На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Любит ли американский бог троицу?


Пока мы разговаривали о перспективных комплексах обороны, которые на 100% защитят наши перспективные бомбардировщики ПАК ДА, которые в перспективе появятся году к 2030-му, в США собрали первые два экземпляра новейшего стратегического бомбардировщика В-21 он же В-3, он же «Рейдер».

Индекс «21» - это прямо у Яковлева с его МС-21 содрали, означает 21-й век. Имя интереснее, имя с толстым таким намеком. Двоякое.

Вообще, что значит термин «рейдер», у нас все прекрасно знают. Раньше это был корабль с огромной автономностью, способный разрушать коммуникации противника на большом удалении что от своих баз, что от чужих. Но есть и второе толкование.

«Рейдер» - это операция, проведенная в 1942 году. Это полусуицидальный налет на Японию сухопутных В-25, взлетевших с палубы авианосца, отбомбившихся по территории Японии и потом попадавших кто где. Так называемый «Рейд Дулиттла».


Материальный ущерб был невелик, но моральный… Эта операция вполне сопоставима с нанесением бомбовых ударов ВВС РККА по Берлину в 1941 году. Такая же наглая и отважная одновременно.

Вот новый самолет и был назван в честь этой операции. Намек понятен: нет недоступных мест, В-3 может гарантированно достать любую цель, в любой стране мира.

На официальной церемонии «крещения» самолета присутствовал лейтенант-полковник в отставке Ричард Ю. Коул (1915-2019), единственный живущий на тот момент ветеран рейда Дулиттла.


Вообще стоит отдать должное американцам, самолет был построен очень быстро. Конкурс был объявлен в 2014 году, в 2021 построены первые два. Для сравнения: программа по ПАК ДА в России была начата в 2009 году и пока первый самолет в стадии постройки.

За право разработки нового бомбардировщика для ВВС США сошлись в схватке три ведущих (хорошо, первая, вторая и четвертая) компании мира: «Lockheed Martin», «Boeing» и «Northrop Grumman». Проект «Груммана» был признан самым перспективным.

В начале этого года от «Груммана» было сообщение на тему, что «все идет по плану». Создание В-21 идет по графику и даже без удорожаний. Второе особенно удивляет, потому что перерасход бюджета – нормальное явление для США. Здесь «Грумман» удивила.

Планируется, что доводка первых экземпляров В-21/В-3 займут весь 2021 год, а к летным испытаниям приступят в 2022-м.

В случае успешных испытаниях и принятия на вооружение (что-то подсказывает, что примут) произойдет очень интересное событие: В-3 должен будет заменить… В-1 и В-2. Более новые самолеты, нежели В-52, который останется в строю!

В общем, стоит признать, что первые два «блина» (хотя В-1 не совсем блин), «Лансер» и «Спирит» все-таки вышли комом. В-1 постоянно ломаются, надежность этого самолета очень сильно оставляет желать лучшего. В-2, который стал самым дорогим самолетом в истории человечества, тоже не блещет показателями. Но главное – цена за миллиард долларов, что сделало нецелесообразным массовую постройку самолета. Потому и построили всего 20 единиц вместо сотни.

В-21 обещает стать намного дешевле и проще в производстве.

Здесь дело в смене концепции применения. Дело в том, что и «Лансер», и «Спирит» были ориентированы на применение их на малых и сверхмалых высотах для прорыва системы ПВО противника. Под противником, понятное дело, понимался СССР и как преемник – Россия.

Однако современные ЗРК вполне прилично справляются с низколетящими целями. А уж с такой целью, как огромный стратегический бомбардировщик и подавно проблем не будет. Прорыв эшелонированной системы ПВО на малой высоте остался в прошлом. А учитывая, что 90% вооружения американских стратегических бомбардировщиков составляют бомбы (пусть и корректируемые), то успешные действия в такой стране, как Россия, смотрятся сомнительно.

В мае 2020 года Минобороны США озвучило окончательную цифру: в случае успешных испытаний ведомство закажет «Нортроп-Грумман» 145 единиц В-3

Любит ли американский бог троицу?

Это будет весьма впечатляющая ударная сила, особенно если на вооружении ВВС США появится приличная крылатая ракета воздушного базирования. Хотя бы приличная. «Новейшая» AGM-158B JASSM-ER (модернизация AGM-158A JASSM, которая родом из 80-х годов прошлого века) все-таки реально очень сильно уступает российским Х-55СМ в дальности применения. В три раза. Рассказывать, чем полезен пуск ракеты из-за дальности действия ПВО противника, не стоит. Крылатую ракету, пусть даже и дозвуковую, сбить все-таки сложнее, чем стратегический бомбардировщик. И 3,5 тысячи км дальности у Х-55СМ дают намного больше шансов на выживание экипажу носителя, чем 1 тысяча км у AGM-158A JASSM.

В-3 является прямым продолжением работ по В-2. Это логично, сколько денег было потрачено на создание В-2 «Спирит», сколько разработок проведено – грех не воспользоваться.

С изображениями и данными все очень плохо, когда надо, американцы прекрасно умеют хранить свои военные секреты. В основном все используют фото В-2, поскольку самолеты сходны по конструкции. «Летающее крыло», или как его еще называют, монокрыло. Без хвостового оперения.

Но есть и отличия. Так как В-3 не планируют использовать на малых и сверхмалых высотах, то его конфигурация будет проще и дешевле. Не будет «зазубренности» задней части крыла, скорее всего крыло будет более спокойной формы. В-3 должен будет просто взлететь, набрать высоту и спокойно долететь до рубежа сброса боекомплекта. Никаких маневров огибания, никаких полетов на малых высотах. Все спокойно и вдумчиво, ну как у нормального «стратега».

Двигатели, на которые не будет возлагаться нагрузка по маневру, будут размещены ближе к фюзеляжу. Воздухозаборники более классической, скошенной геометрии, а не зазубренные, как у В-2. Система предварительного охлаждения выхлопных газов, чтобы снизить видимость самолета в ИК-диапазоне.

И, главное, В-3 будет меньше предшественника. Длина фюзеляжа 15 метров (у В-2 – 21 метр), размах крыла 42 метра (у В-2 – 52 метра). Соответственно, «Рейдер» будет легче. Возможно – быстрее, либо сможет взять на том же уровне боевой нагрузки.


В «Нортроп-Грумман» считают, что такая разработка позволит реально сделать В-3 самолетом, который можно производить массово и за меньшие деньги. Второе особенно важно, бюджет Минобороны США, как выяснилось, все-таки имеет дно. Правда, в него пока не стучат, но все может случиться.
Понятно, что в плане вооружения из В-3 постараются оснастить всем, что было доступно предшественникам и всеми возможными новыми разработками. «Бункерные» бомбы GBU-57, ядерные авиабомбы (свободнопадающая B83, корректируемая B61-12), ядерные ракеты (остатки AGM-86 всех модификаций и что-то точно будет создано под «Рейдер»).

Интересная информация, которая получила официальное подтверждение, В-3 будет «зубастым», то есть, в сегменте вооружения будут присутствовать ракеты класса «воздух-воздух». Это не характерно для «стратегов», но у самолета будет возможность отбиться от истребителей противника в случае попытки перехвата.

Не вызывает сомнения, что это будет весьма сильно вооруженный самолет.


Вот в чем действительно можно усомниться, так это в абсолютной невидимости. Да, американцы были и есть первые в этом направлении, и над ошибками своего F-117 они поработали более чем плодотворно. Все остальные страны мира пока даже приблизиться не могут по уровню наработок к американцам. Они очень хорошо понимают незаметность, а уж с их опытом…

С 1983 года, как «Ночной ястреб» F-117 встал на вооружение, работы по самолетам с пониженной заметностью не останавливались. Естественно, все наработки по этой теме почти за 40 лет не пропадут и будут использованы в конструкции В-3.

Естественно, на вооружение нового стратегического бомбардировщика будут поставлены самые новейшие разработки в области радиоэлектронной борьбы. Все будет направлено на то, чтобы максимально затруднить обнаружение и поражение самолетами системами ПВО.

Кстати, в США совершенно не скрывают того факта, что под «глубоко эшелонированной системой ПВО противника» следует понимать ПВО России и Китая.

Очевидно, что основной боевой задачей «Рейдера» будет именно рейдерский проход, возможно, в одиночку, до зоны пуска по ключевым целям на территории противника.

И, кстати, у малозаметного самолета это может получиться. Пока рои беспилотников и истребители-бомбардировщики на разных высотах (БПЛА на высотах до 5 км, самолеты на высотах 8-10 км) будут отвлекать систему ПВО противника, В-3 на высотах от 15 до 20 км могут прорваться сквозь щит обороны и нанести удар, в том числе и ядерными бомбами.

Боеприпас типа В61-12 способен самостоятельно идти на цель, подруливая и попадая с большой точностью.

Так что одна ошибка системы ПВО – и удар будет нанесен. В61 – это 80 килотонн. А если говорить о крылатых ракетах, то там уже речь может идти о 150 килотоннах. В свое время Хиросиме досталось «всего» 16 килотонн.

Наш любимый «The National Interest» написал, что В-3 будет неуязвим для перспективных российских зенитных ракетных систем С-500 «Прометей». Самолёт фактически не даёт сигнатуры, ни в каких диапазонах, а чудес не бывает. Дело даже не в том, что его трудно сбить, дело в том, что его сложно заметить, радары ничего не покажут кроме обычных шумов. Крупных птиц, чаек, бакланов, перелётных гусей, коршунов покажет, а B-21 - нет.

Позволим себе немного усомниться в столь оптимистичном раскладе. В споре между В-3 «Райдер» и, например, нашей РЛС «Небо-М», я бы поставил на «Небо». И дело не в каком-то патриотизме, нет. Станция использует три диапазона, метровый, дециметровый и сантиметровый. Допускаю, что в одном из диапазонов «рейдер» будет невидим. Но в других – маловероятно. Хоть в одном, но «засветится».

Но в США считают, что все именно так и будет. Совершенно незаметный для РЛС противника самолет, который позволит обеспечить безнаказанное уничтожение целей на территории любой страны.

То, что на В-3 в военном ведомстве рассчитывают всерьез, говорит то, что в США планируют существенно увеличить количество авиабаз, на которых будут храниться ядерные боеприпасы для ВВС.

Сегодня США оперируют двумя базами, «Майнот» в Северной Дакоте и «Уайтмен» в Миссури. Но к 2030 году баз станет пять: планируется ввести в строй и дооборудовать для хранения ядерных боеприпасов базы «Барксдейл» в Луизиане, «Дайесс» в Техасе и «Элсуорт» в Южной Дакоте.

На каждой из баз будут созданы специальные хранилища для ядерных боеголовок к бомбам и крылатым ракетам воздушного базирования.

Это свидетельствует в первую очередь о том, что американские военное ведомство всерьез планирует увеличение своего парка стратегической авиации. И раз такие траты уже запланированы, значит, результаты работы «Нортроп-Грумман» обнадеживают американских военных.

Конечно, заявления на тему «абсолютной невидимости» чем-то сродни заявлениям с нашей стороны о том, что новый комплекс защиты на 100% защитит ПАК ДА от любых средств оптического и радиоэлектронного обнаружения.

Однако, стоит заметить, что спустя всего 7 лет с начала работ достраиваются два первых самолета. И в 2022 году планируются испытательные полеты. У нас же тоже вроде бы строится первый образец ПАК ДА, но спустя 12 лет. А первый полет планируется только в 2025 году.


Отставание налицо. Правда, это не значит, что В-3 будет на голову выше, чем создаваемый в России самолет. Все покажут испытания, все станет ясно со временем.

Возможно, авиационный бог смилостивиться над американцами и третий стратегический бомбардировщик нового поколения все-таки станет достойной заменой для того же В-52. Говорят, бог любит троицу.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх