На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...
  • Eduard
    Пгтому что это не территория России!Конечно это плохо,но причину я еаписал!Зачем Россия выво...
  • Максим Ширяев
    Антикоммунист "естественно" перерождается в предателя и русофоба. Обыватель, тебе опротивел социализм? Получишь импер...Страсти по ГДР, п...

Зачем Россия поддерживает фельдмаршала Хафтара?

Швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung задалась вопросом, зачем Россия печатает деньги для ливийского фельдмаршала Халифы Хафтара. Обозреватель газеты некто Ульрих Шмид пишет, что в течение последних трех лет Хафтар получил от России не менее 9,7 миллиардов ливийских динаров, которые печатает соответствующее предприятие по заказу фельдмаршала. Якобы напечатанные в далекой России деньги затем привозят в Киренаику – Восточную Ливию, которую и контролирует фельдмаршал Хафтар.


Казалось бы, какая разница западной прессе, что и где печатает один из правителей Ливии, после свержения Муаммара Каддафи фактически переставшей существовать как единое государство. Ведь, в конечном итоге, у любого государственного образования должна быть своя валюта и если в данный момент нет технических и организационных возможностей печатать ее на своей территории, то можно обратиться за помощью к другим государствам. Поставляют же США и европейские страны военную амуницию на Украину или в Грузию – и ничего, никто лишних вопросов не задает.



Но интерес Запада к Халифе Хафтару не утихает. Впрочем, сначала, лет восемь назад, это был весьма положительный интерес. Халифа Белкасим Хафтар тогда еще не был фельдмаршалом, но давно носил генеральские погоны. Он – почти ровесник Муаммара Каддафи, родился в 1943 году в Адждабии – древней столице Киренаики, в семье выходцев из племени аль-Фарджани. Выбрав военную карьеру, Хафтар 26-летним младшим офицером участвовал в военном перевороте «свободных офицеров» в 1969 году, в результате которого Муаммар Каддафи и пришел к власти.

После этого карьера одного из близких сподвижников лидера Ливийской революции пошла в гору. Хафтар стремительно рос в должностях и чинах, впрочем награждать его было за что – в 1973 году Хафтар командовал ливийскими частями, сражавшимися на стороне Египта на Синае. В 1977-1978 гг. Хафтар учился в СССР на Высших офицерских курсах «Выстрел», а в 1983 году окончил курсы в Военной академии им. М.В. Фрунзе. Во время учебы в Советском Союзе Хафтар выучил русский язык.

Зачем Россия поддерживает фельдмаршала Хафтара?


Каддафи доверял Хафтару как члену Совета революционного командования и участнику революции 1969 года. Поэтому когда в 1987 г. Джамахирия развязала войну в соседнем Чаде, полковник Халифа Хафтар был назначен главнокомандующим ливийскими войсками в Чаде. Но, несмотря на кажущееся техническое превосходство ливийской армии над вооруженными силами Чада, ситуация на фронте складывалась не в пользу ливийцев. В конечном итоге чадская армия наголову разгромила ливийские экспедиционные силы. Соотношение погибших в «войне тойот», как окрестили тот конфликт в зарубежной прессе, составило 7500 человек со стороны Ливии и около 1000 человек со стороны Чада. Еще 400 ливийских военнослужащих попали в плен. В руках чадской армии оказался и сам полковник Халифа Хафтар.

Поскольку вторжение в Чад было негласной операцией ливийской армии, Муаммар Каддафи моментально отрекся от всех пленных – ливийских «ихтамнетов». Полковник Хафтар, соратник Каддафи по военному перевороту и его ученик, прежде внимавший всем идеям ливийского лидера, был в бешенстве. Он порвал все связи с Каддафи и с тех пор стал готовить в Ливии государственный переворот. Таким образом, в ссоре с Каддафи Хафтар находился с конца 1980-х годов.

Пытаясь свергнуть Каддафи, Хафтар вышел на связь с ливийской оппозицией и в 1988 году стал сотрудничать с Национальным фронтом спасения Ливии, который базировался в том же Чаде. После антикаддафистского поворота чадские власти выпустили Хафтара из тюрьмы и он свободно обосновался в Чаде, планируя вторжение в Ливию. Но Каддафи все же удалось организовать в Чаде военный переворот и свергнуть проамериканского президента Хиссена Хабре. Тогда ЦРУ США организовало эвакуацию Хафтара и его 350 соратников из Чада в Заир, а затем в Кению и далее – в Соединенные Штаты. Понятно, что в это время Хафтар поддерживал тесные связи с американской разведкой, так как был интересен Вашингтону в контексте противостояния Муаммару Каддафи. В 1990-е годы Хафтару было предоставлено гражданство США, после чего он поселился в Виенне в штате Виргиния и прожил там двадцать лет.

Иногда в жизни ливийского политэмигранта, в целом спокойной и размеренной, происходили всплески военно-политической активности. Так, в 1996 году Хафтар попытался организовать вооруженное восстание против Каддафи в горном районе Южной Ливии. Однако Каддафи легко подавил этот мятеж, а многих сторонников Хафтара ливийским властям удалось арестовать и казнить. Но с годами менял свою политику и сам Каддафи. Напуганный трагическим концом Саддама Хусейна и тем, что американцы сделали с Ираком, Каддафи пошел на сближение с Западом. Он отказался от былой радикальной риторики, заявил о прекращении программы по разработке ядерного оружия, стал все чаще встречаться с западными лидерами. Свергать Каддафи вроде как стало бессмысленно, поэтому американцы утратили на время интерес к антикаддафистской оппозиции и, в том числе, к самому Халифе Хафтару.

Но когда в 2011 году в странах Северной Африки и Ближнего Востока начались массовые народные выступления, прозванные «Арабской весной», американцы «достали из ларца» все оппозиционные политические фигуры, в том числе и Халифу Хафтара. Пожилой генерал прибыл на родину. Он обосновался в Бенгази и примкнул к вооруженным силам оппозиции. В то время ими командовал генерал Абдул Фатах Юнис – бывший второй человек в Ливийской Джамахирии и ее министр внутренних дел, перешедший на сторону оппозиции. Халифа Хафтар стал командующим сухопутными войсками в звании генерал-лейтенанта. 14 февраля 2014 года Хафтар, выступив по национальному телевидению, объявил о роспуске парламента. Одновременно он стал ездить по тем районам, где обладал влиянием, и собирать людей в собственные вооруженные силы.



К этому времени Ливия фактически распалась на несколько враждующих и воюющих друг с другом территорий. Халифа Хафтар стал верховным главнокомандующим Вооруженными силами Ливии – по факту армии одной из таких территорий. 15 сентября 2016 года Палата представителей в Тобруке присвоила Халифе Хафтару звание фельдмаршала. Примерно в это же время, летом 2016 года, Хафтар впервые за последние десятилетия посетил и Россию.

Поскольку в стремительно меняющейся политической ситуации в Ливии нужно было найти те силы, сотрудничество с которыми представлялось бы возможным и выгодным для России, руководство нашей страны предпочло установить контакты именно с фельдмаршалом Хафтаром. Он – человек светской культуры, один из последних ныне живущих арабских светских революционеров-националистов второй половины ХХ века, учившийся в Советском Союзе, представлялся куда более приемлемой фигурой для развития партнерских отношений, чем прозападные либералы или, тем более, отмороженные радикалы.



Одна из серьезных проблем – лишь возраст Халифы Хафтара. Ему семьдесят пять лет и, если верить публикациям в ряде западных изданий, фельдмаршал давно болен раком, так что его уход из нашего бренного мира может наступить едва ли не в любое время. Но пока Хафтар жив и помирать не собирается, зато контактирует с Россией все более плотно.

В России Хафтара рассматривают как человека, способного возглавить реальную борьбу против радикальных террористических группировок, оперирующих на территории Ливии. Но для этого Хафтару нужны деньги, оружие, организационная поддержка. Поэтому ливийский фельдмаршал и зачастил в Россию. 12–13 ноября в итальянском городе Палермо проходила международная конференция по урегулированию в Ливии. Ливийскую сторону представляла делегация Правительства национального единства (ПНЕ), которое базируется в столице страны Триполи и поддерживается Западом и Советом Безопасности ООН.

Но беда ПНЕ в том, что оно уже годами не может совладать с террористами, демонстрируя полную политическую импотенцию. Естественно, что в такой ситуации все больший интерес вызывает фигура Хафтара. Поэтому, когда фельдмаршал в частном порядке также прибыл в Палермо, с ним сразу же стали проводить кулуарные переговоры представители многих стран, в том числе и тех, кто поддерживает ПНЕ. Обиженные делегаты Триполи в спешке покинули конференцию.

Аналитики называют исход конференции в Палермо победой Франции, которая вместе с Египтом и Объединенными Арабскими Эмиратами поддерживает Хафтара. Кстати, фельдмаршал провел настоящий демарш, отказавшись сесть за один стол с делегацией Катара, поддерживающего ПНЕ, и обвинив катарцев в принадлежности к «Аль-Каиде» (запрещена в Российской Федерации).

Россия, кстати, официально выбор в пользу Халифы Хафтара никогда не делала. В отличие от Египта и ОАЭ, прямо поддерживающих фельдмаршала, и Катара и Турции, выступающих за ПНЕ, Россия старается равномерно воспринимать все ливийские правительства, за исключением радикальных группировок. Но если говорить о военном сотрудничестве, то здесь выбор давно сделан в пользу фельдмаршала. Об этом свидетельствуют его частые приезды в Россию и встречи именно с представителями руководства Министерства обороны РФ.



Западная пресса, впрочем, и этому находит свои объяснения. И здесь мы возвращаемся к тому вопросу, которым задалась швейцарская газета, пытаясь понять, зачем Россия якобы печатает деньги для нужд Палаты представителей в Тобруке и поддерживаемого ею фельдмаршала Халифы Хафтара. Швейцарский журналист Шмид делает вывод, что Россия якобы так платит Хафтару за то, чтобы открыть на ливийской территории свою военную базу.

Тема российского военного присутствия в Ливии вообще очень страшит Запад. Хотя нет никаких оснований считать, что в Ливии присутствуют российские военнослужащие, западная пресса соревнуется в рассказах о присутствии на ливийской территории бойцов из ЧВК Вагнера, о готовящейся переброске в Ливию российского спецназа, зенитных ракетных комплексов, о мнимых договоренностях между Сергеем Шойгу и Халифой Хафтаром насчет создания в Бенгази российской военно-морской базы и так далее.

Больше всего комплексуют британцы – исторические противники России в Средиземном море. Когда британские военные руководители говорят о наличии угрозы со стороны России, они неизбежно заговаривают и о том, что после Сирии Россия якобы придет в Ливию и будет наводить здесь свои порядки, чтобы завладеть ливийской нефтью. Противостояние российским войскам, высадившимся в Ливии – один из излюбленных сценариев британских военных учений в последнее время.

Абдалла Аш-Шариф из арабского медиацентра Al Araby Al Jadeed со штаб-квартирой в Лондоне приводит сведения, что Халифа Хафтар специально закрыл порт Тобрук, чтобы подготовить его к размещению российской военной базы. В пользу создания базы в Тобруке якобы говорит то, что порт очень близок к Египту, который в настоящее время является важнейшим военно-политическим партнером России в Северной Африке. Конечно, никаких доказательств подобным утверждениям нет, но западная публика охотно верит.

Арабскому аналитику вторит Washington Times (WT), ссылаясь на данные американских спецслужб. Симпатии России к Палате представителей в Тобруке и Национальной армии Ливии, которой командует Хафтар, по мнению американцев, связаны еще и с тем, что контролирующие Восточную Ливию силы резко критикуют Запад. Так, премьер-министр «тобруковского» правительства Ливии Абдулла аль-Тини назвал США, Великобританию и Италию врагами Ливии и ливийского народа, поскольку они поддерживают религиозно-политические группировки.

Таким образом, если в современной ливийской политике и стоит кого-то поддерживать, то Халифа Хафтар – едва ли не единственная приемлемая фигура. По крайней мере, он реально пытается противостоять дальнейшей архаизации того, что осталось от ливийского общества, намерен уничтожить радикальные группировки, действующие в стране и способствующие все большему погружению некогда преуспевающего государства в пучину средневековья. Поэтому если Хафтару так надо напечатать свои динары в России, как утверждают западные СМИ, что же в этом плохого для нас и нашей страны?
Автор:
Илья Полонский
Использованы фотографии:
http://anna-news.info, http://u-f.ru, ruskline.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх