Михаил Делягин
Как обычно внезапно, без объявления войны, без какой бы то ни было предварительной подготовки, без каких бы то ни было сообщений о том, что такое вообще возможно, в России на основной части её территории началась зима. Согласитесь – какой российский чиновник может вообразить себе, что в конце ноября в нашей стране, более 60 процентов которой находится на территории, приравненной к Крайнему Северу по своим климатическим условиям, вдруг начнётся зима, вдруг станет холодно?
Понятно, что это абсолютная неожиданность для всей системы управления.И мы видим большое количество аварий в разных регионах, и далеко не только в Оренбургской и Новосибирской областях. И это, конечно, чудовищно. Но самое чудовищное – это отсутствие реакции государства на эти аварии. Потому что по итогам этих аварий, вообще говоря, шапки нужно снимать вместе с головами с людей, которые не подготовились к зиме и у которых в самом начале зимы начинается чёрт-те что. Это как у московской мэрии – далеко не вся плитка доживает даже до начала зимы.
Но есть вещи, которые производят значительно более страшное впечатление. И среди них – заявление губернатора Магаданской области Носова, которое не заметили, не услышали, а совершенно напрасно. Губернатор колоссальной Магаданской области, в которую входит Колыма, где расположены золотые прииски, которые имеют огромное стратегическое значение, заявил, что бюджету Магаданской области на закупку мазута для подготовке к зиме не хватает головокружительной суммы в 1,8 миллиарда рублей.
Для понимания: для федерального бюджета это не то, что ничто – это меньше, чем ничто. За один только октябрь месяц федеральный бюджет заморозил в неиспользуемом виде на счетах 421 миллиард рублей. А всего неиспользуемые резервы составляют 14,5 триллионов рублей.
Магаданской области, чтобы пережить эту зиму, не хватает 1,8 миллиарда рублей. И губернатор Магаданской области зафиксировал, что Москва, центральные власти эту сумму выделят. Понимаете, это не Астрахань. Это даже не Красноярский край. Это Магадан. Это абсолютно чудовищные климатические условия. Москвичам, Санкт-Петербургу, да и в целом европейской части России это, на самом деле, просто непредставимо. И в этих условиях огромный регион, значительная его часть, может замёрзнуть, потому что в бюджете нет 1,8 миллиарда рублей и никто не знает, откуда их взять. И губернатор вынужден по этому поводу делать публичные заявления, расписываясь в собственной беспомощности. Хороший вопрос, что за губернатор и как он управляет.
Но на самом деле, это проблемы межрегионального финансирования, распределения денег между регионами и федеральным центром. Это результат того, что федеральный центр забирает у регионов слишком много, а потом выделяет по крошечке каждому.
Да, в нашей стране всегда будет большое перераспределение денег между регионами. Страна, которая объединяет Москву и Костромскую область, страна, в которой есть одновременно Чукотка и Ивановская область, в которой есть Ханты-Мансийский Автономный округ, Республика Тыва – да, всегда будет большое перераспределение. Но у нас оно слишком большое, и регионы имеют слишком мало прав. А федеральный центр обращает на них, на исполнение своих обязанностей по отношению к ним, слишком мало внимания. И это может вести к чудовищным последствиям.
Свежие комментарии