На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • юра федулов
    Прибалтийская какашка...Эстония планирует...
  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...
  • Надежда Белугина
    Но с хищниками вместе, гордый, за обедом, От важности раздулся, волчьей дружбе рад, Не знает Пашинян, ведь коль не хв...НОВЫЕ ДЕТАЛИ ТЕРА...

Из одного металла льют

Генерала армии Андрея Хрулёва можно по праву считать создателем финансовой основы и материального фундамента Великой Победы
   

76 лет назад наши деды и отцы сокрушили нацизм в самой кровопролитной и страшной войне ХХ века. Это они одолели беспощадного врага, защитили свой дом, родную страну, очистили Европу от коричневой чумы. Но был еще подвиг в тылу, без которого невозможно одолеть врага на передовой. Как писал Александр Твардовский, «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». В плеяде видных военных деятелей России, внесших личный вклад в дело Великой Победы, достойное место занимает генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв – организатор финансового и тылового обеспечения Вооруженных сил страны.

От политрука до финансиста

Андрей Хрулёв начал военную службу в 1918 году, добровольно вступив в Красную армию. Был комендантом революционной охраны Пороховского района, проходил службу представителем особого отдела при Петроградской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, где заведовал финансовым отделом. До конца Гражданской войны находился на фронте в должностях помощника начальника и начальника политотдела ряда кавалерийских дивизий Первой конной армии. В 1928–1930 годах – заместитель начальника политуправления Московского военного округа. С июля 1930 по 1936-й возглавлял Центральное военно-финансовое управление Народного комиссариата по военным и морским делам и Финансовое управление НКО СССР.

Благодаря ему в войсках началась структурная перестройка всей системы финансовых органов и финансового обеспечения. Реализация предложений Хрулёва позволила централизовать систему финансового обеспечения, вывести ее из подчинения органов снабжения, передав под руководство командиров, что способствовало значительному усилению финансового контроля за использованием денежных средств органами снабжения.

Сталин позвал Хрулёва, сказав полководцам, стоящим рядом: «Без труда этого генерала в тылу не было бы наших побед на полях сражений», и посадил в первом ряду среди маршалов

В короткие сроки вводится Положение о финансовых органах РККА, которое закрепило самостоятельность финансовой службы, стало основой созданного впоследствии исторического Положения о финансовом хозяйстве воинской части, действовавшего более 50 лет. За годы руководства Хрулёвым ЦВФУ объем финансирования на оборону увеличился в 11,5 раза, денежное довольствие военнослужащих пересматривалось шесть раз, что способствовало реальному укреплению армии и флота, их подготовке к будущей войне.

На тыловых должностях Андрей Васильевич начал свой путь в октябре 1939 года начальником Управления снабжения Красной армии, которое 22 июля 1940-го было реорганизовано в Главное интендантское управление. За короткое время им проведена масса мероприятий по совершенствованию работы ведомства, кадровым вопросам. Так, 14 декабря 1940 года вышел приказ НКО № 0353 «О мероприятиях по переподготовке кадров интендантской службы», в соответствии с которым реорганизуется Военно-хозяйственная академия, создаются курсы усовершенствования высшего и старшего начсостава дивизионных и корпусных интендантов. Приказом предписывалось реформировать Ярославское военно-хозяйственное училище и к 1 марта 1941 года сформировать еще два интендантских – в Харькове и Иркутске. К сожалению, не все поставленные задачи удалось выполнить до начала войны, но проделанная работа сыграла большую роль в подготовке к ней.

Руководство наркоматом

Великая Отечественная потребовала преобразования всей системы управления тылом, его организационной структуры. Интересно, что для этого был всесторонне проанализирован опыт организации снабжения русской армии в Первой мировой войне и Красной армии в годы Гражданской. В короткие сроки разработаны планы накопления запасов материальных средств для мобилизационного развертывания войск, другие документы. Казалось бы, все предусмотрено. Однако случилось так, что в первые недели войны большие потери материальных запасов поставили войска в крайне тяжелые условия. Северо-Западный фронт потерял за июнь – сентябрь 1941 года около 595 тысяч единиц стрелкового вооружения, 5900 минометов и орудий. Юго-Западный – более 1,2 миллиона единиц стрелкового вооружения, около 20 тысяч орудий и минометов. Их надо было как-то восполнять.

Весьма значительны оказались потери горючего, вещевого и обозно-хозяйственного имущества. На складах Белорусского и Киевского особых военных округов противнику осталось 50–60 процентов неприкосновенных запасов вещевого имущества, а на складах ПрибВО – все 100. Только в городе Тернополе гитлеровцами был захвачен вещевой склад с 134 вагонами такого имущества.

Из одного металла льют

Медицинская служба потеряла большое количество госпиталей. С начала войны и до того, как фронт переместился к горам Кавказа, в руки противника попали госпитали общей емкостью более 88 тысяч коек.

Хрулёву пришлось в очень непростое и тяжелое время докладывать свои предложения по реорганизации тыла Сталину. Накануне в плен попал сын вождя Яков Джугашвили. Нетрудно представить, какой это был удар для главы государства. Несмотря на потрясение, Верховный главнокомандующий принял доклад и согласился с предложениями Андрея Васильевича, в том числе о назначении на должности начальников тыла фронтов опытных и авторитетных строевых командиров. Верховный лично провел встречу с предложенными кандидатами, потребовал от них твердой рукой навести порядок в тыловом обеспечении войск.

В начальный период войны на железных дорогах страны также сложилась критическая ситуация. Это произошло из-за массированных бомбовых ударов гитлеровской авиации, которая ежедневно совершала более 50 мощных налетов на железнодорожные узлы и скопления наших войск. В марте 1942 года на начальника тыла армии Хрулёва возлагают руководство еще и Наркоматом путей сообщения. Достаточно сказать, что доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы составляла от 65 до 83 процентов. Но как быстро исправить ситуацию?

Для успешного решения задачи пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Это серьезно осложнялось эвакуацией. Более 2,5 тысячи заводов и фабрик были вывезены за Урал, что позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. Но только представьте, в эвакуацию были отправлены 18 миллионов человек! Для этого потребовалось более 1,5 миллиона вагонов. В ряде случаев поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600–700 метров.

В материальном обеспечении фронтов огромную роль сыграли колонны паровозов особого резерва, создание которых осуществлялось под руководством Андрея Васильевича. Чтобы перебросить по железной дороге только одну дивизию, требовалось как минимум 15–20 составов, а для обеспечения одной наступательной операции, в которой принимало участие 50–80 дивизий, – до 1600 составов.

Особой заботой Хрулёва стало снабжение блокадного Ленинграда, строительство и обеспечение функционирования легендарной Дороги жизни. В это же время нарастали объемы помощи, поступающей по ленд-лизу. Более половины всего объема таких грузов шло через не только северные, но и дальневосточные порты, откуда по железным дорогам протяженностью до 10–12 тысяч километров направлялись к линии фронта.

Сегодня мы можем уже объективно оценить, насколько важным и прагматичным было решение ГКО возложить на Хрулёва – начальника тыла армии и заместителя наркома обороны руководство еще и Наркоматом путей сообщения. Человек, который формировал и распределял ресурсы, получил таким образом рычаги влияния на доставку этих ресурсов фронту, что исключало бюрократические проволочки, увеличивало оперативность, качество и эффективность реализации задач огромного стратегического масштаба.

Или такой момент. В годы Великой Отечественной через военную финансовую службу проходило, вдумайтесь, более половины бюджета страны! И в 1943-м она также была подчинена наркому. Это уникальное решение повлекло освобождение командиров всех степеней от несвойственных им обязанностей в период ведения боевых действий. А успех Хрулёва в решении задач тылового обеспечения во многом зависел еще и от опыта работы по руководству Финансовым управлением НКО СССР. Поскольку материально-технические задачи без финансового обеспечения решать невозможно.

Трудно представить, какой объем информации приходилось обрабатывать этому человеку, сколько цифр держать в голове. Нередко Андрей Васильевич бывал на фронтах, видел и знал реальное положение дел с обеспечением, оперативно решал возникающие проблемы. Может, поэтому помимо основных служебных вопросов успевал заниматься обеспечением семей бойцов и командиров. Его крылатая фраза о том, что забота о семьях военнослужащих является половиной заботы о Красной армии, стала директивной в постановлении ЦК ВКП(б) 1943 года.

Но было еще и гуманитарное направление ответственности Хрулёва, о чем мало кто знает. В 1944–1945 годах в соответствии с решением правительства страны тыл армии при непосредственном руководстве Хрулёва выполнил большой объем работ, связанных с организацией всесторонней (материальной, медицинской и другой) помощи народам стран, освобожденных Красной армией от немецких захватчиков. Из армейских запасов было передано свыше 900 тысяч тонн продовольствия, оказана помощь в проведении весеннего сева 1945 года, восстановлении промышленных предприятий, автомобильных и железных дорог, мостов. А еще угольных бассейнов Польши, нефтяных промыслов Румынии, целого ряда отраслей экономики Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Германии, снабжении продовольствием жителей Берлина, Вены, Будапешта, Белграда, Праги.

Оценка Сталина

Тылом Вооруженных сил СССР Андрей Васильевич руководил до 1951 года. С 1951 по 1953-й он – заместитель министра промышленности строительных материалов СССР, с 1953 по 1956-й – замминистра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, в 1956–1958 годах – замминистра строительства СССР. И тут новый удивительный поворот. В апреле 1958-го генерал армии Хрулёв возвращается в кадры Вооруженных сил в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Это говорит о том, что армии и флоту потребовался его фронтовой опыт.

Но если кто-то посчитает, что в судьбе и службе заслуженного генерала все было гладко, то ошибется. Чего только стоят его взаимоотношения с заместителем народного комиссара обороны – начальником Главного политуправления Красной армии Львом Мехлисом, отличавшимся бесцеремонностью и недоброжелательностью. Так, после положительной оценки деятельности Андрея Васильевича на должности руководителя ЦВФУ, данной в приказе Реввоенсовета СССР от 23 апреля 1934 года, и присвоения ему в октябре 1935-го звания корпусного комиссара он с подачи Мехлиса, считавшего Хрулёва замешанным в военном заговоре Тухачевского, был отстранен от должности, выведен в резерв. Вот как об этом вспоминает сам Андрей Васильевич в книге Владимира Карпова «Генерал армии Хрулёв. Все для Победы. Великий интендант»: «Каждый день исчезали люди. И я ходил в каком-то непонятном мире. Ежов и Мехлис требовали моего ареста. Но время бежало впереди меня и не давало задержаться. Как тяжелораненый солдат я продолжал оставаться в строю. Я зажал свою боль и работал с удвоенной энергией».

Из одного металла льют

Поразительно, но Мехлис, как черная тень, всю жизнь преследовал Хрулёва. Однако предъявить какие-либо аргументированные, объективные обвинения так и не смог. Андрей Васильевич достойно и мужественно выдержал все испытания, выпавшие на его долю. Обладая блестящим талантом и организаторскими способностями, он на деле стал создателем тылового, финансового и строительного обеспечения армии и флота. Вместе с этим активно искал, находил, предвидел и осуществлял пути решения народно-хозяйственных задач, чем внес неоценимый вклад в Победу. Не случайно его заслуги на протяжении всей деятельности получали высокую оценку руководства страны. Показателен такой пример. В мае 1945 года во время приема в честь командующих Красной армией его участники фотографировались на память в Георгиевском зале Кремля. Хрулёв направился во второй или третий ряд. Но Сталин позвал его, сказав полководцам, стоявшим рядом: «Без труда этого генерала в тылу не было бы наших побед на полях сражений», и посадил в первом ряду среди маршалов.

Умер Андрей Васильевич Хрулёв 9 июня 1962 года и похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. В 1964-м его именем названо Ярославское военно-финансовое училище, в 2003-м – Военная академия тыла и транспорта. Слушатели и выпускники учебных заведений, безусловно, гордятся этим, с достоинством и честью несут службу во всех видах и родах войск, продолжая славные традиции создателя финансовой системы и материального фундамента Великой Победы.

18 мая 2021 года в Москве в торжественной обстановке усилиями Федерального казначейства России совместно с Советом ветеранов военной финансово-экономической службы Хрулёву открыт памятник. Присутствовали представители руководства финансовых структур различных министерств и ведомств страны, руководители военно-учебных заведений, ветераны финансово-экономической службы, родные и близкие Андрея Васильевича. Церемонию открыл руководитель Казначейства России Роман Артюхин, подчеркнувший историческую ценность данного мероприятия, которое окажет значительное влияние на достойное воспитание подрастающего поколения. О большом вкладе Хрулёва в Победу рассказали заместитель министра обороны Российской Федерации по материально-техническому обеспечению генерал армии Дмитрий Булгаков, председатель Совета ветеранов ВФЭС генерал-полковник в отставке Василий Воробьев. А также участник Великой Отечественной войны генерал-майор в отставке Степан Едыкин, президент Фонда памяти полководцев Победы, дочь Маршала Советского Союза Ивана Конева Наталия Конева, внучка Андрея Васильевича Хрулёва Ирина Хрулёва.

Такое серьезное и значимое мероприятие, казалось бы, должно получить достойное отражение в СМИ. Граждане страны, особенно подрастающее поколение, могли бы еще раз прикоснуться к истории государства, заслугам выдающихся личностей, прочувствовать величие своей страны. А оставшиеся в живых ветераны Великой Отечественной убедиться, что ни они, ни и их ратный подвиг перед Родиной не забыты. Но почему-то это событие не нашло должного отражения на нашем телевидении.

Всего 64 секунды

Российский федеральный государственный общественно-патриотический телеканал «Звезда», который курирует Министерство обороны Российской Федерации, посвятил данному военно-патриотическому мероприятию с участием заместителя министра обороны всего 64 секунды. Хотя на этом канале ежедневно часами ведутся, на наш взгляд, ничего не достигающие, пустопорожние рассуждения о делах на Украине, безобразиях НАТО. А передача с названием «Легенды советского сыска» у поколения, родившегося в России, вселяет уверенность, что Советский Союз был страной рецидивистов, убийц, воров и маньяков. Невольно напрашивается вопрос: на чем же сэкономили телевизионщики эфирное время и понимает ли руководство канала, что таким отношением к ветеранам мы прерываем связь поколений, игнорируем память наших родных и близких, положивших свои жизни на алтарь Отечества?

Аналогично небольшую по объему и смыслу заметку опубликовали главная военная газета «Красная звезда», ряд других. К сожалению, корреспонденты уважаемых изданий не нашли даже возможности взять интервью у генерала армии Дмитрия Булгакова – продолжателя дел Хрулёва, который профессионально мог бы раскрыть его особую роль в достижении Победы. Не заинтересовали представителей СМИ и другие основные организаторы такого исторического мероприятия, как руководство казначейства России, которое сегодня в тесном взаимодействии с ветеранским движением ведет большую патриотическую работу. Более того, корреспонденты не удосужились разобраться, кто же на самом деле присутствовал на мероприятии, какие организации приняли участие в открытии памятника. Например, упоминался Совет ветеранов России, которого в стране не существует. А межрегиональная общественная организация «Совет ветеранов военной финансово-экономической службы», объединяющая тысячи уволенных и продолжающих службу офицеров военной финансовой службы, названа Обществом военных финансистов. Конечно, ветеранам Вооруженных сил, отдавшим службе по 25–40 лет, слушать и читать такие нелепые репортажи просто обидно.

А ведь руководством страны вопросам сохранения исторической памяти уделяется самое пристальное внимание. Только в майские дни празднования Победы президент Владимир Путин неоднократно в своих выступлениях акцентировал внимание на необходимости бережно хранить и передавать подрастающим поколениям память о событиях тех суровых лет, чтобы мы через десятилетия и века сберегли правду о войне, святое, благодарное отношение к ее героям, своим предкам. Какие еще посылы и сигналы, указания или разъяснения для институтов гражданского общества необходимы?

Вирус беспамятства сегодня поражает, прежде всего молодых людей – будущих защитников Родины. Поэтому, на наш взгляд, прав капитан 1-го ранга Валерий Громак, который в статье «Обреченные на пиар» сказал, что Россия вчистую проигрывает информационные войны в воспитании военнослужащих, контрпропаганде, а средства массовой информации Минобороны РФ нуждаются в глубоком реформировании.

Ветераны задают простой вопрос: когда же наши СМИ начнут достойно и честно выполнять свои задачи в соответствии с указаниями президента?

Вячеслав Печугин,
генерал-майор в отставке, начальник штаба тыла – первый заместитель начальника тыла Московского военного округа (2000–2002)
Игорь Еня,
полковник запаса, помощник начальника Инженерных войск Вооруженных сил РФ по финансово-экономической работе (1999–2008)
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх