Вместо проверки знаний нынешний госэкзамен бьет по психике старшеклассников
Стало известно об очередном происшествии, связанном с ЕГЭ — в ряде регионов оказались потерянными результаты экзаменов. Большое число школьников пожаловались на недостачу баллов.
Множество обращений от учащихся привела в своем телеграмм-канале глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, сообщает «Царьград». Причем пропажи данных отмечены в Москве, Подмосковье, Марий Эл и других регионах страны.Учащиеся сообщили, что многим из них не были зачтены баллы за сочинение из-за сбоя, программа выдала по всем критериям нули. Кроме того, зафиксировано немало случаев, когда на интернет-ресурсах, где должны были появиться результаты экзаменов, ожидаемая информация просто отсутствовала.
В пресс-службе Рособрнадзора заявили, что обращений «по каким-то сбоям… к нам не было». Там отметили, что официальный день публикации результатов экзамена по русскому языку — 16 июня. Также чиновники ведомства напомнили, что в течение двух рабочих дней после объявления официальных результатов экзамена учащиеся могут опротестовать его результаты. Впрочем, в подмосковном министерстве образования сообщили, что уже получают обращения выпускников и их родителей и объяснили некорректные результаты техническим сбоем.
Заслуженный учитель России Александр Снегуров отмечает, что данное происшествие, конечно, негативно сказывается на психике учащихся, которые и без того в эти дни пребывают в напряженном ожидании.
— У меня сын в эти дни сдает ЕГЭ, и по опыту многих лет я знаю, что ребята с тревогой ожидают результатов единого госэкзамена. Понятно, что некоторая часть из них, может быть, относится к этому несколько пренебрежительно, такие тоже есть, но большая часть детей, к сожалению, уже приучена к тому, что эти баллы оказывают огромное влияние на жизнь человека — в плане выбора вуза, поступления в вуз и вообще дальнейшего жизненного сценария. И вообще сама обстановка показывает, как официальные лица относятся к проведению этих экзаменов, устраивая их в такой сухой манере, демонстрируя, что все находится под контролем, как в прекрасно отлаженном механизме. Таким образом, мы, граждане, родители и дети, вроде бы имеем основания ожидать четкости работы этого механизма. Ведь он преподносится с таким пафосом, нам постоянно говорят о его улучшении, совершенствовании различных методов наблюдения, подсчета, сохранения тайны и так далее. Так что, данная потеря результатов — тревожное свидетельство, способное вызвать стрессы, неврозы у той группы детей, которая очень серьезно относится к экзамену.
«СП»: Такая группа школьников многочисленна?
— Она довольно велика. Даже тот, кто спустя рукава учился все эти годы, на этапе ожидания результатов подтягивается к данной группе и тоже начинает тревожиться. Это одна сторона дела. С другой стороны, механизм ЕГЭ, как видим, все равно не отлажен как следует, хотя на протяжении многих лет регулярно сообщается о его совершенствовании. Ведь постоянно всплывала информация, что где-то заранее становились известны вопросы, где-то из-за чрезмерного нажима наблюдателей у детей случались срывы. Поступала информация, что кого-то из старшеклассников госпитализировали прямо с экзамена, а не так давно стало известно даже об учащемся, скончавшемся от сердечного приступа на экзамене. То есть, функционирование механизма ЕГЭ носит двойственный характер — вроде бы работа по его совершенствованию ведется, однако наладить данный процесс довольно трудно. И все время появляются какие-то накладки, которые трудно предотвратить, как и купировать вред от них.
«СП»: Все это, надо полагать, оказывает негативное влияние на неокрепшую психику подростков.
— Конечно, оказывает. Хотя я своим ученикам пытаюсь объяснить, что тревога и волнения, конечно, неизбежны, но не надо связывать с этими баллами большие ожидания и свое неизбежное будущее. Все-таки это баллы, проставленные людьми, находящимися в формальной обстановке и под действием определенных норм.
«СП»: Можно ли в таком случае утверждать, что нынешняя система ЕГЭ больше воздействует на психику учащегося, чем проверяет его реальные знания и способность рассуждать и делать выводы?
— На мой взгляд, это больше стресс, чем проверка знаний и умений. Хотя, надо признать, что такая проверка никогда не была адекватной и ее в принципе очень трудно организовать. И в советское время были случаи, когда на сочинении из-за одной-двух ошибок человеку ставили оценку «удовлетворительно» или «хорошо», после чего достойный человек не поступал в вуз, а затем следовала цепь событий негативного свойства. Так что, никакой экзамен, а ЕГЭ уж точно, не замеряет уровень способностей, знаний и умений человека. Но влияние на психику он оказывает непропорционально большее, чем это должно быть, к тому же в обществе идет нагнетание ценности и значимости этих баллов. Это еще связано с социальным контекстом — мол, не поступишь, или на бюджетное место не пройдешь, что тогда будет… Особенно если на каком-то отделении или факультете небольшое число бюджетных мест, тогда стрессогенность процесса неизбежно повышается.
Это одно из свойств данной системы ЕГЭ, хотя инициаторы ее введения предполагали, что она сыграет позитивную роль. Впрочем, на мой взгляд, сегодня к ней уже привыкли, это тоже реальность. К ней уже пристроились, кому-то она даже удобна, поскольку шаблонизация многим людям на руку, надо признать. В этом случае можно просто выучивать тексты, ответы, нежели учиться мыслить, рассуждать, хотя, конечно есть и вопросы, рассчитанные на креативность ребенка. Но в целом система формальная и не отражает запросов дня сегодняшнего на получение качественного образования и отсекающая многих достойных людей от него, либо толкающая экзаменуемых в область коммерции. А когда коммерция связана с образованием — тогда появляются своеобразные социальные регуляторы, пропускающие массу людей не по знаниям и способностям, а по уровню доходов.
Свежие комментарии