На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Золотарев
    Суть простая: выкиньте Санду на помойку!В Молдавии предуп...
  • Svetlana Kuzmina
    В этом вопросе нужно трижды подумать, прежде чем связываться с американцами, обманут и глазом не моргнут, и Россия ос...Эндрю Корыбко: По...
  • Людмила
    ну, и вертлявый губошлеп !!! 🤮Токаев – Макрон: ...

Армия Византии VI в. Дворцовые части

 
Этой работой мы заканчиваем небольшой цикл, посвященный дворцовым частям армии Византии в VI веке. Речь пойдет о схолариях и кандидатах.


Миниатюра. Илиада. 493-506 гг. Библиотека-пинакотека Амбросиана. Милан. Италия
 


Схоларии (sholarii, σχολάριοι) — воины из схолы, подразделение первоначально предназначенное охранять императора, императорский дворец и нести стражу в городе. Схолы были созданы в IV в. Привилегированная их часть получила наименование кандидатов. Она была выделена из схол в VI в. О схолах написано достаточно много, это дворцовая стража просуществовала несколько сот лет, но если в VI в. заметно некоторое падение значимости этих боевого подразделения и превращение их в дворцовых сторожей, красиво и мощно вооружённых, то в последующий период можно наблюдать реанимацию этих полков.

Изначально (в V в.) дворцовых схол было одиннадцать, нумерной, каталожный состав (штат) состоял из 3500 схолариев, таким образом, на схолу приходилось, в средним, по 300 — 320 штатных единиц, и схола соответствовала армейской тагме, арифме или банде VI в. Прокопий Кесарийский подтверждал это тождество называя их на армейский манер тагмами. Его современник поэт Корипп называл их когортами (500 воинов), но, возможно, это было лишь художественное сравнение. В начале VI в. схолы, в отличие от каталожных частей армии, были или должны были быть частями постоянной боевой готовности: если каталожных воинов набирали из их частей в экспедиционные подразделения, то схола выступала в полном составе как единое подразделение. Но постепенно этот принцип был отменён, возможно с целью «экономии» на армейских расходах, естественно, в ущерб боеспособности армии, а возможно, в силу ситуации, когда схоларии сами не рвались на войну. В 578г. Маврикий, о чём мы писали, набирал воинов для экспедиции среди охранников дворца.


Серебряное блюдо. Керчь. V в. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия

Этот корпус подчинялся Магистру оффиций (Magister officiorum), первоначально он являлся командиром конницы при императоре, в VI в. руководил внешней политикой, оружейными мастерскими, почтой, охраной дворца императора, города и арсенала, говоря современным языком, был первым министром государства. Магистр формально руководил оффициями: схолами гражданскими и военными. Командиром отдельной схолы был трибун или примецериус (primicerius). Отряды располагались как в столице, так и в городах Малой Азии, в Халкидоне и делились на «старые» и «молодые». В V в. в их ряды зачисляли отслуживших действительную службу солдаты, им платили больше, чем каталожным воинам, но император Зенон, исавр по происхождению, включил в их число многочисленных своих соплеменников, незнакомых с военным делом. Позднее, при Юстине I, его племянник и будущий император, Юстиниан ввел две тысячи «сверхнормативных» гвардейцев, продавая должности за деньги. Таким образом, любой состоятельный человек, не имеющий никакого отношения к военному делу, мог попасть в эти подразделения. Прокопий Кесарийский писал о том, что под предлогом их отправки на театр боевых действий, император вымогал у зачисленных деньги. 

Примечательно, что в Риме западные схолы были распущены Теодорихом, но с сохранением пенсии воинам и их потомкам.

Агафий Миринейский описал этих воинов. В 559 г., когда гунны угрожали Константинополю, схоларии были выведены на охрану города: 

«Казались несомненными такие страшные и величайшие опасности, что на стенах, в Сикке и так называемых Золотых Воротах были действительно расставлены лохаги, таксиархи и многие воины, чтобы мужественно отражать врагов, если нападут. На самом деле, однако, они были небоеспособны и не были даже достаточно обучены военному делу, а были из тех воинских частей, которые назначались держать караулы днем и ночью, которых называют схолариями. Они назывались воинами и были записаны в военные списки, но большой частью были горожанами, блестяще одетыми, но подбиравшимися только для увеличения достоинства и великолепия императора, когда тот выступал публично…Эти-то люди, за недостатком опытных в военном деле расставленные по стенам, делали вид, что охраняли их».


Тем не менее, Феофан Византиец сообщал, что схолы вступили в бой с аварами и многие погибли.

Ситуация меняется к концу века, когда всё больше возникает потребность в частях постоянной боевой готовности и схолы теряют декоративный налет. 

Кандидаты (сandidati) – «белая» гвардия, шестая схола и офицерский резерв. Этот отряд состоял из 400-500 воинов. Он был создан, как часть схол, Константином Великим в IV в. Кандидаты были практически постоянными участниками церемоний возведения императоров на престол в V — начале VI вв. Кандидаты в «табеле о рангах» стояли на пятом месте, а их казармы находился на территории Большого дворца, рядом с дворцом Халка, напротив Августеона, рядом с триклиниями схолариев и экскубиторов. Естественно, как «офицерскому резерву» им поручали важнейшие функции. Кандидату Асбаду, например, было поручено в 550 г. командование отрядом регулярной конницей из фракийской крепости Тзуруле или Цурула.

Одежда. Внешний вид схолариев понятен, известен и прослеживается несколько веков: он встречается на изображениях от начала V в., таких как на блюде из Керчи и Мадрида, на колонне Маркиана (450-457 гг.) или на основании колонны Феодосия. Исследователи спорят, изображены ли там экскубиторы или схоларии. Все эти изображения были сделаны до формального возникновения или восстановления подразделения экскубиторов (468 г.), а значит – это схоларии и нет необходимости воинов, изображенных в Равенне, отождествлять не со схолариями.



Серебряное блюдо. V в. Национальная библиотека. Мадрид. Испания

Всюду, где в VI в. мы видим императора с воинами можно предположить, что воины эти – схоларии.

Как мы знаем, парадно-боевое снаряжения у схоларии и кандидаты состояло из копий и щитов, экскубиторы имели еще и мечи, а протекторы — секиры. 

Одежды дворцовой стражи восходят к алым римским армейским туникам, таким как у стражника с миниатюры Сирийской Библии VI-VII вв., а вот схолариев с мозаик Равенны мы видим в разноцветных туниках. 


Туника. Египет. III- VIII вв. Инв.90.905.53 Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Что касается кандидатов то их хитоны и хламиды были исключительно белыми. Туники и плащи белого цвета олицетворяли христианскую чистоту. Белый цвет пользовался огромной популярностью, а сочетания его с оттенками пурпурного было трендом этого периода. Недаром гвардейцы с мозаик одеты и внешне выглядят как, изображенные рядом, ангелы. Архистратиг Михаила из Сен Аполлинаре ин Класс VI в., как высшее должностное лицо, одет в белую тунику. В 559 г. императора Юстиниана I, при парадном выходе, сопровождали протекторы и схоларии, возможно кандидаты, так как они были в белых плащах. Кандидаты Юстина II были одеты так же, а гвардеец из свиты василисы Феодоры, изображённый на мозаике Сан Витале, одет в белую хламиду. 

Туника или хитон в этот период это т-образная единотканная или составная рубаха, под ней носили исподнее: линею или камисион (linea, kamision). Она изготовлялась из шерсти, хлопка, реже из шелка. Это «платье» было основным видом мужской одежды: в зависимости от ширины и длины, туники имели различные наименования:

• Латиклавиа (laticlavia) – с вертикальными полосками (ангелы из Сан Аполлинаре Нова из Равенны). 

• Далматика – узкая одежда с длинными рукавами; 

• Коловий — узкая одежда с короткими рукавами (Авраам приносящих в жертву своего сына из Сан Витале в Равенне, тарелка «Спор Аякса и Одиссея» из Эрмитажа); 

• Дивитисий — узкая одежда с широкими рукавами (священники рядом с императором Юстинианом и епископом Максимином из Сан Витале в Равенне). 

Поверх хитона гвардейцы носили хламиду или лацерну (lacerna), это плащ или мантия, в виде куска продолговатой ткани, часто, до пят, скрепляющийся справа застежкой, так что грудь и левая часть тела закрыта плащом полностью, а открытой остаётся лишь правая рука и предплечье. 

Знаки воинского отличия. Орбикулы и таблионы. Туники военных были такие же, как и у гражданских, но на них имелись знаки воинского отличия, о которых мы знаем не много. Воинские пояса и застёжки плащей так же отличали военных от гражданских. 


Фрагмент орбикулы. Египет. V-VII вв. Инв. 89.18.124. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

На плечах рубах нашивались орбикулы. Это большой шеврон, указывающий на воинское звание. На плащи пришивались тканевые квадраты, разного цвета, с вышивками, в том числе, золотыми нитями. Такая квадратная нашивка называется табула (tabula) или таблион (tablion).

До нас дошёл ряд таких нашивок, которые можно идентифицировать с воинскими званиями. Самый распространённый, это конечно же императорский «шеврон» на плече у императоров Юстиниана II из Сан Витале, Константина IV и архистратига Михаила из Сан Аполлинаре ин Класс, который одет как василевс. Так же мы имеем отличительный знак магистра оффиций (первого министра, а ранее начальника всей конницы), стратилата (магистра миллитум) из Сан Витале и, аналогичный, из Сан Аполлинаре ин Класс. Возможно, стратилата региональной армии, а вот орбикул на плече у Понтия Пилата из Равенны, можно определить, как отличительный знак комита или дука для VI в. 


Христос и Понтий Пилат. Мозаика. Базилика Сен Аполлинаре Нуова. VI в. Равенна. Италия. Фото автора

Пояс. В Византии, как и в Риме ношение ремней (cingulum militiae) было строго регламентировано. Пояс (cingulum, ζώνη) был отличительным знаком для всех, кто нёс государственную службу: от солдата до самых высоких чинов. В Кодексе Феодосия и Юстиниана регулировались правила ношения ремней, их цвет и украшения. У префекта претория пояс был из двойной красной кожи, богато орнаментированный и с золотой пряжкой. У комитов были позолоченные кожаные пояса. Такие же вручались иностранным послам. На мозаиках мы видим, что схоларии носили золотые пояса.

Потеря пояса или кушака означала утрату власти или звания: так Акакий Архелай прибывает в войска, осаждающие сасанидский Нисибис в 573 г., о чем пишет Иоанн Эфесский, и лишает командира, руководящего осадой, патрикия Маркивиана пояса, с применением насилия, т. е. осуществляет символический обряд лишения власти. 

Фибулы и знаки отличия. Среди знаков отличия фибуле или корнукопионы играла важную роль и как утилитарный предмет и как знак воинского отличия. Самые дорогие застежки можно видеть на мозаиках Равенны: в соборах Сен Витале и Сен Аполлинаре у Юстиниана I и в Сен Аполлинаре ин Класс у Архистратига Михаила, а также у Христа-воина из Архиепископской капеллы:
«К этой хламиде приделана золотая пряжка, в середине которой вделан драгоценный камень; отсюда свисали три камня – гиацинта (кроваво-красный циркон), приделанные к гибким золотым цепочкам».
Такую фибулу мог носить только император, у которого был даже препозит фибулы. Вся гвардия ходила с золотыми и серебряными фибулами, различных видов. До нас дошли несколько таких золотых фибул. В армии носили различные фибулы попроще, о чём мы поговорим позднее. 


Украшение. Византия. IV-VI вв. Музейный остров. Берлин. ФРГ. Фото автора

Другим важным знаком отличия с римских времён, который одновременно, являлся еще и украшением был торквес. Торквест изначально изготовлялся из скрученного золота (от лат. torquere — скручивать), часто с буллой, имеющей эмалевую вставку, о нем писал Вегеций в Vв. [Veg., II.7]. Это было украшением схожее с гривной, указавшее на статус лица его носившего. В палатинских полках торквесты были у офицеров, «рядовые» носили золотые цепи. Рядовой кандидат имел тройную цепь, в отличие от кампидукторов или знаменоносцев армейцев, имевших всего одну цепь. На мозаике из церкви Сан Витале или у стражи фараона Венского кодекса, на булле торквеста можно видеть изображение птицы: ворона или орла? Изображение птиц часто встречалось в этот период, как объединяющее начало для ромейских и варварских воинских атрибутов. Возможно, каждый из участников в этой птице видел то, что хотел видеть: ромеи — орла, как символ римской воинской славы, некогда орла Юпитера, а германцы — ворона Вотана. 

Воинская символика. Придворные полки охраняли и выносили в торжественных случаях государственные и армейские символы, которые и хранились во дворце, в их казармах: лабарумы, кресты, хоругви, знамена, иконы, драконов и т. п. В римской армии знамена были важнейшими культовыми и сакральными объектами.

Христианский апологет Тертуллиан безусловно осуждал этот армейский языческий обычай, тем не менее, культ армейских знаков и знамен продолжился и в христианской империи. Говоря об общеимперских воинский и государственных регалиях, прежде всего следует говорить о лабаруме и крестах. Крест, как и лабарум, стал воинским символом в 312 г., когда император Константин сделал его знаком своих легионов: « Тогда Константин, наскоро устроивший златой крест, — писал Феофан Исповедник, — который и ныне существует (IXв. — В.Э.), велел носить его пред войском на сражении». Крест носили во время торжественных церемоний воины палатинских частей. До нас дошло несколько изображений его изображений: такой крест держит в руках Христос, в форме ромейского воина, из Архиепископской капеллы в Равенне, он же в руках императоров на монетах этого периода, в музеях Метрополитена и Лувра есть такой позолоченный крест и его детали из города Антиохии, и датируется он 500 г. 

Кто конкретно из палатинских частей выносил крест мы не знаем. Тоже можно сказать и о знамени-лабаруме.


Византийский церемониальный крест. VI -VII вв. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Лабарум — это «священный стяг» или священный значок (signa), вначале лично императора Константина, а в последствии всех императоров, которые присутствовали на театре боевых действий. Это, собственно, фламула или знамя из ткани с изображением хризмы или христограммы — монограммы имени Иисуса Христа на греческом языке. Другой вариант, такой как изображен на монетах, это фламула с навершием в виде хризмы. Этот символ, как сообщал Сократ Схоластик явился Константину Великому в ночь с 27 на 28 октября 312 г.:

«…во время наступившей ночи явился ему во сне Христос и приказал устроить знамя по образцу виденного знамения, чтобы в нем иметь как бы готовый трофей над врагами. Убеждённый этим провещанием, царь устроил крестный трофей, который̆ и доныне хранится в царском дворце, и тем с большей уверенностью приступил к делам».

[Socrat.I .2]

Исследователи спорят о том, была ли «Х» символом кельтских легионов или христианским символом, или одновременно и тем и другим. Для нас более важным представляется вопрос преемственности при его использовании. А она была, и это очевидно. Со времен Константина лабурум стал важнейший армейский государственным символ поздней римской и ранней христианской империи. От его использования отказался только Юлиан Отступник. При возведении на трон императора Льва использовался лабар. Есть упоминание о том, что в Риме в начале Vв. было два священных знамени. Стилихон, который собирался походом на Константинополь, взял в Риме один из двух лабарумов. В Х веке в сокровищнице Большого Дворца хранилось пять лабаров .[ Const. Porph. De cerem. S.641.]. Знаменоносцев или часовых лабарума называли лабарии. 


Изображение христограммы на саркофаге. Базилика Вознесения Богородицы. V- VI вв. Пула. Хорватия. Фото автора

В VI веке, как, впрочем, и позднее, как государственный символ использовался такой экзотический штандарт, наследие римской эпохи, как дракон. Императорскими драконариями были экскубиторы, носившие золотые цепи на шее. Кроме указанных символов использовались знамена различных видов, вполне вероятно и Орлы. Наличия большого количества изображений орлов на колоннах VI в., а также находка серебренного орла VII в. в селе Вознесенское у Запорожья свидетельствуют о том, что этот символ присутствовал в ромейских войсках.


Серебренная пластина. Византия. 550-600 вв. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Внешний вид и прическа. Источники VI в. нам изображают длинноволосых, со стрижками à la паж, а иногда даже завитых воинов, как в случае с Диптихом Барберини или Христосом-воителем из Равенны. Считается, что мода на такие прически идет от «варваров» германцев, исследователи, говоря об изображениях палатинских воинов времен Феодосия I, указывают, что это молодые готы. Тем не менее, в VI в. длинные волосы солдатам категорически не рекомендовались. Но солдаты этими запретами пренебрегали, кстати, как и в более ранние периоды, как писал Плавт в комедии начала III в. про воина — хвастунишку, кудрявого и напомаженного.


Король Теодорих. VI в. Медаль. Равенна

Впрочем, внешний вид, как и другие моменты поведения воинов вне казарм никак не отменяли их умение воевать.

Подводя итог очеркам, посвящённым дворцовым подразделения VI в., скажем, что многие из них продолжили своё существование и в последующие эпохи, участвуя как в войнах, так и в политической борьбе. А мы обратимся к армейским подразделениям этого времени.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх