На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Грузовой автомобиль ЗИС – 5 (экспозиция технического музея ВАЗа)

 

Грузовой автомобиль ЗИС – 5 (трехтонка).

30 сентября 1933 года, в 15 часов 45 минут участники автопробега вернулись в Москву, откуда они стартовали 6 июля. Маршрут прошел по 19 республик, краев и областей, пересек среднеазиатские пустыни, в том числе и Каракумы и поэтому за ним закрепилось название Каракумский. В пробеге участвовало впервые 19 автомобилей отечественного производства: АМО–3 – 4 шт., грузовых автомобилей ГАЗ-АА - 6 шт., 6 легковых автомобилей ГАЗ – А, опытная трехоска ГАЗ – НАТИ – 30 и 4 автомобиля зарубежных для сравнения: 3 трехосных грузовика «Форд – Тимкен», и один прошедший капитальный ремонт «Форд – АА». Все машины к финишу дошли своим ходом и получили хорошую оценку за хорошую проходимость и неприхотливость.

Прошедшие испытания АМО – 3, в основу конструкции которых был положен грузовик «Отокар – 5А», стали прообразом создаваемой в это время новой машины, получившей название ЗИС – 5 (от названия завода «Завод имени Сталина»).

Вдохновителем создания автомобиля является конструктор И. А. Лихачев, который стремился организовать выпуск наиболее соответствующему тогдашнему уровню промышленности, состоянию дорог, квалификации водителей и ремонтников грузовика. Воплотил эту идею в метал, главный конструктор завода – Е. И. Важинский.

ЗИС – 5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу пошло гладко без сбоев.

Конструкция машины была классической – лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, передний мост несколько сдвинут вперед. Кабина прямоугольная деревянная, обитая жестью. Привод тормозов – механический, двигатель шестицилиндровый мощностью 73 л. с., при 2300 об/мин.

Выпуск автомобилей постоянно наращивался. В первые месяцы собирали по 6-7 автомобилей вдень, затем десятками и сотнями. Грузовик хорошо зарекомендовал себя на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники.

Популярными «трехтонки» были и в Красной Армии, где к июню 1941г. их насчитывалось около 104 тысяч.

С началом Великой Отечественной войны потребность в ЗИС – 5 резко возросла – в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек.

По данным на 20 июня 1941 года в Красной Армии находилось 104 200 автомобилей ЗИС – 5.

10 октября 1941 г. когда враг вплотную подошел к столице, Государственный комитет обороны принял решение срочно перебазировать промышленные предприятия Москвы в тыл. 15 октября 1941 г. сборочные линии автомобиля ЗИС – 5 были остановлены. Оснащение цехов, станки, материалы вместе с обслуживающими их рабочими были направлены в Ульяновск (где был налажен выпуск собственно грузовиков), Миасс (в Миасс было направлено оборудование по производству двигателей и коробок передач), Шадринск (туда переехал карбюраторный и дерево отделочный цех, образовав автоарматурный завод) и Челябинск (сюда было направлено кузнечно-прессовое оборудование). – всего 7708 вагонов и платформ с 12800 единицами оборудования.

Когда враг был отброшен от столицы, ЗИС возобновил производство автомобилей. С июня 1942 года с конвейера снова стали сходить «трехтонки» в упрощенном варианте военного времени – модель ЗИС –5В.

Правда первым выпуск этого автомобиля освоил вновь созданный (на базе эвакуированных цехов ЗИСа) Ульяновский автомобильный завод, здесь уже в феврале 1942 года началась их сборка. А к 1 мая того же года с завода в г. Миассе сошел с конвейера первый уральский двигатель для «трехтонки».

За 1942 год УралЗИС изготовил для Московского автозавода 9303 двигателя и 15375 коробок передач. В июле 1944 года с конвейера начали сходить и автомобили ЗИС – 5В. В Москве моторное производство было восстановлено в июле 1943 года, а суточный выпуск грузовиков к концу года возрос до 150 в сутки. За 1944 год завод изготовил 34 000 автомобилей и 32 000 двигателей, а всего за период войны из его ворот вышло 100 000 грузовиков ЗИС.

При острой нехватке деталей и материалов во время войны ЗИС – 5 получил изменения не повлиявшие на его рабочие качества.

Эксплуатационные качества ЗИС – 5В применительно к военному времени положительно оценили и немецкие специалисты, испытав захваченные «трехтонки». Они отметили не только простоту и надежность конструкции, но и отличную для автомобиля типа 4х2 проходимость.

В послевоенное время ЗИС – 5В выпускался Миасским автозаводом до 1958 года, но автомобиль постоянно совершенствовался, менялся двигатель, гидравлика, механика. Московский ЗИС – 5, конструктора тоже совершенствовали, так появился автомобиль ЗИС – 50, опытный образец которого построен в 1944 году, а к 30 апреля1948 году, когда и ЗИС – 5 и ЗИС – 50 были сняты с производства, этих автомобилей было выпущено около 14 000 машин.

ЗИС – 5 в военное использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения, но достаточно широко применялись также бензовозы, ремонтные летучки и специальные фургоны на его базе.

В послевоенное время автомобиль освоил гражданские специальности: пожарные автомобили, самосвалы, автокраны и множество других работ выполняла «трехтонка».

ЗИС – 5 представленный в «Техническом музее» был передан С. Н. Дунаевым. Автомобиль был приобретен киностудией в льнозаготовительном предприятии с. Погорелое, где работала после войны на перевозке грузов, ЗИС – 5 в качестве реквизита принял участие в фильмах: «Хрусталев, машину», «Мастер и Маргарита», «В круге ближнем», «Алые вишни», «Пилоты».

http://museum.vaz.ru/about-exhibits/stati/6-zis-5

Картина дня

наверх