На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Пгтому что это не территория России!Конечно это плохо,но причину я еаписал!Зачем Россия выво...
  • Максим Ширяев
    Антикоммунист "естественно" перерождается в предателя и русофоба. Обыватель, тебе опротивел социализм? Получишь импер...Страсти по ГДР, п...
  • Владимир Козлов
    Честным и порядочным людям не получить паспорт, а всякая мерзкая шваль через продажных чиновников покупает в короткие...ГРАЖДАНСТВО РОССИ...

Кавказский фронт в Первую Мировую войну. Часть 1.

Кавказский фронт в Первую Мировую войну. Часть 1.Боевые действия начались в ноябре 1914 года, после нападения Османской Империи на Российскую империю и длились до марта 1918 года, когда был подписан Брестский мирный договор.
Это был последний крупный военный конфликт между Россией и Турцией. И он закончился для обоих империй (Российской и Османской) трагически, обе державы не выдержали тяжести Первой мировой войны и рухнули.
Началась война с того, что 29 и 30 октября 1914 года германо-турецкий флот под командованием германского адмирала Вильгельма Сушона обстрелял Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск (в России это событие получило неофициальное название «Севастопольская побудка»). 30 октября император Николай II повелел отозвать из Стамбула дипломатическую миссию, 2 ноября 1914 года Россия объявила Турции войну. 5 и 6 ноября за ней последовали Англия и Франция. Вступление Турции в войну прервало морскую связь между Россией и её союзниками через Чёрное и Средиземное моря. Таким образом в Азии возник Кавказский фронт между Россией и Турцией.

Причины и предпосылки побудившие Османскую империю вступить в войну

- Тяжёлое социально-экономическое положение империи, она находилась в фазе разложения, фактически была полуколонией великих держав (Великобритании, Франции, Германии). Только отчаянные меры, вроде успешной большой войны или масштабного реформирования, могли временно стабилизировать положение.
- Реваншизм. Турция в начале 20 века проиграла две войны: Триполитанскую (Ливийскую) с Италией с 29 сентября 1911 года по 18 октября 1912 года, потеряв Триполитанию и Киренаику, (современная Ливия), а также остров Родос и грекоязычный архипелаг Додеканес возле Малой Азии. Первую Балканскую войну с 25 сентября (8 октября)[3] 1912 года до 17 (30) мая 1913 года против Балканского союза (Болгария, Греция, Сербия, Черногория), потеряв практически все территории в Европе, кроме Стамбула с округой (смогли отбить Адрианополь-Эдирне во время Второй Балканской войны - 29 июня — 29 июля 1913 года), остров Крит.
- Союз с Германской империей. Только помощь великой державы могла сохранить целостность Османской империи и дать ей возможность вернуть часть утерянных территорий. Но державы Антанты считали, что дело турков маленькое, за них всё предрешено. Германии же Турция была нужна, чтобы используя её миллионную армию оттянуть резервы и ресурсы России на Кавказ, создать неприятности Великобритании на Синае и в Персии.
- В области идеологии место доктрины османизма призывающей к единению и братству всех народов империи постепенно заняли крайне агрессивные концепции пантюркизма и панисламизма. Пантюркизм в качестве доктрины так называемого единства всех тюркоязычных народов под верховным главенством турок - османов, использовался младотурками для насаждения среди турок националистических чувств и настроений. Доктрина панисламизма, призывавшая к объединению всех мусульман под властью турецкого султана в качестве халифа, была в значительной степени, как и пантюркизм, направлена против России, но использовалась младотурками и во внутриполитических делах, в частности как идеологическое оружие в борьбе с арабским национально - освободительным движением.

Начало войны

С началом войны в Турции не было согласия по вопросу - вступать ли в войну и на чьей стороне? В неофициальном младотурецком триумвирате военный министр Энвер-паша и министр внутренних дел Талаат-паша были сторонниками Тройственного союза, но Джемаль-паша был сторонником Антанты. Несмотря на открытую поддержку Германии Османская империя в первые 3 месяца войны формально соблюдала нейтралитет, надеясь что страны Антанты заинтересованы в нейтралитете султанской Турции и они смогут получить от них значительные уступки.

2 августа 1914 года был подписан германо-турецкий союзный договор, по которому турецкая армия фактически отдавалась под руководство германской военной миссии, а в стране была объявлена мобилизация. Сотни тысяч людей были оторваны от привычного труда. В течении 3 дней на мобилизационные пункты обязаны были явиться все мужчины в возрасте от 20 до 45 лет. Cвыше 1 миллиона человек двинулись в свои пункты приписки. Но одновременно турецкое правительство опубликовало декларацию о нейтралитете. 10 августа в пролив Дарданеллы вошли немецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау», уходившие от преследования британского флота в Средиземном море. С появлением этих кораблей не только турецкая армия, но и флот оказались под командованием немцев. 9 сентября турецкое правительство объявило всем державам, что оно приняло решение отменить режим капитуляций (особое правовое положение иностранных граждан).

Тем не менее большинство членов турецкого правительства, в том числе великий визирь, всё ещё выступали против войны. Тогда военный министр Энвер-паша вместе с немецким командованием (Лиман фон Сандерс) начал войну без согласия остальных членов правительства, поставив страну перед свершившимся фактом. 29 и 30 октября 1914 года германо-турецкий флот под командованием германского адмирала Вильгельма Сушона обстрелял Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск (в России это событие получило неофициальное название «Севастопольская побудка»). 30 октября император Николай II повелел отозвать из Стамбула дипломатическую миссию, 2 ноября 1914 года Россия объявила Турции войну. 5 и 6 ноября за ней последовали Англия и Франция. Вступление Турции в войну прервало морскую связь между Россией и её союзниками через Чёрное и Средиземное моря. Таким образом в Азии возник Кавказский фронт между Россией и Турцией.

Русская Кавказская армия: состав, командующие, подготовка

В 1914 году в состав Кавказской армии входили: Полевое управление (штаб), Части армейского подчинения, 1-й Кавказский армейский корпус (в составе 2-х пехотных дивизий, 2-х артиллерийских бригад, 2-х Кубанских пластунских бригад, 1-ой Кавказской казачьей дивизии), 2-й Туркестанский армейский корпус (в составе 2-х стрелковых бригад, 2-х стрелковых артиллерийских дивизиона, 1-ой Закаспийской казачьей бригады). Перед началом боевых действий Кавказская армия была рассредоточена на две группы в соответствии с двумя главными операционными направлениями:
Карское направление (Карс — Эрзерум) — ок. 6 дивизий в районе Ольты — Сарыкамыш,
Эриванское направление (Эривань — Алашкерт) — ок. 2 дивизий, усиленных значительным числом конницы, в районе Игдыря.
Фланги прикрывались небольшими отрядами сформированными из пограничной стражи, казаков и ополчения: правый фланг — направление вдоль Черноморского побережья к Батуму, а левый — против курдских районов, где с объявлением мобилизации турки начали формировать курдскую иррегулярную конницу, и персидского Азербайджана. Всего Кавказская армия насчитывала ок. 153 батальонов, 175 казачьих сотен и 350 орудий.
С началом Первой мировой войны в Закавказье развернулось армянское добровольческое движение. Армяне связывали с этой войной определённые надежды, рассчитывая на освобождение с помощью русского оружия Западной Армении. Поэтому армянские общественно-политические силы и национальные партии объявили эту войну справедливой и заявили о безусловной поддержке Антанты. Руководство Турции, со своей стороны, пыталось привлечь западных армян на свою сторону и предлагало им создать добровольческие отряды в составе турецкой армии и склонить восточных армян к совместному выступлению против России. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться.
Созданием армянских дружин (добровольческих отрядов) занималось Армянское национальное бюро в Тифлисе. Общее число армянских добровольцев составило до 25 тыс. человек. Первые четыре добровольческих отряда влились в ряды действующей армии на различных участках Кавказского фронта уже в ноябре 1914 г. Армянские добровольцы отличились в боях за Ван, Дильман, Битлис, Муш, Эрзерум и другие города Западной Армении. В конце 1915 — начале 1916 гг. армянские добровольческие отряды были расформированы, и на их основе в составе русских частей были созданы стрелковые батальоны, которые участвовали в боевых действиях до конца войны.
На начальном этапе главнокомандующим Кавказской армии был кавказский наместник и главнокомандующий войсками Кавказского военного округа генерал-адъютант И. И. Воронцов-Дашков, его ставка находилась в Тифлисе. Он, однако, участия в разработке операций и руководстве войсками практически не принимал, передав командование армией своему помощнику генералу А. З. Мышлаевскому и начальнику Штаба генералу Юденичу. А после смещения А. З. Мышлаевского в январе 1915 — генералу Н. Н. Юденичу, который осуществлял командование армией и после преобразования её в Кавказский фронт в апреле 1917 года. Непосредствен¬ное управление войсками было в руках командира 1-го Кавказского корпуса генерала Г. Э.Берхмана, назначенного начальником Сарыкамышского отряда — так назывались русские войска, действовавшие на Эрзерумском направлении.
В апреле 1917 года Кавказская армия была преобразована в Кавказский фронт.
Кавказская армия не имела горного снаряжения. Лишь горные батареи были приспособлены для действий в горных условиях.
Войска для действий на горном театре были обучены слабо; маневры мирного времени обычно производились в широ¬ких горных долинах. При обучении войск был учтен опыт русско-японской войны. Однако старший и особенно высший командный состав, как и в турецкой армии, был слабо обучен в отношении вождения крупных войсковых соединений самостоятельными колоннами на изолированных горным рельефом направлениях. Практически отсутствовали современные средства связи (радиосвязь), не было налажено инженерное дело ( перед боем войска практически не окапывались, а лишь обозначали позиции), не было лыжных подразделений, войска плохо управлялись.
Недостатки компенсировались тем, что противник страдал теми же недочётами, а Русский солдат по своим качествам превосходил турецкого. Русские хорошо переносили трудности, упорнее оборонялись, были более смекалистыми, не боялись прямого боя, даже с превосходящим противником. Да и младший, средний командный состав в целом знал своё дело.

Планы сторон, турецкая армия

Главнейшим объектом действий со стороны русской армии, кроме живой силы противника, являлась крепость Эрзерум, расположенная в 100 км от русско-турецкой границы. Эрзерум прикрывал с суши Анатолию — эту основную территорию Турции, где располагались основные объекты экономики империи и имевшую однородное население, большую часть которого составляли турки-османы. От Эрзерума открывался прямой путь к Стамбулу-Константиноплю, который вместе с проливами Босфор и Дарданеллы, по согласию союзников по Антанте, должен был стать частью Русской империи. Также в состав империи должны были войти земли исторической Армении, которые входили в состав Турции.
Для турок главным объектом действий после разгрома Кавказской армии, являлся захват Тифлиса — политический центр Закавказья и узел главнейших путей; Баку — промышленный центр (нефть); крепости Карс и Батум, который был лучшим портом на южном побережье Черного моря. Османы мечтали о захвате всего Закавказья, в дальнейшем планировали поднять против России исламские народности Северного Кавказа, возможно поднять восстание в Средней Азии.
Две войны, которые вела Турция — Триполитанская и Балканская — вызвали большое расстройство турецких вооруженных сил. Армия к новой войне была неподготовлена. После 1912 года команд¬ный состав пережил чистку, в результате которой целый ряд командиров были уволены в отставку, а на их место были наспех назначены лица по усмотрению военного министра Энвер-паши. Германская миссия, приглашенная турецким правительством в 1913 году, несколько упорядочила это дело. Тем не менее, наиболее слабой стороной турецкой армии являлся ее командный состав. Так, например, младший командный состав был на 75% малограмотен, средний — на 40% состоял из произведенных унтер-офицеров, без специального военного образования. Старший и высший командный состав, имея общее военное образование, был очень слабо подготовлен к вождению войск в современной войне и притом в горах.
Мобилизация 3-й турецкой армии, действовавшей против Кавказской армии, была проведена с большим трудом вследствие острого недостатка в артиллерийском, продовольственном и фуражном снабжении. 3-я турецкая армия состояла из 9-го, 10-го, 11 -го армейских корпусов, 2-й кавалерийской дивизии, четырех с половиной курдских конных дивизий и двух пехотных дивизий, прибывших на усиление этой армии из Месопотамии, под руководством Гассан-Иззет-паши, затем прибыл сам военный министр Энвер-паша. Всего около 100 батальонов пехоты, 35 эскадронов конницы, 250 орудий.
Курдские формирования в боевом отношении были совершенно не подготовлены и слабо дисциплинированы. На вооружении артиллерии имелись орудия современных систем Шнейдера и Круппа. Пехота была вооружена винтовкой Маузера.
Вследствие малого количества обученного личного состава и недостатка в снабжении телефонными и телеграфными аппаратами, связь в большинстве случаев поддерживалась конными посыльными и делегатами для связи.
По мнению германских офицеров, хорошо изучивших турецкую армию, турки могли наступать, но не были способны на быстрый энергичный натиск. В форсированных маршах они не были тренированы, вследствие чего возникала опасность разложения войск. Армия была плохо снаряжена и потому не могла проводить в открытом поле на бивуаках по несколько ночей подряд, в особенности зимой. Организация подвоза требовала много времени и замедляла темп наступления.
Все эти обстоятельства учитывались турецким командованием армии при возможных вариантах операций, которые рассчитывались не на глубокое продвижение, а на наступление с ограниченными целями от рубежа к рубежу.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх