Мексика разрабатывает и производит собственные системы вооружения с начала 20 века, пройдя через этапы строительства собственной авиации, бронированных машин и кораблей, хотя ее оборонная промышленность со временем слабела и сегодня уже не так сильна, как прежде.
За прошедшее десятилетие началось определенное ее возрождение под руководством Секретариата национальной обороны Secretariat of National Defence (SEDENA) и Главного управления военной промышленности (DGIM).
В сфере стрелкового оружия DGIM перешло от лицензионного производства иностранного оружия к разработке и производству своих собственных моделей. 5,56-мм штурмовая винтовка FX-05 Xihucoatl разработана в 2005 году на смену 7,62-мм винтовок Heckler & Koch G3, стоящих на вооружении большинства подразделений мексиканской армии. По внешнему виду винтовка FX-05 похожа на Н&К G36 (что привело к расследованию компанией Н&К возможного нарушения патентного права), но в действительности является оригинальным проектом.
5,56-мм штурмовая винтовка FX-05 Xihucoatl
Первоначальный бюджет в 100 миллионов мексиканских песо (9 миллионов долларов) в 2006 году предусматривал разработку, испытания и производство 30000 новых винтовок. На сегодняшний день уже изготовлено 60000 штук и планами предусматривается изготовление к 2018 году еще 120000 винтовок. Впрочем, бюджетные ограничения, связанные с падением цен на нефть, означают, что этим планам вряд ли суждено будет сбыться.
Основные усовершенствования FX-05 по сравнению с винтовкой G3 связаны с широким применением полимерных материалов, облегчивших оружие, также интегрирован модульный приклад для удобства в обращении и прозрачный магазин, поэтому владелец может всегда видеть, сколько патронов осталось. Винтовка оснащена направляющими Пикатинни для установки приспособлений и аксессуаров, включая коллиматорный прицел, переднюю рукоятку и тактический фонарь.
Хотя винтовка является достижением мексиканской оборонной промышленности, понятно, что имеются проблемы с надежностью, в основном это короткий срок службы ствола, который по некоторым данным не превышает нескольких сотен выстрелов. Связано это, скорее всего, с использованием низкокачественной стали при производстве. DGIM также разрабатывает для винтовки FX-05 подствольный 40-мм гранатомет с целью замены существующих гранатометов М203, используемых с винтовками G3.
Бронированные платформы
Секретариат SEDENA выдал задание DGIM на разработку легкой защищенной машины, которая поручила обозначение DN-XI. В 2012 году было объявлено о том, что поставлена цель изготовить 1000 таких машин.
Мексиканские военные в настоящее время изготавливают легкий патрульный бронеавтомобиль DN-XI, который базируется на шасси Ford Super Duty F-550. В основу новой машины положен опыт, полученный при эксплуатации бронеавтомобиля Oshkosh SandCat
DN-XI бронированная кабина, установленная на шасси Ford F-550 Super Duty, может выдержать попадание 7,62-мм пуль. На ней установлена башенка для легкого/тяжелого пулемета или автоматического гранатомета; в бронеавтомобиле может разместиться группа из восьми пехотинцев.
Новая специализированная сборочная линия в Мехико стоимостью 6,3 миллионов долларов с планируемым объемом производства до 200 машин была организована Управлением DGIM. Впрочем, бюджетные проблемы позволил изготовить на сегодняшний день только 100 машин. DN-XI гораздо дешевле специальных патрульных бронеавтомобилей, но не имеет такого же уровня защиты, он слишком тяжел и не имеет достаточной внедорожной проходимости. Для установки на бронеавтомобиль DN-XI Директоратом SEDENA был разработан дистанционно управляемый боевой модуль SARAF-BALAM 1.
DGIM также разработал бронеавтомобиль Kitam, показанный в 2014 году, которая базируется на шасси Dodge, и показанный в 2015 году Cimarron на базе шасси Mercedes Unimog U5000 с установленной бронированной кабиной. Не ясно, начнется ли серийное производство этих машин.
Амбиции кораблестроения
С 90-х годов судостроительная верфь мексиканского флота ASTIMAR строит корабли для мексиканского секретариата флота, она объявила в 2013 году о своих амбициозных планах по постройке 62 новых судов. Этот проект включает строительство четырех новых сторожевых корабль прибрежного действия - усовершенствованного варианта класса Оахаса, 20 кораблей ближнего дозора класса Tenochtitlan на базе Damen Stan Patrol серии 4207 и 16 быстроходных катеров Polaris II, варианта Dockstavarvet IC16M местного производства.
Судоверфь мексиканского флота в настоящее время строит корабль ближнего дозора класса Tenochtitlan, представляющий собой вариант корабля DAMEN Stan Patrol 4207
И снова проблемы с бюджетом заставили значительно сократить программу, но ASTIMAR сумела завершить строительство пяти судов класса Tenochtitlan и двух судов Polaris II, в то время как два сторожевых корабля прибрежного действия находится на финальных этапах строительства. Новые сторожевые корабли класса Оахаса отличаются несколькими модификациями и улучшениями по сравнению с первыми четырьмя кораблями этого класса, включая бульбовый нос, новую систему управления огнем и 57-мм артиллерийскую установку BAE Systems Bofors МкЗ вместо 76-мм установки Oto Melara Super Rapid, которая устанавливалась на предыдущие корабли этого класса.
Мексиканский флот также занимается установкой дистанционно управляемого боевого модуля местной разработки SСONTA с 12,7-мм пулеметом на скоростные катера Polaris I (Dockstavarvet CB9QH).
Частная инициатива
За последние десять лет промышленность беспилотных летательных аппаратов в Мексике получила значительный импульс. В то время как несколько компаний в настоящее время разрабатывают и занимаются единичным изготовлением беспилотников для наблюдения, только Hydra Technologies успешно вышла на серийное производство и продажу нескольких своих систем.
Первым заказчиком компании Hydra стала мексиканская полиция, получившая с 2008 года беспилотники S4 Ehecatl, E1 Gavilan и G1 Guerrero. Если командование флота первоначально проявляло интерес к беспилотнику S4, чьи эксплуатационные расходы оказались значительно меньше эксплуатационных расходов зарубежных конкурирующих систем, то, в конечном счете, было решено разработать свое собственное семейство БЛА и для этого обратиться за помощью к американской компании Arcturus.
На фото в цветах мексиканской национальной полиции БЛА G1 Guerrero компании Hydra Technologies. Это один из нескольких беспилотников мексиканской разработки и производства, в настоящее время стоящих на вооружении мексиканских ВВС и выполняющих задачи наблюдения и разведки
Мексиканские ВВС эксплуатируют нераскрываемое число систем S4, а также их более крупную модификацию S45 Balaam, которая имеет продолжительность полета 12 часов по сравнению с 8 часами беспилотника S4 и несет большую полезную нагрузку. Хотя компания Hydra пыталась разработать свою собственную бортовую аппаратуру, ее БЛА в основном продаются с оптическими станциями видовой разведки серии TASE компании Cloud Cap Technologies.
Беспилотник S4 Ehecatl
Вывод
Мексике еще предстоит долгий путь, если она намеревается стать региональным игроком в оборонной сфере. Тем не менее, ее возможности были не только восстановлены в последние десять лет, но и значительно расширились.
Если говорить об отдаленных возможностях, то экспорт оборонных продуктов разработки и производства Мексики неумолимо становится реальностью. Судоверфь ASTIMAR продвигает свои проекты в другие страны Латинской Америки, а компания Hydra Technologies потихоньку пробует привлечь интерес зарубежных стран к своим беспилотникам.
Впрочем, отсутствие четко определенной политики государства касательно продвижения отечественных оборонных продуктов на международном рынке является сдерживающим фактором и Мексика возможно должна присмотреться к некоторым странам Южной Америки, производящим оборонную продукцию, например к Колумбии, которая превратила свою местную промышленность в успешного экспортера.
Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.gob.mx
www.sedena.gob.mx
www.hydra-technologies.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev
Свежие комментарии