Услышали о том, что подержанные авто заставят выкупать производителя и потираете ручки? Не торопитесь радоваться – всё не так просто. О чехарде с авторемонтом – в статье Царьграда.
Накануне СМИ отрапортовали: мол, импортёрам авто в Россию из-за проблем с гарантийным ремонтом, связанным с санкциями, предложили выкупать машины, которые теперь нельзя починить из-за нехватки запчастей.
Но письмо это было написано в марте и явно потеряло актуальность. О том, как устаревшая новость попала в топы агрегаторов и зачем писать об этом сейчас, когда с момента формирования Союзом потребителей запроса в Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) прошло уже четыре (!) месяца – история умалчивает.Авторы письма апеллируют к ст. 6 закона "О защите прав потребителей", гласящего о том, что изготовитель должен обеспечить покупателю возможность пользоваться товаром в течение всего срока службы, а это предполагает ремонт по гарантии.
Просим вас подтвердить готовность своей компании исполнять эти обязанности в отношении российских потребителей её продукции в течение установленных ею сроков службы. Если вы предвидите препятствия для добросовестного исполнения этих обязательств, просим сообщить, как вы планируете их преодолеть и гарантируете ли поставку запчастей и обеспечение технической поддержки ваших российских дилеров и/или иных необходимых для этого организаций,
– сказано в письме Союза потребителей.
Полковнику никто не пишет
Тогда на официальный запрос отреагировали только в автоконцерне Porsche (письмо было направлено 11 марта, ответ поступил через 10 дней), по сути, успокоив адресата отпиской: в марте ещё никто не понимал, как действовать в сложившейся ситуации, и переписка Союза потребителей с автобизнесом, пусть и в лице одного Porsche, выглядит как попытка делать хоть что-то, невзирая на смысл и нереальность достижения цели.
По словам одного из инициаторов письма с необычным предложением к европейским производителям – председателя Союза потребителей России Петра Шелища, на данный момент надежд, что ответит кто-то ещё, кроме Porsche, – нет: прошло уже слишком много времени, и получается, что инициатива исчерпала сама себя. Но некоторые СМИ подали новость как свежую горячую информацию, введя в заблуждение многочисленных читателей.
Они ответили, что они собираются всё, что положено сделать, всё выполнять, пожаловались, что есть сложности с доставкой из-за рубежа. Они подтвердили то, что они собираются всё выполнять. О том, ответит ли кто-то ещё – не знаю, прошло уже много времени. Мы писали письмо в марте, это было очень давно,
– сетует Пётр Шелищ в беседе с Царьградом.
Да и, по сути, в Porsche впрямую не сказали о согласии выкупать у русских автолюбителей неисправные машины, но заверили, что запчасти вовремя отгружаются со склада в России, а дилерские центры работают без сбоев.
Импортёр признаёт нарушения в поставках, объясняя это проблемами в цепочках поставок и в производстве на заводах за пределами России. ООО "ПОРШЕ РУССЛАНД" подтверждает намерение исполнять гарантийные обязательства и сообщает, что предпринимает действия для минимизации влияния сложившихся обстоятельств на российских потребителей,
– сказали в Porsche.
О сохранности всех гарантийных обязательств весной невпопад говорили разные представители лидеров автопрома, к примеру – в BMW, чей завод в Калининграде с началом спецоперации пришлось срочно перепрофилировать под сборку азиатских машин. Но вопрос – как эта информация поможет простым автовладельцам, остаётся риторическим.
Ничего не слышу, ничего не вижу
Пока журналисты тиражировали информацию далеко не первой свежести, как-то мимо и боком прошла новость о том, что сегодняшняя ситуация прямо противоволожна – власти намерены помочь импортёрам, оказавшимся в трудной ситуации. В Совфеде считают, что производители машин не виноваты в сломе логистических цепочек и стали заложниками ситуации.
Практически незаметным осталось уверение сенатора Андрея Кутепова: в верхней палате парламента разрабатывают меры для помощи добросовестным поставщикам иномарок. Планируется, что автодилерам дадут отсрочку по обязанности проводить гарантийный ремонт. Более того: в закон "О защите прав потребителей" внесут нужные поправки – срок ремонта будут считать с момента поступления деталей на склад, а не с даты предъявления претензии покупателя.
Речь идёт о трёх статьях закона о защите прав потребителей – 19-й, 20-й и 21-й. Они касаются сроков предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, устранения недостатков и замены товара ненадлежащего качества. Если товар отсутствует на складе, предлагается дать возможность дилерам исполнять свои обязательства, но после поступления товара,
– сказал сенатор.
Всё для народа
Всё это выглядит прекрасно и благородно, но давайте подумаем – сильно ли интересует обычного, среднего потребителя с купленным в кредит седаном, как поживает Porsche или Lamborghini? Подозреваем, что не очень. Людей больше интересует то, как им отремонтировать свой автомобиль, в который вложены немалые средства. И тут выясняется вот что – поставщики иномарок далеко не такие белые и пушистые, как принято считать в Совфеде.
Оказывается, представители автопроизводителей – дилерские центры – в последнее время довольно часто пытаются нажиться на доверчивых клиентах. Но вот делают они это по указке "сверху" или занимаются самодеятельностью, пока непонятно. Дело в том, что, когда клиент приходит в автоцентр с запросом на гарантийный ремонт, менеджеры дилерского центра разводят руками и сетуют на невозможность поставки деталей. Отдельные хитрые товарищи предлагают клиенту купить детали в обход гарантийного пакета, по альтернативным каналам поставок. Это ускоряет, но в то же время и удорожает процедуру – мало того, что запчасти взлетели в цене, так ещё и такая афера уже не будет считаться гарантийным ремонтом – изначально бесплатным для покупателя авто. Невозможность провести гарантийный ремонт со старта действия санкций начали заявлять многие марки, первыми стали Cadillac, Chevrolet и Renault.
Параллельный мир импорта
Некоторые эксперты считают, что проблема с недостатком запасных частей и вовсе надуманна и преувеличена. Независимый автоэксперт Дмитрий Попов рассказал Царьграду: недавно он ремонтировал свой автомобиль и не столкнулся с дефицитом, в этом, по мнению эксперта, помогает параллельный импорт. Дмитрий заменил в своём авто ступичный подшипник, помпу, ремни и многое другое. Правда, ремонт машины несколько подзатянулся – он занял целый месяц, но зато по каждой позиции Дмитрию было предложено несколько вариантов различных производителей, большая часть из которых находится за рубежом.
Да, детали при этом становятся дороже, но а что сейчас не дорожает?
– вопрошает спикер.
К инициативе выкупа дилерами подержанных иномарок из-за невозможности их отремонтировать по гарантии Дмитрий Попов относится весьма скептически. Более того, эксперт считает эту меру популистской.
Если речь идёт о техническом обслуживании, то это чушь и ахинея! Довольно часто были ситуации, когда мы бегали на рынок и покупали на разборках "бэушные" узлы и агрегаты. Но тогда ситуация была совсем невмоготу, а сейчас она к таковой не относится. На самом деле у нас параллельный импорт, насколько я вижу из общения со своими коллегами, вполне себе справляется с потребностями технического обслуживания автомобиля: с фильтрами нет проблем, с подшипниками, как и со всем другим. Мне кажется, что это какая-то авантюра, которая к тому же не настолько востребована. Может быть, речь идёт о каких-то суперуникальных моделях, но для подобных авто существуют свои каналы поставок. Не вижу оснований для раздувания этой истории, честно говоря,
– сказал Дмитрий Попов.
Вызывает сомнения в том числе и формулировка продажи дилеру авто по "рыночной стоимости". Какая может быть рыночная цена у неисправного автомобиля, если у автомобиля, например, вышла из строя автоматическая коробка передач? Понятно, что автомобиль с неисправной коробкой передач будет существенно пролетать в цене. Но здесь есть одна юридическая тонкость, напоминает Дмитрий Попов:
Даже если мы внесём сейчас поправки в закон "О защите прав потребителей" о том, что если гарантийные обязательства не выполняются на период эксплуатации, то товар можно вернуть по остатку его стоимости, то в этом случае иностранный контрагент скажет: "Ребята, извините, но закон обратной силы не имеет. Мы продавали вам машины по другим ценам". Но самое главное, что хочу сказать, я не вижу проблемы с запчастями. Если она и присутствует, то локальная, по каким-то отдельным узлам и агрегатам надо просто подольше подождать. Казахстан все завезёт,
– резюмирует автоэксперт.
Что с того?
Эксперт Дмитрий Попов считает, что общество в решении прикладных экономических задач разделилось на два лагеря – первый действительно занимается тем, что видит реальные трудности и решает реальные задачи, и второй, занимающийся хайпом и популизмом, стремясь "поймать волну".
В адрес простых любителей придумали пока только одно послабление – в части базового тарифа ОСАГО. Его существенно скорректируют с учётом плавающих цен и недопоставок комплектующих, ведь в цене взлетели именно самые ходовые, "бьющиеся" при авариях автозапчасти. Но пока расширяется тарифный коридор ОСАГО, а дилеры выжидают мхатовскую паузу, многие люди начнут ставить свои машины в гараж до лучших времен.
Свежие комментарии