Sikorsky-Boeing SB-1 Defiant (программа FLRAA)
Июнь ознаменовался еще одним достижением дуэта Sikorsky/Boeing в деле разработки нового скоростного вертолета SB-1 Defiant. Казалось бы, совсем недавно (свой самый первый полет машина выполнила 21 марта 2019 года) он неуклюже зависал над землей, показывая всем своим видом экспериментальный характер разработки. Однако девятого июня этого года на территории летно-испытательного центра компании Sikorsky в Уэст-Палм-Бич машина разогналась до скорости 205 узлов (380 километров в час), установив для себя абсолютный рекорд скорости. Это только начала долгого и упорного пути и новых достижений.Напомним, SB-1 Defiant — часть программы FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft), порожденной, в свою очередь, концепцией Future Vertical Lift (FVL). Последняя направлена на поиск замены почти всем американским армейским вертолетам.
Ее составные части выглядят следующим образом:
• JMR-Light, или Future Attack Reconnaissance Aircraft. Программа призвана найти замену легкому вертолету OH-58 Kiowa.
• JMR-Medium-Light (детали и текущее состояние неизвестно).
• JMR-Medium или Future Long-Range Assault Aircraft. Программа призвана найти замену для UH-60 Black Hawk.
• JMR-Heavy. Программа призвана найти замену для CH-47 Chinook.
• JMR-Ultra. Программа призвана найти машину, возможности которой были бы сравнимы с транспортными самолетами C-130J Super Hercules и Airbus A400M.
Вертолет SB-1 Defiant — один из главных претендентов на победу в рамках Future Vertical Lift. И один из двух возможных, если говорить о FLRAA. Согласно требованию Армии США, машина должна перевозить двенадцать полностью экипированных десантников с крейсерской скоростью не менее 425 километров в час на дальность не менее 420 километров.
Defiant близок к тому, чтобы соответствовать требованиям. При этом сами разработчики планируют, что машина сможет летать со скорость более 460 километров в час. Демонстратор оснащен двумя двигателями Honeywell T55 и имеет хорошо узнаваемую внешность. Как и далекий предок вертолета в лице Sikorsky X2, новый аппарат имеет соосный несущий винт и толкающий винт: кстати, такую же схему Sikorsky применила для легкого вертолета S-97 Raider.
Bell V-280 Valor (программа FLRAA)
И хотя отношения с конвертопланами у американцев традиционно складываются не лучшим образом (любители авиации хорошо знают про технические трудности и гигантскую цену V-22 Osprey), компанию Bell технические вызовы не пугают. Напомним, ее перспективный конвертоплан Valor совершил первый полет еще 18 декабря 2017, то есть на два года раньше, чем поднялся в небо его конкурент в лице SB-1 Defiant.
Неудивительно, что за спиной у летательного аппарата уже целая серия достижений. Так, 16 мая 2018 года опытный образец совершил полет в самолетном режиме: во время испытаний аппарат развил скорость 350 километров в час. А в январе 2019 года конвертоплан разогнался до крейсерской скорости 518 километров в час. В декабре 2019-го Valor совершил полет в полностью автономном режиме: летчики находились в кабине, однако не вмешивались в управление. Предполагается, что в будущем такие возможности позволят минимизировать риск для экипажа во время особо опасных вылетов.
Сейчас сложно прогнозировать победу того или иного участника состязания. Очевидно, что каждый из них имеет свои минусы и плюсы. Так, Valor сможет похвастаться большей скоростью, а выбор в пользу SB-1 позволит снизить технические риски.
Sikorsky Raider-X (программа FARA)
Программа Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), как уже отмечалось выше, призвана заменить списанный OH-58 и дополнить AH-64. Нельзя исключать, что в будущем новинка вообще заменит «Апач», но пока что американцы в целом довольны своим ударным вертолетом.
Дальше всех в этом направлении продвинулся Sikorsky, который еще 22 мая 2015 года поднял в небо Sikorsky S-97 Raider, построенный по соосной схеме с толкающим винтом в хвостовой части. Впервые представленный на осенней выставке AUSA (Association of the United States Army) 2019 Raider-X — его прямое развитие. По сути, перед нами «потолстевший» S-97: разница в размерах составляет примерно 30%. Предполагается, что аппарат сможет развивать скорость примерно в 380 километров в час, используя двигатель General Electric T901. На одном из представленных изображений можно видеть Raider-X, имеющий встроенное орудие и несущий на внутренних держателях восемь ракет класса «воздух-поверхность». Расположение членов экипажа бок о бок роднит машину с OH-58, а ударные возможности приближают ее к Apache.
Пока что Raider-X нет «в железе». Если у Sikorsky не будет серьезных проблем, то компания по условиям конкурса начнет испытания прототипа в конце 2022 года и в случае победы организует серийное производство новой машины в 2028 году.
Bell 360 Invictus (программа FARA)
Главный вызов для Sikorsky в рамках FARA — это не инновационная компоновка Raider-X и связанные с нею технические трудности, а прямой (и теперь уже единственный) конкурент в лице Bell 360 Invictus. Уместно напомнить, что остальные конкуренты (проект от AVX Aircraft и L3 Technologies, разработка Karem и концепт боевого вертолета от Boeing) выбыли из состязания в марте этого года.
Invictus — относительно «консервативный» проект, построенный вокруг традиционной аэродинамической компоновки. Также машина имеет проверенное для боевых вертолетов тандемное расположение членов экипажа: как у Ми-28 или Apache.
Внешне вертолет Bell 360 Invictus похож на давно закрытую программу «Команч», однако концептуально есть различия. Главное — перспективная машина не является «ультимативным» стелсом: ее необычная внешность — следствие попытки разработчика обеспечить максимальные летно-технические качества при минимальных затратах.
И все же, даже несмотря на то, что проект базируется на технологиях Bell 525 Relentless, это принципиально новая машина. То есть ничего нельзя исключать: прежде всего что прототип и тем более серийная версия не будут отличаться от ранее показанного осенью прошлого года макета.
Известно, что машина сможет похвастаться внушительным арсеналом: на представленных изображениях вертолет несет восемь ракет класса «воздух-поверхность» на внешней подвеске и еще четыре — на внутренних держателях. Можно сказать, что по части вооружения он не будет уступать RAH-66 Comanche, а возможно, и AH-64 Apache.
Из представленных выше вертолетов только две получат путевку в жизнь: оставшиеся два, вероятнее всего, канут в Лету. Заметим также, что представленные выше четыре машины — далеко не все проекты скоростных вертолетов будущего для вооруженных сил США, однако пока что о других мы ничего не знаем, не считая разве что многоуровневой концепции.
- Автор:
- Илья Легат
Свежие комментарии