12 декабря 1862 года, в ходе войны между Соединенными и Конфедеративными Штатами Америки, на минном заграждении, выставленном конфедератами на реке Язу, подорвался и затонул броненосец юнионистов "Кэйро" - первый в истории корабль, погибший от этого нового и, как оказалось, весьма эффективного оружия.
К сожалению, мины Нобеля, впервые примененные русскими против английского флота восемью годами ранее, в Крымской войне, оказались слишком слабыми (всего четыре килограмма черного пороха), чтобы привести к уничтожению судна. Ни один из напоровшихся на них английских пароходофрегатов не пошел ко дну, отделавшись относительно небольшими повреждениями.
А мина конфедератов содержала пять галлонов (около 19 литров) пороха в большой стеклянной бутыли, и этого оказалось достаточно для потопления речного колесного броненосца водоизмещением 512 тонн. Ранее "Кэйро" успел отличиться в Мемфисской битве, выдержав попадания артиллерийских снарядов в стальные борта, но против взрыва под деревянным днищем он оказался беззащитным. На заставке - подрыв "Кэйро" в изображении современного американского художника.
Схема вооружения и бронирования "Кэйро". Зеленым отмечена бронезащита из вертикальных стальных плит толщиной 64 мм на деревянной основе. Синим - железнодорожные рельсы, уложенные вплотную друг к другу и также прикрепленные к деревянной подложке.
Фотографию "Кэйро" я уже приводил в заметке с описанием Мемфисского сражения, а теперь пусть будет цветной рисунок, на котором он изображен в момент бортового залпа.
Слева - якорная мина, уничтожившая "Кэйро". Буквой "А" на рисунке помечен канат, натяжением которого регулировалась глубина установки мины, "В" - деревянный поплавок, "С" - оплетенная лозой бутыль с порохом и электродетонатором, "D" - кабель к подрывной машинке. Справа - инженеры военно-морского флота Конфедерации Южных Штатов (полковник, лейтенант и сержант), занимавшиеся минными постановками.
В конце прошлого века останки "Кэйро" были подняты, частично восстановлены и выставлены на всеобщее обозрение. Внизу - фотографии этого уникального памятника эпохи.
Автор Вячеслав Кондратьев
Первоисточник http://vikond65.livejournal.com/420433.html
Свежие комментарии