Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал Указ «О чрезвычайной ситуации в энергетической отрасли Кыргызской Республики». Соответствующий режим продлится с 1 августа 2023 года аж до 31 декабря 2026 года. Введение чрезвычайной ситуации связано с «климатическими вызовами, низким уровнем притока воды в бассейне реки Нарын, нехваткой генерирующих мощностей в условиях стремительно опережающего роста энергопотребления», говорится на сайте главы государства.
Согласно указу, министерство энергетики Кыргызстана может определять и выделять земельные участки под строительство возобновляемых источников энергии (ВИЭ). С 1 сентября будут прекращены права пользования земельными участками, которые предназначены под строительство энергообъектов, но используются для других целей.
«Власти Кыргызстана ввели режим чрезвычайной ситуации до 31 декабря 2026 года из-за дефицита электроэнергии внутри страны. Причины ЧС – низкий уровень притока воды в бассейне реки Нарын, нехватка мощностей ГЭС и высокий спрос на электроэнергию, сообщает пресс-служба президента КР. Согласно положению от 1983 года, Казахстан и Кыргызстан распределяют между собой воду из рек Чу, Талас и Токтогульского водохранилища. При этом Кыргызстан обязан выполнять обязанности по распределению воды. В прошлом году, действующий на тот момент министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Сериккали Брекешев заявил, что Кыргызстан предоставит дополнительный объем воды. Речь шла о реках Чу, Талас и Токтогульском водохранилище, которое обеспечивает около 40% электроэнергии, вырабатываемой в Кыргызстане. При этом годом ранее в водохранилище снизился объем воды, что могло привести к аварийной ситуации», – пишет казахстанский портал «Курсив».
Как и некоторые её соседи, центрально-азиатская республика испытывает дефицит электроэнергии, и вынуждена закупать ее в соседних государствах. Так, в 2021 г. генерация электроэнергии составила 15 млрд кВт/ч, потребление – 16,3 млрд кВт/ч, соответственно дефицит – 1,3 млрд кВт/ч. В 2022 г. было импортировано 2,8 млрд кВт/ч электроэнергии. Летом 2022 г. власти заверяли, что на предстоящий год Киргизия не будет импортировать электроэнергию – дескать хватит своей. Однако из этого ничего не получилось, планы на 2023 г. – импортировать 2,2 млрд кВт/ч электроэнергии, в т. ч. 0,875 млрд кВт/ч – из России: с 15 апреля 2023 г. Интер РАО (российский оператор экспорта и импорта электроэнергии) начала экспортировать электроэнергию из России в Киргизию через Казахстан.
Решить свои энергетические проблемы в Киргизии пытаются за счёт строительства новых ГЭС. Сейчас в республике уже идет реализация нескольких проектов гидроэлектростанций.
В апреле 2022 г. Институт Ленгидропроект (входит в РусГидро) разработал проект ГЭС «Куланак», строительство электростанции запланировано в Нарынской области на р. Нарын. Планируемая мощность – 96,7 МВт.
В апреле 2022 г. стало известно, что «Росатом Центральная Азия» (дочка Росатома) по своему проекту построит на реках Киргизии несколько малых ГЭС, среди которых «Лейлек» в Баткенской области мощностью 5,9 МВт с годовой выработкой – 26,3 млн кВт/ч в год.
6 января 2023 г. главы энергетических ведомств Казахстана, Киргизии и Узбекистана подписали план совместной работы по строительству Камбаратинской ГЭС-1 («Камбар Ата»), которая должна стать крупнейшей в Киргизии.
Также в связи с дефицитом электричества власти республики намерены построить 2 солнечные электростанции (СЭС) суммарной мощностью 1,5 тыс. МВт.
В феврале 2023 г. Минэнерго Киргизии подписало Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области реализации ветроэнергетических проектов с компанией «НоваВинд» (ветроэнергетический дивизион госкорпорации Росатом).
Впрочем, умножать число киргизских ГЭС хоть и не вредно, но воды в горных ледниках, которые питают киргизские реки и наполняют то же Токтогульское водохранилище, от этого больше не станет.
Странно, что этого не понимают не только в Бишкеке, но и в других столицах республик Центральной Азии. Безусловно, новые ГЭС и СЭС снизят зависимость Киргизии от электроэнергии Казахстана и Узбекистана, но соседям это воды в ирригационный период не прибавит, так что Ташкент и Астана будут выкручивать руки странам памирских верховьев рек, вынуждая их использовать свои гидроресурсы себе в ущерб. Проще говоря – отдавать больше воды из водохранилищ Казахстану и Узбекистану, что и далее будет приводить к энергодефициту, который станет хроническим.
В мае 2020 года правительство Киргизии признало, что республика вступила в период маловодья. В ближайшие годы в реках будет низкий уровень воды, что снизит скорость заполнения республиканских водохранилищ, в первую очередь Токтогульского. Это приведёт к уменьшению выработки электроэнергии и возможным ограничениям её потребления.
С середины 1990-х годов Токтогульское водохранилище работает в несвойственном ему режиме. Изначально оно предназначалось для водоснабжения Узбекистана и Казахстана в ирригационный период, с мая по июль. Для этого воду нужно было накапливать в осенне-зимний период. В советское время так и делалось. Однако после 1991 года Токтогульский гидроузел начал функционировать в энергетическом режиме: вода сбрасывалась в холодное время года для выработки электроэнергии. Соответственно, к весне чаша водохранилища не успевает наполниться и не может обеспечить ирригационные нужды республик низовья.
В условиях маловодья Киргизия была вынуждена закупать электроэнергию у своих энергоизбыточных соседей по завышенным ценам, что вызвано различием «подходов к проблеме водопользования отдельных государств» и «приводит к углублению конфликтов в сфере использования водных ресурсов», – отмечается в докладе РИСИ.
Энергетическая недостаточность Таджикистана отчасти объясняется тем, что построенное в 1952-1956 гг. Кайраккумское водохранилище обслуживает нужды этой страны лишь на 30 процентов, работая в основном на Сырдарьинскую ГРЭС и водохозяйственные цели Узбекистана и Казахстана.
Водохранилище, часть которого находится в Узбекистане, было создано для обеспечения Узбекистана и Казахстана водой для полива. Ежегодно осенью и зимой Таджикистан накапливал воду, а затем в ирригационный сезон сбрасывал ее через Кайраккумскую ГЭС. Такой режим работы был нарушен опять-аки в середине 1990-х годов из-за энергетического кризиса в Таджикистане и Киргизии, возникшего в том числе по причине выхода Узбекистана и Туркмении из энергетического кольца. Действия же энерго-избыточных республик были, в частности, реакцией на проекты строительства мощных ГЭС в Таджикистане.
Какова буде реакция стран низовьев на проект строительства новых ГЭМ в Киргизии, догадаться нетрудно.
Разногласиями республик Центральной Азии по водноэнергетическим проблемам пользуются США, придерживаясь курса на вытеснение из региона России. Финансируемый Центральным командованием американской армии портал «Каравансарай» постоянно жужжит на тему необходимости обеспечения независимости стран региона от России, «бывшего колонизатора этих стран».
США навязывают свою концепцию решения водно-энергетических проблем Центральной Азии, основанную, как отмечается экспертами РСМД, на выводах доклада «Глобальная безопасность водных ресурсов», подготовленного разведывательным сообществом США, одобренного в 2012 году тогдашним госсекретарём Хиллари Клинтон и положенным в основу программы запрещённого в России USAID Power Central Asia. Авторами бумаги предлагается (предписывается?) компьютерная модель энергосистемы, скопированная с модели энергетического рынка скандинавских стран – энергетической биржи Nord Pool. При этом деликатно умалчивается, что только около 11% контрактов на поставку электроэнергии на бирже Nord Pool ведут к физической поставке, остальные почти 90% – бумажные или спекулятивные контракты. Таким образом, предлагаемый партнёрами-англосаксами кунштюк порождает возможность внезапного обрушения биржевыми спекулянтами энергетического рынка Центрально-Азиатского региона.
Между тем, дабы избавиться от энергетического дефицита, существует иной путь, открывающийся запуском общего электроэнергетического рынка (ОЭР) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сделать это планируется не позднее 1 января 2025 года, о чём говорится в докладе Евразийской экономической комиссии «Цифры и факты: Энергетика и инфраструктура».
Преодолеть и дефицит водных ресурсов, от которого страдают все пять республик бывшей советской Средней Азии, вполне возможно. К настоящему времени в регионе сложилась ситуация всеобщего проигрыша. Выйти из тупика можно при условии перевода, к примеру, Токтогульской ГЭС в ирригационный режим. Узбекистан выиграет на этом 36 млн долл., Казахстан – 31 млн. долл. Потери Киргизии составят 35 млн. долл., вполне компенсируемые, при достижении соответствующих договорнностей, странами – выгодополучателями, Казахстаном и Узбекистаном, которым пора бы уже пойти навстречу своим водно-избыточным соседям.
Водный дефицит в регионах ЕвразииРешить проблемы распределения гидро-энергетических ресурсов не только Киргизии, но всему региону лишь при путём всеобщего осознания взаимозависимости в этой сфере избавления от национального эгоизма.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Свежие комментарии