На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

Звезды требуют развития судоремонта на Дальнем Востоке

Звезды требуют развития судоремонта на Дальнем Востоке
Фото: bkamen.info

Немного истории


В ноябре 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял решение о строительстве судоремонтного завода № 892 на Тихоокеанском побережье страны. Проектирование началось 9 июня 1946 года после выхода соответствующего Приказа Министерства судостроительной промышленности СССР.

В Приморье направилась экспедиция Ленинградского специализированного проектного института (ГСПИ) с целью определить место под строительство и начать изыскательские работы. Этим местом стала бухта Большой Камень и прилегающая к ней территория. Правда, она оказалась не совсем удобной из-за небольшой глубины, но по остальным параметрам вполне подходила. Несколько лет в бухте велись работы по отсыпке грунта. На отвоеванной у моря территории строились производственные здания. Параллельно работали над углублением дна.


Вид на бухту Большой Камень – 2000 годы

В ноябре 1954 года директором нового завода назначен опытный производственник и организатор Степан Иванович Лебедев. Должность заместителя завода по капитальному строительству занял руководитель работ на объекте Феодосий Максимович Русецкий. А уже 3 декабря 1954 года начато выполнение производственной программы, и этот день принято считать официальным днем рождения завода.

Начали с ремонта мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров. В конце 50-х годов завод приступил к ремонту дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей Тихоокеанского флота. В 60–80-е годы были построены многие специализированные производственные цеха и участки, оснащенные стендами, которые позволяли проводить наладку и испытания всех механизмов АПЛ. 12 мая 1962 года на завод для ремонта прибыла первая атомная субмарина.

Вскоре завод получил собственное имя. Во время визита министр судостроительной промышленности СССР Борис Евстафьевич Бутома назвал завод восходящей звездой судоремонта. С его легкой руки в 1968 году Дальневосточный судоремзавод был официально переименован в Дальневосточный завод «Звезда» (ДВЗ). Единственный на Дальнем Востоке завод, специализирующийся на ремонте, переоборудованию и модернизации атомных подводных лодок и кораблей с атомной энергетической установкой.


Вид на судоремонтные цеха ДВЗ и ремонтируемые АПЛ

В 1976 году из корпусного 12-го цеха был выделен доково-стапельный цех № 10, который стал выполнять операции по подъему и спуску заказов на воду. В том же году было построено уникальное техническое сооружение – первый эллинг. Это здание давало возможность поставить на крытое стапельное место подводную лодку и надводные суда, что позволило проводить ремонт круглогодично, невзирая на погоду. Спустя пять лет был построен второй эллинг, больший по габаритам. В эллингах предусмотрены системы, необходимые для осуществления ремонта и модернизации кораблей. 1978 год, по сути, стал первым серьезным экзаменом технической и организационной готовности завода к выполнению его главной задачи – серийному ремонту атомных подводных лодок.

В 1980 году в строй вступил построенный в Херсоне плавдок «Паллада». Одновременно был построен передаточный стапель и трансбордер, что в совокупности составляет уникальный судоподъемный комплекс, позволяющий поднимать и перемещать суда с доковым весом до 13500 тонн.


Вид на цеха Дальневосточного завода «Звезда» и плавдок «Паллада»

В 1991 году директором завода ДВЗ был назначен Валерий Александрович Маслаков. Нелегкая судьба выпала новому директору – руководить заводом в тяжелейшие годы развала промышленности, обороны и экономики большой страны. С началом перестройки в рамках проводимой конверсии и отсутствия финансирования завод все больше лишался оборонзаказа и, как следствие, начались длительные задержки выплаты заработной платы. Ситуация была накалена до предела.


Схема утилизации АПЛ

В это сложное время «Звезде» удалось выстоять лишь благодаря непрерывным поискам заказов от сторонних организаций. Огромную роль здесь сыграло то, что в 1993 году США и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в области сокращения наступательных вооружений (договор СНВ). Завод получил заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России. В рамках заключенных контрактов США поставили на завод различное оборудование, а также профинансировали ремонт существующих и строительство новых объектов. Сегодня на ДВЗ создан современный универсальный комплекс по утилизации атомных подводных лодок. За годы его существования утилизировано более 40 АПЛ.


Разделка корпуса АПЛ и подготовка ее к утилизации

К 90-м годам на Дальнем Востоке России накопилось много радиоактивных отходов, образовавшихся в результате интенсивной эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок. Было принято решение о размещении в акватории завода плавучего комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов взамен специального танкера ТНТ-5, который находился в изношенном техническом состоянии.


Утилизация трехотсечных блоков АПЛ ТОФ

Финансирование этого проекта взяло на себя правительство Японии. Комплекс был введен в эксплуатацию в 2000 году. В 2003 году ввели в эксплуатацию береговой комплекс выгрузки отработанного ядерного топлива из реакторов АПЛ. Таких комплексов в мире единицы. Он отвечает всем международным и российским требованиям в области ядерной, радиационной и экологической безопасности.


Комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов

Параллельно с работами по утилизации АПЛ и радиоактивных отходов, завод перестроился на выпуск гражданской продукции. Был возобновлен ремонт гражданского флота, освоено новое судостроение. Но основным видом деятельности для «Звезды» остается ремонт кораблей ВМФ.

Новое время


Развитие нефте- и газодобычи на Сахалине в конце 90-х годов и на Ямале в последнее десятилетие серьезно повлияло на судьбу завода. 6 ноября 2008 года предприятие поменяло статус и стало акционерным обществом, где 100 % акций принадлежат государству. ОАО ДВЗ «Звезда» вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта. А в 2009 году в бухте Большой Камень Приморского края началось строительство новой верфи. Базой для новой верфи стал Дальневосточный завод «Звезда». В 2015 году она получила название Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК «Звезда»).


Морская платформа и судно обеспечения, будущая продукция ССК «Звезда»

По плану верфь будет выпускать крупнотоннажные суда, морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. Это танкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 тысяч тонн, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа. Проект реализуется консорциумом Дальневосточный центр судостроения Объединенной судостроительной корпорации (ДЦСС ОСК), АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк».


Проект строительства верфи реализуется в два этапа. В 2016 году в присутствии В. В. Путина на площадке предприятия были сданы в эксплуатацию блок корпусных производств и окрасочные камеры. Спустя год, 8 сентября 2017 года, Президент России принял участие в церемонии запуска в эксплуатацию тяжелого достроечного стапеля с тремя сборочными линиями. Стапель оснащен мощным крановым хозяйством производства китайской компании «China Heavy Industry Corporation», включая козловый кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 т. Такой мощный кран позволяет вести строительство судов крупными блоками. Вместе со стапелем был введен в эксплуатацию передаточный док для среднетоннажных судов и морской техники.


Другой китайский производитель «Suzhou Dafang Special Vehicle Co. Ltd» поставил в апреле-мае 2021 года два тяжелых самоходных транспортера грузоподъемностью 650 т каждый, два транспортера грузоподъемностью 2320 т и один 150-тонный транспортер. Поставка на ССК «Звезда» самоходной техники такой грузоподъемностью вместе с вводом в эксплуатацию новых и реконструированных цехов первой очереди позволят существенно увеличить скорость строительства.
Вторая очередь строительства предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока со вторым козловым краном типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн и производственных цехов для постройки крупнотоннажных судов и офшорной техники. Ведется строительство и оснащение четырех достроечных набережных. Планируется, что поэтапный ввод судостроительного комплекса в эксплуатацию будет завершен в конце 2024 года.


Пилотную загрузку комплексу обеспечивает нефтяная компания «Роснефть», заключившая с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на мощностях «Звезды». Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что портфель заказов «Звезды» с его компанией составляет 14 судов. В октябре 2017 года глава газодобывающей компании «Новатэк» Леонид Михельсон сообщил журналистам, что его предприятие передало через «Совкомфлот» на «Звезду» техническую документацию, необходимую для строительства 15 танкеров-газовозов арктического класса для «Арктик СПГ-2», и в ближайшее время будет подписан договор на строительство 15 судов.

Текущий портфель твердых заказов ССК «Звезда» составляет 50 судов, с учетом опционов – 59 судов, количество предварительных соглашений – более 110. Руководство ССК «Звезда» и ДЦСС ведут активные переговоры практически со всеми судовладельцами РФ и крупными нефтегазовыми компаниями. За 2020 год были заключены договора на строительство 19 судов для нескольких заказчиков. Для Тихокеанского флота ВМФ России на перспективу планируется строительство боевых кораблей 1-го и 2-го ранга, обсуждается обновление вспомогательного флота – большое количество судов обеспечения флота требует замены. Характеристики судостроительных мощностей ССК «Звезда» позволяют вести строительство судов, раннее производившихся на верфях только в европейской части России, большинство из которых было потеряно в результате распада СССР.


Первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах» водоизмещением 120000 DWT спущен на воду 12 мая 2020 года и уже выполнил свой первый рейс. Фактически на ССК «Звезда» прошла сборка корпуса танкера. При этом на самом предприятии были изготовлены грузовые секции судна, а носовая и кормовая секции корпуса были изготовлены партнером российской верфи – южнокорейской компанией «Hyundai Samho Heavy Industries» и доставлены в Большой Камень морским путем. Полная локализация производства судов на «Звезде» будет вводиться постепенно и займет не менее 4 лет.


Первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах», построенный на ССК «Звезда»

В конце 2020 года было спущено на воду многофункциональное судно снабжения ледового класса проекта IBSV 10022AH «Катерина Великая». По состоянию на июнь 2021 года на верфи строятся со 2-го по 8-й танкеры типа «Афрамакс», заложен 1-й танкер-продуктовоз типа MR, 1-й танкер-челнок ледового класса Arc6 и 1-й газовоз класса Arc7 проект «Арктик СПГ-2», ведется строительство плавдока проекта 23380 и резка металла и формирование блоков на другие суда этих проектов. Начаты работы к строительству атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» с двумя ядерными реакторами суммарной мощностью 120 МВт.

Успешный поэтапный ввод объектов первой очереди и опережающее строительство сухого дока второй очереди новой верфи позволяют уверенно говорить о необходимости создания в Большом Камне и в целом в Приморском крае судостроительного кластера. Для этого планируется привлечь большое количество предприятий – лидеров судостроительной области, российские и иностранные компании. В первую очередь это касается таких направлений, как сварочные материалы, лаки и краски. По судовому оборудованию идут активные переговоры с Российским арматурным холдингом. Он уже освоил целый ряд типовой арматуры для океанских судов. Надо отметить, что такие суда в России не делали почти 30 лет, со времен спуска на воду танкеров типа «Крым» на заводе «Залив» в Керчи. На территории ССЗ «Звезда» открыт завод «ВРК Сапфир» по производству судовых винторулевых колонок.

Для обеспечения судостроительного комплекса «Звезда» крупноформатным стальным прокатом в соседней бухте Суходол предполагается построить новый металлургический завод. На данный момент проработано технико-экономическое обоснование проекта. Производительность металлургического завода составит 1,5 млн тонн в год стального листа и трубной продукции. Подрядчиком выступила китайская компания МСС International Incorporation. При этом верфью «Звезда» будет перерабатываться 330–350 тыс. тонн. Остальная продукция предназначена для новых потребителей в регионе. Сейчас подыскиваются партнеры по судовой обстройке. Панели судовые, потолки, полы – все это раньше производилось в Приморье и Комсомольске-на-Амуре, но к сожалению, утрачено в конце 90-х. Приходится восстанавливать утерянные или приобретать новые компетенции. Так, в 2020 году на мощностях АО «Дальзавод» открылся цех № 17 по производству судовой мебели.

Третья очередь строительства в Большом камне – развитие судоремонта ДВЗ



В качестве примера судоремонтные доки компании «Kaiser-sohne» (Сингапур)

Возникает справедливый вопрос – где ремонтировать флот построенных крупнотоннажных судов?

На примере крупнейшего владельца танкеров и газовозов России – компании «Совкомфлот» можно спрогнозировать спрос на судоремонт крупнотоннажных судов на Дальнем Востоке. «Совкомфлот» является активным участником проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», «Арктик СПГ-2» и «Ямал СПГ», и маршруты движения судов «Совкомфлота» пролегают через Северный морской путь, Берингов пролив, Охотское и Японское моря. Согласно отчету за 2020 год, флот компании составляет 143 судна суммарным водоизмещением 12,5 млн тонн, в том числе:

• танкеры – 114 ед.;

• газовозы – 16 ед.;

• специальный флот (включая суда обеспечения нефте- газодобычи) – 11 ед.;

• сухогрузы – 2 ед.

Средний возраст судов составляет менее 12 лет. Около 2/3 из них составляют крупнотоннажные суда, включая 82 судна ледового класса.

Портфель компании на строительство новых заказов составляет 26 судов водоизмещением около 2,5 млн тонн, из них 15 судов-газовозов класса Arc7 проекта «Арктик СПГ-2» заказаны на ССК «Звезда». На ремонт и техническое обследование компания «Совкомфлот» в 2020 году потратила $353 млн, провела докование и ремонт 30 судов и освидетельствование 17 судов на плаву. По данным технической политики компании, докование каждого судна проводится один раз в 5 лет.

Анализ имеющихся судоремонтных мощностей Приморья показывает, что действующие предприятия не смогут обслуживать строящиеся на ССК «Звезда» суда, в том числе созданные для «Совкомфлота». Ни один из представленных в таблице доков не сможет вместить даже 50 000-ки. Что же говорить о танкерах и газовозах водоизмещением 100 000 DWT и более. Подобных мощностей на Дальнем Востоке попросту нет, такие мощности отсутствуют в данный момент и в Мурманске (единственный большой док для ремонта крупнотоннажных судов только строится). Поэтому уже сейчас важно задуматься о ремонте построенных судов и создании ремонтных доков для них. В противном случае ремонт построенных на ССК «Звезда» танкеров и газовозов будет проводиться в Корее или Японии, или на европейских судоремонтных площадках. Чему наши соседи будут только рады.


Место под строительство ремонтных доков есть. В ходе строительства первой очереди ССК «Звезда» под развитие всей производственной площадки в бухте Большого Камня были намыты значительные территории. Планы по переносу и строительству новых цехов судоремонтных мощностей ДВЗ были озвучены некоторое время назад, но среди них не было никаких упоминаний по строительству новых судоремонтных доков.


Поэтому логичным будет расширение судоремонта Дальневосточного завода «Звезда» и строительство на намывных участках двух ремонтных доков размерностью 260х60х12 м и 330х100х14 м. При этом останется место под расширение производственных мощностей ДВЗ и строительство новых ремонтных цехов. Актуальной будет модернизация и оснащение существующей (около 335 м) и строительство новых судоремонтных набережных, протяженностью 360 и 130 м. Реконструкция и новое строительство судоремонтных мощностей позволит сертифицировать ДВЗ по международным стандартам для ремонта любых крупнотоннажных судов и диверсифицировать работу завода.


Дополнительные меры


Помимо этого, следует уделить внимание интенсивному развитию судостроения и судоремонта на других предприятиях Дальневосточного региона. В дополнение к льготам, полученным ССК «Звезда» по прямому Указу Президента Российской Федерации от 2018 года, предлагаю законодательно и экономически поддержать развитие малых и средних предприятий. Тем более что процесс уже пошел. Вот только несколько новостей последних 5 лет.

Федеральная программа «киль в обмен на квоты» позволила за последние 5 лет построить в Приморье 8 новых рыбоперерабатывающих предприятий и заложить 7 новых судов. Всего по данной программе на Дальнем Востоке планируется построить 14 рыбзаводов и спустить на воду 29 рыбопромысловых судов.

22 августа 2018 года Министерство обороны РФ заключило несколько контрактов на поставку малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт» в рамках военно-технического форума «Армия-2018». О планах постройки «Каракуртов» на Дальнем Востоке объявил в мае 2018 года вице-премьер (на тот момент – замминистра обороны) Юрий Борисов. АО «Восточная верфь» построит два корабля, Амурский ССЗ – четыре МРК.

ПАО «Славянский судоремонтный завод»


В сентябре 2017 года Ленинградский судостроительный завод «Пелла» и ПАО «Славянский судоремонтный завод» создадут совместное предприятие для строительства рыболовных судов длинной до 80 метров в Приморье. Документ подписали генеральный директор «Пеллы» Герберт Цатуров и первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев. По информации издания, объём инвестиций в проект со стороны «Пеллы» составит около 2 млрд рублей. На базе «Славянского судоремонтного завода» планируется построить компакт-верфь, аналогичную той, которая сегодня работает в Отрадном Ленинградской области.

АО «Восточная верфь»


В 2021 году АО «Восточная верфь» планирует передать береговой охране ФСБ России два пограничных сторожевых корабля проекта 10410 «Светляк». В этом же году планируется сдача ВМФ России малого морского танкера проекта 03182 «Михаил Барсков» и спуск на воду второго танкера этого проекта «Борис Аверкин». Помимо этого, для Тихоокеанского флота в этом году будет заложен один, спущен на воду и сдан еще один плавучий причал. В части гражданского судостроения в 2021 году планируется передать заказчику первый дальневосточный краболов проекта 03141 «Охотск» и спустить на воду ещё одно краболовное судно. Также корабелы рассчитывают заложить два судна-ярусолова на основе типового краболовного проекта.

АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» заключила соглашение о сотрудничестве с АО «Восточная верфь». Соглашение распространяется на сферы судостроения, судоремонта, проектирования, машиностроения и литейного производства, а также разработку совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и АО «Восточная верфь» заключили соглашение об инвестициях в судостроительное предприятие. Документ подписали генеральные директора АО «КРДВ» Аслан Канукоев и АО «Восточная верфь» Олег Сиденко. Подписанное соглашение предполагает техническое перевооружение, в результате которого будет увеличено количество стапельных мест, изменятся технология производства судов и внутренняя логистика по предприятию, а также повысится производительность труда. В развитие производства будет вложено около 3,1 млрд рублей и создано дополнительно 118 рабочих мест. Реализация проекта начата в 2020 году и продлится до 2025 года.

До конца 2021 года произойдёт обновление технической базы судостроительного предприятия «Восточная верфь» во Владивостоке. В частности, запланировано удлинение набережной и эллинга, а также постройка нового склада металла. По словам гендиректора предприятия Олега Сиденко, эти меры позволят увеличить объём выпускаемой продукции и количество рабочих мест на 250 человек. Текущие технические возможности верфи позволяют строить корабли и суда длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и спусковой массой до 2,5 тысяч тонн.

Находкинский СРЗ в конце 2019 года приобрел плавдок грузоподъемностью до 10 000 т, теперь у завода 2 дока, что позволяет существенно увеличить производительность судового ремонта.

АО «Дальзавод» озвучил планы по строительству или покупке плавдока грузоподъемностью до 35 600 т.

29 июля 2020 года на Амурском судостроительном заводе состоялась закладка четвертого по счету МРК проекта 22800 для Тихоокеанского флота. Об этом сообщает пресс-служба Минобороны РФ. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, ракетный корабль получил имя «Павловск». Ранее на предприятии были заложены другие МРК проекта: «Ржев», «Удомля» и «Уссурийск». Планируется, что они войдут в состав подразделений после 2022 года.

5 августа 2020 года на сдаточной базе Амурского судостроительного завода завершился этап швартовых испытаний корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».
16 июня 2021 года заместитель председателя правительства Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов посетил Амурский судостроительный завод с рабочим визитом.

В составе делегации также были генеральный директор ОСК Алексей Рахманов, врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, представители краевых министерств и ведомств. В программу посещения входили осмотр производственных площадей и оценка состояния строящихся на заводе заказов. В ходе состоявшегося краткого рабочего совещания были подняты в том числе и вопросы размещения на АСЗ коммерческих заказов. Генеральный директор ОСК А. Рахманов, обозначил наиболее острые и проблемные вопросы их строительства, стороны обменялись мнениями и предложениями, касающимися финансирования строительства гражданского флота на АСЗ.

«Главнейшая задача, стоящая перед Амурским судостроительным заводом на сегодняшний день – ускоренная диверсификация производства и загрузка производства гражданскими заказами»,

– сказал Юрий Борисов. Зампред правительства также отметил, что, благодаря реализации на АСЗ плана по реконструкции и развитию производственных площадей в рамках Федеральной целевой программы, заметно изменился вид заводских цехов и производственных площадок, модернизированы многие производственные процессы и введено в строй новое оборудование.

Меры поддержки


Имеет смыл рассмотреть следующие меры поддержки развития судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке:

• Целевые кредиты на строительство доков любого типа и назначения. В дополнение к вышесказанному предлагаю законодательно стимулировать частные компании к строительству или покупке плавдоков грузоподъемностью от 10 000 до 25 000 тонн или сухих доков размерами до 200х50х10 метров.

• Целевые кредиты на приобретение зарубежных технологий судоремонта при отсутствии их в России.

• Целевые кредиты на покупку оборудования и механизмов, не выпускающихся в России.

• Предоставление налоговых и иных льгот совместным предприятиям, осваивающим морские технологии, отсутствующие в России.

• Лизинговые программы на покупку отечественного оборудования, станков, вспомогательных судов, машин и механизмов, кранового оборудования.

• Целевые беспроцентные кредиты на приобретение в собственность отечественного оборудования, станков, вспомогательных судов, машин и механизмов, кранового оборудования.

• Кредиты на модернизацию действующих судоремонтных производств через Корпорацию развития промышленности.

• Увеличение рассрочки платежей или списание процентов по кредитам и лизинговым программам при увеличении производительности труда в судостроении или судоремонте более чем на 30 %.

• Диверсификация – открытие на судоремонтных предприятиях новых направлений деятельности (производство продукции морской тематики, судостроение, развитие портовых мощностей).

• Зарубежные предприятия, входящие в судостроительный кластер и создающие производственные филиалы в Приморском крае, освобождать от налогов на 7–9 лет, торговые филиалы – на 5 лет (по следующим направлениям: судовые двигатели и судовая автоматика, строительство мощных судов-земснарядов и судов, ведущих строительство причальных стенок, и других специализированных судов).

• Целевые кредиты на строительство автоматизированных портовых мощностей под крупнотоннажные суда (причалы от 300 до 400 м с глубиной у причала до (16) 18 м) и обеспечение их высокопроизводительными кранами и другими машинами и механизмами (средняя скорость ПРР на уровне 30 крупнейших портов мира), льготы на подвод ж/д линий и автодорог.

 Законодательно закрепить обязательное проведение судоремонта крупнотоннажных судов, построенных в России после 2024 года (вывода на полную мощность ССК «Звезда»), на российских судоремонтных верфях с момента ввода в строй новых ремонтных доков на Дальневосточном заводе «Звезда».

Выполнение предложенных мероприятий позволит полностью закрыть потребности в судоремонте на Дальнем Востоке в ближайшие годы.
Автор:
Бекасов Артем
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх