На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...
  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...
  • Olga Chuhutina
    Тварь...Мама, вырвавшая в...

По волнам со скоростью курьерского поезда

Советские корабли на воздушной подушке пока никто не превзошел

На фото: ракетный корабль на воздушной подушке "Бора"
На фото: ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» (Фото: Виталий Парубов/ТАСС)

Черноморский флот ко Дню Военно-морского флота России получит один из двух самых скоростных ракетных кораблей — «Бора». Это малый ракетный корабль на воздушной подушке, построенный по проекту 1239 «Сивуч» в 1989 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

Это был грандиозный проект, который сгубила смена общественного строя 1991 года. Всего предполагалось построить 16 «Сивучей». Но вслед за «Борой» успели заложить только два корабля. Один из них благополучно достроили под именем «Самум», а второй при готовности на уровне 50% разрезали на металл.

Но и у двух построенных кораблей судьба оказалась непростой. Их передали на Черноморский флот для опытной эксплуатации в начале 90-х годов. И лишь в конце 90-х ввели в состав ЧФ. И это отчасти объясняется тем, что корабли уникальные. НИР по теме «Сивуч» началась в ЦМКБ «Алмаз» в далеком 1975 году. И лишь к середине 80-х годов корабль был спроектирован.

В прошлом десятилетии «Бору» и «Самум» передали на 13-й судоремонтный завод для прохождения ремонта. Однако начало ремонтных работ неоднократно переносилось. Но все-таки «Бора» уже отремонтирована и на днях вернется в строй ЧФ. Послеремонтная готовность «Самума», как утверждают на 13-м СРЗ, тоже не за горами.

Корабли проекта «Сивуч» являются единственными в своем классе самыми крупными быстроходными ударными кораблями на гидродинамической платформе. То есть они построены по схеме катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой. Или иными словами — на воздушной подушке.

В кораблях «Сивуч» используется скеговый принцип создания воздушной подушки. По периметру корабля, в нижней его части, установлены скеги или же поплавки. Они полупогружены в воду и не дают «расползаться» образующейся под днищем воздушной подушке.

Полное водоизмещение корабля — 1000 тонн. Длина — 64 м, ширина — 17,2 м. Осадка — 3,8 м при выключенных нагнетателях воздуха, 1 м с нагнетателями. Суммарная мощность дизельных двигателей — 56 тыс. л.с. Полная скорость хода — 47 узлов. Хоть на

заводских испытаниях корабль выдерживал и 55 узлов. Дальность плавания 2500 миль, автономность — 10 суток. Мореходность корабля — 7 баллов включительно.

За счет того, что «Сивучи» имеют широкую палубу, корабли располагают значительным для довольно скромного водоизмещения объемом оборудования и вооружения. Это и три различных РЛС, каждая из которых решает свои задачи. И комплекс РЭБ. И генератор помех противоторпедной обороны.

Главное ударное оружие корабля — 8 противокорабельных ракет «Москит», которые способны поражать надводные корабли противника водоизмещением до 20 тыс. тонн. Ракеты сверхзвуковые, на финише развивающие скорость в 2,8 М. Полет происходит на высотах 7−20 метров. Дальность в зависимости от профиля полета от 120 км до 250 км.

Есть артиллерийская установка АК-176 калибра 76 мм, а также два шестиствольных артиллерийских автомата АК-630 калибра 30 мм. Для противовоздушной обороны используются две пусковые установки ЗРК «Оса-М» с комплектом из 20 зенитных ракет.

По водоизмещению «Бора» и «Самум» дотягивают лишь до класса малых ракетных кораблей. В то же время по ударной мощи их следует отнести к классу корветов.

К особенностям кораблей проекта 1239 также относится то, что они имеют особый корпус. Точнее — из особого материала, из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Его отличают две особенности, крайне необходимые именно «Сивучам».

Во-первых, он легкий. Благодаря чему силовой установке, нагнетающей воздух под днище корабля, не нужно обладать запредельной мощностью. Во-вторых, сплав АМГ имеет высочайшую противокоррозийную устойчивость. И еще один интересный момент — благодаря широкой палубе и большому подпалубному пространству для экипажа были созданы особо комфортные условия.

У ЦМКБ «Алмаз» есть и еще одна уникальная разработка малого корабля — десантного. И тоже на воздушной подушке. К созданию корабля проекта 12322 «Зубр» КБ приступило в 1978 году. То есть когда проект «Сивуч» был в работе уже три года. Но дело пошло быстрее. И результат, если считать его по количеству построенных кораблей, оказался весомее. На двух заводах, Приморском ССЗ и ССЗ «Море», было построено 17 кораблей. Не все они дожили до нынешнего дня — многие были утилизованы, часть продана Греции и Китаю. Лишь два корабля — «Евгений Кочешков» и «Мордовия» — находятся в строю Балтийского флота.

«Зубр» — геометрически самый крупный в мире корабль на воздушной подушке. Его длина достигает 57,3 м, ширина — 25,6 м. При этом водоизмещение совсем невелико — 555 тонн. Корабль развивает фантастическую скорость в 60 узлов, что обусловлено высочайшей мощностью, подаваемой как на нагнетающие воздух механизмы, так и на

движители. Суммарная мощность дизельной силовой установки равна 50 тыс. л.с. Воздушную подушку создают четыре агрегата с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Движение корабля обеспечивают установленные на корме 3 толкающих винта диаметром 5,5 м. Винты способны работать и в реверсивном режиме, обеспечивая торможение корабля.

Конструкторам пришлось решить непростую задачу, непосредственно связанную с высокой скоростью движения, при которой возникают повышенные вибрации и тряска при ударах корабля о волны даже при незначительном волнении моря. Для их компенсации широко применялись демпфирующие и звукопоглощающие материалы. ЦМКБ «Алмаз», как и в случае с ракетным кораблем «Сивуч», постаралось создать комфортные условия для экипажа. Например, в кубриках и прочих помещениях были даже установлены кондиционеры.

При весьма скромном водоизмещении «Зубр» способен брать на борт 150 тонн полезной нагрузки, к коей относятся десантники и их специальная техника. Корабль может перевозить 3 танка и 140 десантников. Или 500 десантников без техники.

Любопытно, что когда феодосийский ССЗ «Море» вернулся в Россию, было объявлено, что в планах предприятия возобновление производства десантных кораблей «Зубр». То же самое было сказано руководством завода и в 2017 году. При этом был даже назван срок закладки первого «Зубра» — 2019−2021 годы.

Однако ССЗ «Море» переключился на строительство значительно более современных малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Они начали строиться в 2015 году. И потребность в них велика — запланированы 18 кораблей. Если «Каракурт» сравнивать с «Сивучом», то он проигрывает разве что только по скорости. На нем установлены новые ракеты «Оникс» и «Калибр». У него более основательная противовоздушная оборона, которую представляет комплекс «Панцирь-М». Артиллерия та же самая, но есть средства для противолодочной обороны, которые отсутствуют на «Сивуче».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх