На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Середа
    Вот это "личико"Главу Минтруда об...
  • Наталья Середа
    Шахназаров прав! Хватит терпеть тех, кто гадит на Россию, но хочет зарабатывать в России.Понимают, что нигде им плати...Шахназаров: «На П...
  • Раиса Мелькумова
    К депутатам и так отношение негативное, а если и здесь не продвинут этот закон, то катастрофа.Узбекистан «наеха...

U-862 у берегов Австралии и Новой Зеландии. Последние месяцы подводной войны и капитуляция

U-862 у берегов Австралии и Новой Зеландии. Последние месяцы подводной войны и капитуляция

Действия U-862 у побережья Новой Зеландии, январь 1945 г.


Статья посвящена одному из малоизвестных эпизодов войны на море в ходе Второй мировой войны — боевому походу немецкой подводной лодки U-862 к берегам Австралии и Новой Зеландии. Это был единственный У-бот, действовавший в этом регионе.


Заключительная часть. Предыдущая часть: U-862 у берегов Австралии и Новой Зеландии. В Индийском океане и второй боевой поход

А тем временем U-862 шла через Тасманово море по направлению к северной оконечности Новой Зеландии. Вечером 27 декабря было обнаружено судно тоннажом 8000-10000 GRT, идущее противолодочным зигзагом. После долгого маневрирования лодка заняла удобную для атаки позицию, но выпущенная торпеда, пройдя около 300 метров, неожиданно взорвалась. Цель была упущена.

Новый 1945 год подводники встретили при штормовой погоде, изрядно испортившей им праздничный ужин. 7 января лодка обогнула северную оконечность Новой Зеландии и приступила к патрулированию у северо-восточного побережья Северного острова, периодически определяясь по местному маяку.

Время шло, а суда не появлялись. На офицерском совете мнения разделились. Предлагалось заняться охотой у берегов Новой Гвинеи, действовать на судоходных путях между Австралией и Филиппинами, а затем уходить в Японию или, обогнув Новую Зеландию с юга, вернуться к прибрежным районам юго-восточной Австралии с последующим возвращением на Яву. Тимм выбрал последний вариант, так как запасы топлива и продовольствия сильно сократились.

Рано утром 13 января было обнаружено судно, идущее на юг вдоль берега. Занять позицию для атаки до рассвета не удалось, и Тимм от атаки отказался, так как имел приказ не атаковать суда в пределах видимости с вражеского побережья.
15 января командир U-862 решил предпринять весьма рискованный шаг — подойти как можно ближе к порту Гисборн в надежде обнаружить стоящие на рейде или у причала суда. Подходы к порту были мелководными и требовали высочайшего мастерства при маневрировании в подводном положении. Первый вахтенный офицер Гюнтер Райффенстуль (IWO Günther Reiffenstuhl) так описывал эти события в своем дневнике:

«Навигация велась практически наощупь, так как под килем оставалось совсем немного воды. На протяжении дня мы наблюдали в перископ прогуливавшихся по улице людей, мужчину, разжигавшего на пляже костер. В вечерних сумерках мы были у входа в порт, ничего не было видно, так как ночь была очень темной. Всплыли на подходах к порту и зарядили батареи. Затем вошли в гавань. Причалы ярко освещены, за ними видна большая фабрика. Мы могли наблюдать проезжающие по улицам автомобили с включенными фарами. Уличные фонари были такими яркими, что ослепляли нас. Дома были ярко освещены, словно в Рождество. Однако наши надежды не стали явью — ни на якорной стоянке, ни у причалов не оказалось достойных целей. Да, все люди здесь были совершенно беспечными. Повернув назад, мы, так и не обнаруженные, медленно выскользнули из гавани, и открытое море снова поглотило нас.»


Порт Гисборн

По пути им встретился небольшой пароход, но его посчитали недостойным торпеды. На следующий день Тимм решил зайти в залив Хок (Hawke Bay) в надежде найти какое-нибудь судно у расположенного там угольного пирса. Но увы...

Той же ночью Тимм решил попытать счастья у находившегося немного южнее порта Нейпир. Лодка подошла к городу в надводном положении и легла в дрейф всего лишь в полумиле от берега. И снова перед подводниками предстала идиллическая картина сверкающего сотнями ярких огней мирного города. С берега ветер доносил звуки запрещенных в Германии джазовых мелодий. Война стала казаться просто кошмарным сном. Тимм даже разрешил экипажу небольшими группами подниматься наверх, чтобы они могли насладиться открывающимся видом.

Вскоре из порта вышло небольшое судно с включенными ходовыми огнями. Лодка погрузилась и вышла в атаку. Промах! Атакованное судно начало обмениваться световыми сигналами с береговым сигнальным постом. На U-862 решили, что с парохода обнаружили фосфоресцирующие следы от перископа или торпеды, и он просит о помощи. Опасаясь преследования, Тимм решил как можно быстрее уйти в открытое море. На самом деле, на судне об атаке даже не подозревали.

Дальнейшие планы нарушила радиограмма от BdU с приказом командирам четырех лодок «Монсуна» (U-537, U-862, U-863, U-871) НЕМЕДЛЕННО возвращаться в Джакарту. Но к этому моменту из них в живых оставался только Тимм.

Подобное решение было принято из-за ухудшающейся обстановки на оккупированной Японией территории Юго-Восточной Азии. Еще 27 октября британские «Либерейторы» выставили 60 донных неконтактных мин в проливах, ведущих в Пенанг. Сомневаясь в способности японцев провести там эффективное траление и видя, что база находится в пределах досягаемости союзной авиации, немцы приступили к ее эвакуации.

Ситуация осложнялась тем, что в Пенанге находилась единственная немецкая радиостанция, которую японцы позволили иметь за пределами Токио, и ее потеря серьезно бы осложнила связь с находящимися в море подводными лодками.
Кроме того, японская разведка считала возможным нанесение союзниками массированного удара с моря и с воздуха по Сингапуру. Исходя из всего вышеупомянутого, 24 ноября Берлин приказал перенести главную базу в Джакарту, а Пенанг использовать только в экстренных случаях.

Обогнув Новую Зеландию с юга, субмарина вышла в Тасманово море. На этот раз Тимм решил проложить курс подальше к югу от австралийского континента во избежание обнаружения самолётами и кораблями противника.

И здесь U-862 и ее экипажу пришлось противостоять еще невиданным в их истории вызовам стихии. Их встретили идущие с юга 10-метровые волны и 10-балльный ледяной ветер. Лодка шла лагом к волне, и ее безжалостно качало с борта на борт и швыряло вверх и вниз, словно на огромных качелях. IWO писал:

«Ветер всё более усиливался, море очень бурное, и мы были вынуждены сражаться с ним. Часто мелькали мысли, что лодка не сможет взобраться на гребень гигантской волны, и она действительно иногда скатывалась вниз. Никогда раньше я не верил, что существуют такие волны величиной с дом, но сегодня я лично увидел их более чем 10-метровой высоты. В носовом отсеке испытываешь такое ощущение, что ты непрерывно ездишь в лифте на третий этаж и обратно. И это продолжается уже целую неделю».

Особенно тяжело было вахтенным на мостике, где ледяные волны регулярно накрывали их с головой и старались смыть за борт. Через открытый рубочный люк в центральный пост обрушивались потоки воды, и осушительный насос работал без остановки.


Подводная лодка в штормовом океане

2 февраля U-862 повернула на север, и постепенно погода начала улучшаться, но 5-го на ее экипаж обрушилась новая беда — на борту вспыхнула эпидемия дизентерии. Ее причиной стали принятые на борт в Джакарте некачественные мясные и грибные консервы. С высокой температурой слегли четыре офицера, и ходовую вахту пришлось нести командиру.

Лодка превратилась в некое подобие палаты инфекционной больницы с той лишь разницей, что у больных отсутствовала возможность помыться, сменить постельное белье и следовать диете. Вдобавок к этому не следует забывать, что основная часть экипажа пользовалась «теплыми» койками, а на лодке было всего лишь два крошечных гальюна, которые быстро приобрели весьма «специфический» вид. Казалось, что экипаж стал полностью небоеспособным.

Но 6 февраля судьба послала им долгожданную добычу, и боевая тревога отправила всех больных на их боевые посты. В 750 милях к западу от австралийского побережья на горизонте заметили мачты какого-то судна, которое оказалось американским пароходом типа «Либерти» “Peter Silvester”, следовавшим из Сан-Франциско в Коломбо с заходом в Мельбурн.

На его борту находилось 42 члена экипажа, 26 моряков вооруженной охраны ВМС США (United States Navy Armed Guard) и 107 пассажиров — американских военнослужащих. Судно также перевозило 317 мулов, предназначенных для использования в качестве вьючных животных на бирманском фронте, и 2700 тонн различных грузов. Вооружение состояло из 102-мм, 76-мм и восьми 20-мм орудий.


Пароход “Peter Silvester”

В общей сложности U-862 выпустила по «американцу» четыре торпеды, и все они попали в цель. Судно разломилось пополам, и носовая часть быстро затонула, кормовая же продержалась на плаву до вечера 8-го февраля. Были уничтожены все средства радиосвязи, и сигнал бедствия не был передан. “Peter Silvester” стало первым за последние три месяца и последним во Второй мировой войне судном, потопленным подводной лодкой в Индийском океане.

Все находившиеся на торпедированном судне разместились в четырех шлюпках и шести спасательных плотах. При этом людям пришлось вести жестокую схватку с мулами — дико ржавшие обезумевшие животные пытались забраться в шлюпки и плоты.

Поиск спасшихся с «Петера Сильвестера» велся самолетами, судами и кораблями Австралии, США и Великобритании. В период с 10 февраля по 9 марта были найдены и спасены 142 человека (в некоторых источниках приводится другое количество). Одна шлюпка и 33 человека в ней пропали без вести. Но вся эта эпопея заслуживает отдельного повествования.


Шлюпка с «Петера Сильвестера», обнаруженная самолетом с британского эскортного авианосца “Activity” после 22 дрейфа, из них 18 - без пищи

Прибытие U-862 в Джакарту было сопряжено с серьезным риском. Союзники теперь располагали информацией о ее присутствии в районе между Австралией и Явой и ожидали, когда лодка нарушит радиомолчание и сообщит в Джакарту о времени и месте своего подхода. Кроме того, в северо-восточной части Индийского океана теперь действовало британское авианосное соединение, самолеты которого всего лишь за несколько дней до прибытия U-862 нанесли массированный удар по нефтепромыслам на Суматре. Не оставляли без внимания район Зондского пролива и субмарины союзников.

9 февраля Х. Тимм сообщил, что намерен прибыть в точку рандеву 15-го. А вечером 13 февраля сигнал «Туниса» загнал лодку под воду — рядом работал радар самолета.


Возвращение U-862 в Джакарту, февраль 1945 г.

Несмотря на то, что FRUMEL своевременно добыл информацию о приходе U-862, и ее поджидали две британские субмарины, немецкой подлодке удалось проскользнуть незамеченной, и утром 15 февраля в сопровождении самолета «Арадо» и японского эскорта она прибыла в Джакарту.


Победы U-862


Поход U-862 в район Австралии и Новой Зеландии
(18.11.1944 - 15.02.1945)

18–20 февраля лодка совершила переход в Сингапур, где ей предстояло пройти ремонт перед возвращением в Германию. И снова судьба была благосклонна к U-862. Хотя радиоразведка противника своевременно перехватила и расшифровала связанные с этим радиограммы, по неизвестным причинам в руки командования они попали только 26 февраля. Патрулировавшая же на подходах к Сингапуру голландская подводная лодка “Zwaardvisch” 16 февраля была атакована японским самолетом и получила повреждения. К этому добавились неполадки в дизелях, и 19 февраля лодка была вынуждена покинуть позицию.

Стоянка в Сингапуре сильно затянулась. Причиной этому было как плохое состояние лодочных механизмов, в первую очередь дизелей, — работа на некачественном японском топливе привела к сильному износу, так и налеты союзной авиации, нанесшие серьезный ущерб портовой инфраструктуре. Большую тревогу вызывала и аккумуляторная батарея, но ее замену можно было бы произвести только в Японии.

К этому времени боевые операции подводных лодок в Индийском океане перестали быть приоритетными для командования Кригсмарине, хотя оно и демонстрировало на словах перед японским руководством свое намерение продолжить использование немецких субмарин в боевых действиях и даже направить их для участия в Филиппинской кампании.

Теперь абсолютным приоритетом стало использование У-ботов для доставки с Дальнего Востока в Германию стратегических видов сырья, без которых не смогла бы нормально функционировать военная промышленность Рейха: висмута, вольфрама, селена, олова, натурального каучука, опиума, хинина. Для этого планировалось использовать все восемь находившихся на начало января 1945 года в строю на Дальнем Востоке субмарин «Монсуна». Последней лодкой, благополучно прибывшей в Европу (Тронхейм, Норвегия) 18 апреля 1945 года, стала вышедшая из Сурабаи 15 января U-861.

Выход U-862 в дальний поход намечался на 12 мая в случае своевременного окончания ремонтных работ. По настоятельной просьбе японцев предстояло «по пути» высадить на побережье Индии их агента, вероятно, одного из деятелей индийского национально-освободительного движения. Увы, быстрое продвижение армий стран Антигитлеровской коалиции существенно откорректировало эти планы.

30 апреля Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством, и обязанности главы государства и Верховного главнокомандующего перешли к Карлу Дёницу. В 15:14 четвертого мая гроссадмирал Дениц отдал по радио приказ всем немецким подводным лодкам прекратить военные действия. Он обратился к подводникам со следующим обращением:

«Мои подводники!
Позади нас шесть лет подводной войны. Вы сражались как львы. Подавляющее материальное превосходство загнало нас в угол. Продолжение борьбы с использованием оставшихся баз стало невозможным.
Подводники! Непобежденные и незапятнанные, вы складываете ваше оружие после героической битвы, которой нет равных. С глубоким уважением мы вспоминаем наших павших товарищей, которые своей смертью подтвердили верность Фюреру и Родине.
Товарищи! Сохраняйте ваш дух подводников, с которым вы многие годы храбро и упорно сражались за счастье Родины.
Да здравствует Германия!
Ваш Гроссадмирал, 4 мая 1945 года.»

5 мая военно-морской атташе в Токио и адмирал Германии в Восточной Азии, адмирал Пауль Веннекер, передает всем немецким морским подразделениям в Восточной Азии условный сигнал “Lübeck”, означавший прекращение всех военных действий, и отправляет Дёницу следующее сообщение:

«Боевые действия подводных лодок в Восточной Азии прекращены. Возвращение подводных лодок (в Германию — прим. автора) невозможно, так как они не готовы к переходу».

6 мая старший японский военно-морской начальник в Сингапуре вице-адмирал Фукудоме Шигеру сообщил Доммесу (корветтенкапитан Вильгельм Доммес с 20 декабря 1944 года занимал должность Chef der U-Bootsstützpunkte in Südraum — Командующий базами немецких подводных лодок в южном районе), Тимму и Фрайвальду о предстоящем интернировании находившихся в Сингапуре U-862, U-181 и их экипажей. Вице-адмирал пригласил немецких офицеров на торжественный обед «в европейском стиле», где Фукудоме Шигеру поблагодарил уже бывших союзников за их участие в совместной борьбе.

Тимм собрал свой экипаж на борту (во время ремонта он проживал на берегу), на причале выстроились вооруженные японские солдаты. В течение нескольких минут немецкий флаг был спущен, поднят японский, немцев погрузили в грузовики и увезли. Подводники с тоской прощались с U-862, которая два года была их домом.

7 мая BdU направил в Токио свой последний, и уже запоздавший, приказ:

«1) Передайте подводные лодки, за исключением одной, японцам. Пришлите свои предложения: продать, затопить (или подарить). Снимите экипажи.
2) Фрайвальд (Kapitän zur See K. Freiwald, командир U-181, прим. автора) должен вернуться в Германию. Если его лодка не готова, выделите ему другую лодку. Отправьте ее в Германию.»

Но со вступлением в полночь 8 мая в силу условий капитуляции связь между нацистской Германией и Японией прервалась навсегда.

Большая часть подводников была отправлена в лагерь для интернированных, а остальным (по 30 человек на каждую лодку) дали задание в течение шести недель ознакомить японцев с использованием немецких субмарин. Немцев удивила не только возросшая вдвое численность экипажей (по 110 человек на каждой лодке), но и взаимоотношения японских военнослужащих. Старший по званию мог за любую провинность жестоко избить подчиненного.

В конце июня немецкие подводники вступили в свой последний бой. Группа американских «Лайтнингов» с высоты всего лишь 50 метров атаковала причал, у которого стояли подводные лодки. Немецкие «советники» по боевой тревоге привычно заняли места у зениток и... сбили самолет.

15 июля U-181 и U-862 были официально включены в состав японского флота под названиями I-501 и I-502. После капитуляции японских вооруженных сил в Сингапуре 16 августа 1945 года лодки были захвачены англичанами. 15 февраля следующего года они были отбуксированы в Малаккский пролив и затоплены на глубине 95 м, U-862 в точке с координатами 03°05′N, 100°38′E.


Японская подводная лодка I-502 (бывшая U-862) у борта крейсера “Myoko” после капитуляции, август 1945г.


Место затопления U-862

После капитуляции Японии и до лета 1946 года немецкие моряки находились в британском лагере для военнопленных в Сингапуре, хотя их юридический статус был весьма неопределенным, а затем их перевезли в лагеря на территории Великобритании, где они в августе и получили статус военнопленных. Репатриация членов экипажа U-862 началась в 1947 году и продолжалась до апреля следующего года.


Экипаж U-862 в английском плену, 1945 г.

Хайнрих Тимм был освобожден из плена в апреле 1948 года. После образования в 1956 году ВМФ ФРГ (Bundesmarine) Тимм вернулся на военную службу. Ушел в отставку в 1966 году в звании Kapitän zur See (капитан 1 ранга).

Источники

1. Карл Дениц. Десять лет и двадцать дней. Москва, 2007
2. Патянин С.В., Морозов М.Э., Нагирняк В.А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха. Москва, 2009
3. David Stevens. U-Boat far from home: the epic voyage of U862 to Australia and New Zealand. Sydney, 1997
4. Lawrence Paterson. Hitler's grey wolves: U-Boats in the Indian Ocean. London, 2004
5. Eberhard Rösling. The U-boat. The evolution and technical history of German submarines. London, 1981
6. Eberhard Möller, Werner Brack. The Encyclopedia of U-Boats: From 1904 to the Present Day. London, 2004
7. Dennis Gunton. The Penang Submarines. Penang, 1970
8. Eugene Quah. When Penang Was an Axis Submarine Base. Penang Monthly, December 2023
9. German U-Boats in the Indian Ocean (Office of Naval Intelligence Review).
10. Khoo Salma Nasution. More than Merchants. A History of German Speaking Community in Penang, 1800s - 1940s. Areca Books
11. Miroslaw Skwiot. German Naval Guns 1939-1945. Naval Institute Press, 2011
12. J.P. Mallmann Showell. U-boats under the Swastika. London, 1987
13. Fritz Köhl, Axel Niestlé. Vom Original zum Modell: Uboottyp IXC. Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, 1990
14. Uboat Archive
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх