеальной с точки зрения гидродинамики корпус. В движение яхту приводили три двигателя «Майбах VL II» мощностью 370 лошадиных сил каждый. Сочетание удачного корпуса и мощных двигателей позволили яхте выдать на мерной миле 34 узла — не плохо для прогулочного катера!
S-22 во время смотра. Война - впереди...
В общем, в 1929 году Рейхсмарине заказало себе такой же катер, но с парой торпедных аппаратов и зенитным пулемётом (впоследствии заменённым на 20-мм автоматическую пушку). Кроме того, пришлось увеличить водоизмещение — до 51 тонны, установить три бензиновых двигателя «Даймлер-Бенц» по 900 л.с. каждый и 100-сильный «Майбах» для экономического хода. Всё это позволило катеру дать 34 узла скорости при очень неплохой мореходности!
Поскольку, некий австрийский художник в Германии к власти ещё не пришёл, немецкие адмиралы, заказывая «Люрсену» катер, малость стеснялись того факта, что обходят Версальские ограничения. Поэтому, торпедные аппараты в обычное время закрывались деревянными щитами, которые снимали только во время реальных торпедных стрельб, а сам катер обозвали обтекаемо - «шнелльбот», выдавая его то ли за посыльное судно, то ли за охотник за подлодками и дали номер — S-1. Впоследствии было заказано ещё четыре «шнелльбота» S-2 — S-5 с аналогичными характеристиками, но с суммарной мощностью главных двигателей доведённой до 3300 л.с. Правда, большого прироста скорости это не дало: на большой скорости нос катера выходил из воды и возникало сильное брызговое сопротивление и замывание бортов. Впрочем, инженеры использовали «эффект Люрсена» - установили в потоке воды от двух крайних гребных винтов вспомогательные рули, что давало прирост скорости и катера смогли преодолеть рубеж в 36,5 узлов.
Помимо строительства шнелльботов для Рейхсмарине немцы активно строили их на экспорт: в Югославию, Китай и Болгарию было построено 13 торпедных катеров. Это позволило немцам отработать технологии строительства и испытать на катере дизельный двигатель (2 катера для Болгарии были дизельные), а главное — определиться с требованиями к торпедному катеру для собственного флота. Но, тут, откуда не возьмись, возникли проблемы...
Шнелльботы на службе Франсиско Франко
Дело в том, что шнелльботы — детище Веймарской республики и Версальских ограничений, а пришедшие к власти сторонники австрийского художника всё это — похерили. И адмиралы флота Германии, переименованного в Кригсмарине, азартно взялись за строительство недоступных ранее подлодок, эсминцев, крейсеров и линкоров! В этих условиях торпедные катера остались пасынками руководства Кригсмарине — есть, значит надо как-то использовать, но развивать это класс... А зачем? В результате, к началу войны у Рейха было 20 торпедных катеров (пять первых S-1 — S-5 — в 1938 году продали Испании), из которых 4 — учебные, а шесть были оснащены дизельным двигателем. Все шнелльботы были разбиты на две флотилии: I и II, соответственно.
Машинное отделение шнелльбота
Что представляли из себя шнелльботы? Это были крупные катера водоизмещением 51-124 тонны (от серии к серии водоизмещение росло) имевшие водоизмещающийй корпус с округлым дном в передней части и плоским — в задней. Длина катеров варьировалась от 26,8 до 34,94 метра, ширина — от 4,2 до 5,1 метра, осадка с 2,44 до 2,9 метров. Мощность каждого из трёх главных двигателей (по большей части фирмы «Даймлер-Бенц») росла с 900 л.с. до 3500 лошадиных сил на последних сериях. Максимальная скорость также увеличивалась в процессе совершенствования конструкции шнелльботов: с 34 до 45 узлов. Особое внимание немцы уделяли дальности плавания, если у первых катеров она не превышала 350 миль то на последних колебалась в районе 700-800 миль. Вооружение первых серий — два торпедных аппарата калибра 533 мм с боезапасом в 4 торпеды, одна 20-мм пушка и один пулемёт, на последних сериях могло доходить до 4 торпедных аппаратов и 6х30-мм орудий!
Мостик шнелльбота
Особенно впечатляет обитаемость шенлльботов. На немецких торпедных катерах были две каюты - для командира и офицеров, кают-компания, кубрик личного состава (правда, с системой «горячая койка» - спальные места имелись только для свободных от вахты), камбуз и два гальюна. Никакого сравнения со спартанскими условиями на английских и итальянских катерах, не говоря уже про советские Г-5, где мотористы несли вахту лёжа на боку, потому, что иначе в моторном отделении катера было не поместиться!
Первый бой шнелльботы дали во время проведений операции «Вайс» - захвата Польши. Им была поручена блокада Данцигской бухты, в ходе которой S-23 потопил польское лоцманское судно. А потом был захват Норвегии. Торпедные катера прекрасно справились с высадкой первой волны десанта, пройдя на высокой скорости под огнём норвежских и английских береговых батарей. После чего, чем только шнелльботы не занимались! Высаживали десанты, ставили мины, вели противолодочное патрулирование, сопровождали конвои транспортных судов, даже были задействованы в доставке глубинных бомб на истративших свой боезапас миноносцы. Вот только в торпедные атаки они не ходили, что весьма напрягало их командиров: вспомогательные задачи вырабатывали моторесурс двигателей, и к моменту появления «задач по специальности» его могло не остаться...
Эсминец "Келли" - первая жертва шнелльботов
Первый случай сходить в торпедную атаку шнелльботам выпал 24 апреля 1940 года. Воздушная разведка обнаружила английский лёгкий крейсер «Бирмингем» идущий в сопровождении семи эсминцев эвакуировать из Норвегии союзные войска. В атаку вышли все исправные торпедные катера в количестве четырёх единиц. Повезло S-41 (по некоторым данным S-21), который влепил торпеду в машинное отделение эсминца «Келли». Несмотря на то, что в результате попадания погибло 27 человек, эсминец остался на плаву, англичане четыре дня тащили его на ремонт в Англию и дотащили, но следующие 8 месяцев он провёл в доке. S-33 атаковал эсминец «Бульдог», но промахнулся. Тем не менее, свою задачу шнелльботы выполнили: вражеское соединение не выполнило поставленную задачу и вернулось на базу. Таким образом торпедные катера доказали свою пользу в качестве ударных кораблей: четыре шнелльбота сорвали крупную операцию. Этот бой дал «зелёный свет» на активное применение торпедных катеров Кригсмарине в южной части Северного моря.
19 мая 1940 года 9 катеров совершили переход в Голландию. Первую победу одержал ночью 21 мая S-31 сбивший своей 20-мм зениткой английский многоцелевой самолёт «Авро Энсон». Но вскоре атаки в районе Ньюпорта и Дюнкерка принесли шнелльботам и более солидную добычу. 23 мая 1940 года S-21 и S-23 потопили в Ла-Манше французский лидер «Ягуар»: получивший две торпеды корабль сумел выброситься на мель и был добит Люфтваффе.
27 мая началась операция «Динамо» - эвакуация союзных (ну, как союзных... английских по большей части) войск из Дюнкерка. Единственными кораблями, которые смог выставить против эвакуирующих транспортов Кригсмарине стали шнелльботы S-21, S-32, S-33 и S-34. 28 мая S-34 атаковал транспорт «Абукир», на борту которого было более 900 человек. Первый торпедный залп ушёл в «молоко», но на шнелльботах были запасные торпеды! Катер перезарядил торпедные аппараты и повторил атаку, на этот раз — удачно: с судна, затонувшего в течении минуты удалось спасти только 5 членов экипажа и 25 пассажиров. Англичане подняли скандал, заверяя, что «гунны» расстреливали плавающих в воде людей из пулемётов, но это, скорее всего — пропаганда, торпедные катера после атаки всегда отходили на полном ходу, а S-34, к тому же, истратил все торпеды, задерживаться в Канале ему было противопоказано.
29 мая S-30 потопил британский эсминец «Вэйтфул» (по некоторым данным S-30 потопил ещё и эсминец «Графтон», но англичане считают, что его потопила подлодка U-62). 31 мая S-23, S-24 и S-26 атаковали два французских лидера: «Сирокко» и «Циклон». «Сирокко» пошёл на дно сразу, «Циклону» торпедой оторвало нос, он сумел 5-узловым ходом добраться до Бреста, но вскоре был затоплен — что-бы не достался немцам.
Торпедные стрельбы
Стоит остановиться на тактике шенлльботов. Первоначально, когда тактика торпедных катеров ещё только разрабатывалась теоретически, планировалось, что «лидировать» - выводить в атаку шнелльботы будут миноносцы. На практике это оказалось не применимо полностью! Крупные корабли только демаскировали низкие и незаметные «москиты», которые с атакуемого корабля часто даже не замечали. А вот второе положение теории - работа в тёмное время суток, оказалось полностью оправданно. Торпедные катера по большей части именно ночами и работали — их эффективность в светлое время суток была значительно ниже. Особенно хорошо шнелльботам удавались засады. Самолёт разведчик докладывал об обнаружении конвоя, и на маршрут его движения выдвигалась флотилия немецких торпедных катеров. Она разбивалась на пары (пара была главным тактическим звеном шнелльботов, сработанные пары никогда не разбивали, даже из флотилии во флотилию переводили вместе) и поджидала конвой в заданном районе лежа в дрейфе или нарезая круги на малом ходу. После чего следовала быстрая атака. Если торпедировать намеченную цель сразу не удалось, шнелльбот перезаряжал торпедные аппараты и повторял атаку. Таким образом, в ночь с 4 на 5 сентября 1940 года у Грэйт-Ярмута I флотилией торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Карла-Хайнца Бирнбахера был атакован британский конвой FS-271. Из 35 судов конвоя шнелльботы потопили 5 — отличный результат даже для «волчьей стаи» подлодок.
Шнелльбот рядом с потопленным судном, Балтика, начало войны
Не буду подробно освещать работу немецких торпедных катеров в Ла-Манше (отмечу только, что по её результатам часть Канала получила название «аллея шнелльботов») и на Средиземном море, потому что для нас гораздо актуальнее их участие в реализации плана «Барбаросса». На Балтику были переброшены I, II, III и V флотилии торпедных катеров. К боевым действиям они приступили ещё 21 июня 1941 года, выставив 30 мин на выходе из гавани Таллина. Командование Кригсмарине понимало, что 30 мин — не много, но рассчитывало, что само наличие минной опасности приведёт к панике у советского командования. В какой-то мере этот расчёт оправдался, действия адмирала Трибуца и его подчинённых в первые дни войны сложно назвать продуманными.
Самым ярким эпизодом боев на Балтике в первые дни войны стал бой шнелльботов S-35 и S-60 с советской подлодкой С-3. Подлодка вышла из Лиепаи 24 июня, когда возникла угроза захвата базы. Лодка была в ремонте, поэтому могла двигаться только в надводном положении, 100-мм пушка лодки также была не в строю, на борту кроме экипажа был экипаж подлодки С-1 и рабочие завода «Тосмаре». В 2:32 лодка была обнаружена и атакована шнелльботами, торпед у немцев оставалось только две штуки и обеими они промазали. Торпедные катера открыли огонь из 20-мм пушек, краснофлотцы отстреливались из винтовок и 45-мм пушки, бросали ручные гранаты. Сорок минут шла перестрелка: малокалиберная артиллерия катеров была неспособна пробить прочный корпус лодки, а от винтовочных пуль корпус шнелльбота не защищал никак (бронированную рубку первым получил S-67). Экипажи торпедных катеров забросали мостик лодки ручными гранатами, убив командира и вынудив краснофлотцев покинуть его. Исход боя решили сброшенные под самый форштевень субмарины четыре глубинные бомбы поставленные на минимальную глубину подрыва...
"Сторожевой" в Кронштадте
Нельзя сказать, что действия на Балтике были для немецких катерников лёгкой прогулкой — за первую неделю войны V флотилия потеряла три шнелльбота, но и потери Балтфлота были тяжёлыми. 27 июня в бою с пятью шнелльботами был тяжело повреждён эсминец «Сторожевой»: попавшая в район 46-58 шпангоутов торпеда оторвала носовую часть корабля, погиб командир, капитан 3 ранга Ломакин и 84 члена экипажа (немцы доложились о потоплении подлодки С-7, но на самом деле шнелльботы промахнулись). Корабль остался на плаву, но до конца войны в боях не участвовал. Кроме того, на минах выставленных торпедными катерами подорвался тральщик Т-208 «Шкив». А потом... А потом делать на Балтике шнелльботам стало нечего: Балтфлот укрылся в Кронштадте, а Финский залив был настолько плотно минирован, что заходить в него было самоубийством. Вернулись сюда немецкие торпедные катера в 1944 году, когда дела у Рейха были уже совсем плохи. Из известных операций шнелльботов можно упомянуть попытку уничтожить глубинными бомбами потопленную подлодку VIIC серии U-250: на борту затонувшей лодки были секретные самонаводящиеся торпеды «Крапивник». Операция была неудачной, подлодку водолазы КБФ подняли и «Крапивник» союзники заполучили. Последней операцией шнелльботов (и Кригсмарине в целом) была эвакуация войск из Курляндского котла 8-9 мая 1945 года. Немецкие катера с эвакуированными смогли оторваться от преследования советских катеров и сдались англичанам. Сдались последними из немецких кораблей...
Теплоход "Белосток", во время Войны - санитарное судно
На Чёрном море шнелльботы оказались в июне 1942 года. Немцы в это время осаждали Севастополь и командование Вермахта нервировал тот факт, что по морю в крепость регулярно доставляются подкрепления. Поэтому по Дунаю в Констанцу была переведена наиболее подготовленная I флотилия торпедных катеров. 19 июня был обнаружен небольшой конвой состоящий из санитарного судна «Белосток» под охраной 5 катеров типа МО и базового тральщика Т-408 «Якорь». На борту «Белостока» находилось 375 раненых и 43 эвакуированных. В 1:48 недалеко от мыса Фиолент конвой был атакован тремя шнелльботами. S-102 (капитан-лейтенант Вернер Тёнигес) торпедировал «Белосток», из воды удалось поднять 75 раненых, 3 пассажиров и 79 членов экипажа, погибло 388 человек. В общем, деятельность немецких катеров на Чёрном море началась с военного преступления...
S-28 I флотилии торпедных катеров в Двуякорной бухте близ Феодосии
Впоследствии шнелльботы попытались атаковать лидер «Ташкент», но тот увернулся от выпущеных торпед. Затем 10 августа 1942 года в 1:20, в районе Лазаревской тот же S-102 потопил транспорт «Севастополь», на борту которого погибло 924 человека, включая 166 раненых и 620 гражданских. Что характерно, катер с парохода не заметили, списав взрыв на атаку подлодки или плавающую мину. Наконец, 23 октября немецкие катера S-26, S-49 и S-51 атаковали крейсер «Красный Кавказ», лидер эсминцев «Харьков» и эсминец «Бойкий» - ни одного попадания достигнуто не было.
Во время боев на Малой земле шнелльботы попытались сорвать доставку подкреплений на плацдарм но потерпели фиаско (правда, в ночь с 27 на 28 февраля 1943 года S-51 капитан-лейтенанта Германа Бюхтинга торпедировал канонерскую лодку «Красная Грузия», но на снабжение десанта эта и ещё несколько побед поменьше не повлияли). А вот во время Эльтигенской десантной операции действовали куда успешнее: к 7 ноября торпедным катерам удалось полностью прервать снабжение советского десанта по морю, а снабжение по воздуху не обеспечивало даже нормального питания десантников. К 10 декабря 1943 Эльтигенский плацдарм был ликвидирован.
Танкер "Москва" примерно 1944 год...
Самой крупной добычей шнелльботов на Чёрном море стал танкер «Москва» (6086 брт) с грузом бензина и мазута). 28 февраля 1943 года его атаковали S-26 лейтенанта Карла Силиса и S-47 лейтенанта Герхарда Беренса. Из четырёх выпущеных торпед одна попала в корму танкера и вызвала пожар, который не могли потушить в течение трёх суток. В ремонте танкер простоял до 1944 года. Впрочем, гораздо больше шнелльботами было потоплено шхун, самоходных барж и каботажных кораблей. Случались и столкновения с советскими торпедными катерами, обычно они заканчивались не в пользу Г-5 — у шнелльботов была сильнее артиллерийская компонента.
S-51 и S-59 в Констанце, ждут штурмови ки
Успехи шнелльботов на Черном море обратили на себя внимание советского командования. Была сформирована авиа-дивизия — 62 пикирующих бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2, которая нанесла удар по Констанце, ликвидировав 6 торпедных катеров из 8 (точнее — 4 были уничтожены полностью, а два повреждены настолько сильно, что их затопили сами немцы. Собственно говоря, ни один из 17 попавших на Черное море шнелльботов не выжил, по большей части их уничтожала авиация, но S-27 умудрился погибнуть от своей торпеды — выпустил по советскому конвою, но «рыбка» легла на циркуляцию и...
Шнелльбот под огнём Ил-2
Проще всего рассказывать о действиях шнелльботов против Северного флота. Они не смогли сделать ничего. Воевала на Севере VIII флотилия торпедных катеров, единственной операцией которой стала минная постановка близ полуострова Рыбачий. Немцы докладывали, что театр для торпедных катеров — не подходящий, после чего флотилию вернули в Германию.
Д-3 дважды героя Советского Союза Шабалина - ему климат на Северном флоте воевать не мешал
Данное утверждение немного странно: советские Д-3 обладавшие куда более низкой мореходностью на Северном флоте успешно действовали. На основании успехов советских катерников в 1944 году VIII флотилию шнелльботов решили вернуть на Север, но этим планам не довелось сбыться...
После войны оставшиеся шнелльботы поделили союзники. 28 катеров досталось СССР, который катера не только использовал, но и изучил. И сделал выводы. Торпедные катера проекта 183 «Большевик» испытали на себе влияние британских катеров типа «Воспер», но сами катера типа "Воспер" строились англичанами с оглядкой на шнелльботы. Так что их можно (пусть и с натяжкой) назвать «внуками» немецких катеров.
S-204 сдаётся в Феликстоуне
Всего в Германии было построено 249 шнелльботов. Погибли в ходе Войны — 150. Но... На счету торпедных катеров Рейха 109 судов общим тоннажем 202 тысячи тонн. Не много? Но были ещё 11 эсминцев, 22 тральщика, 12 десантных кораблей и 1 подлодка. Плюс — высадки десантов, минные постановки, снабжение... В целом, можно считать, что проект шнелльботов из всех участвовавших во Второй Мировой войне торпедных катеров — наиболее удачный. Ставка сделанная на мореходность сыграла на все 100 процентов. Были у немецких катеров недостатки? Да! Большая осадка не позволяла им столь же безопасно ходить по минам, как катерам с осадкой в 1 метр, в результате три шнелльбота на Балтики погибли на минах. Но в целом, по совокупности это были корабли с хорошим балансом характеристик. Обидно, что имея возможность купить в конце 20-х - начале 30-х годов у фирмы «Люрсен» весьма удачный торпедный катер и лицензию на его производство руководство РККФ сделало ставку на туполевские Г-5 которых настроили за три сотни.
Свежие комментарии