На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…

Портрет кисти Стефена ван дер Мейлена (1543–1563), написан между 1560 и 1569 гг. На нём изображён ирландский аристократ и пэр, 10-й граф Ормонд, 3-й граф Оссори и 2-й виконт Тёрлс, (1531-1614), в гринвичских доспехах «в три четверти» и с колесцовым пистолетом всадника в руке. Национальная галерея Ирландии, Дублин
«Я вижу, что мода изнашивает больше одежды, чем человек.»
Шекспир Уильям

История стран и народов. В наших материалах на ВО мы много внимания уделяли доспехам эпохи Тюдоров, в частности, доспехам всё того же Генриха VIII. Но за бортом темы, по сути дела, осталась вся жизнь той эпохи. Хотя, с другой стороны, отобразить её целиком не хватит никаких статей. Тут нужна объёмистая книга размером с докторскую диссертацию. Но кое-какие интересные «моменты» почему бы и не осветить? Особенно если они в какой-то степени связаны с нашими военными темами. Сегодня мы познакомимся с некоторыми законодательно утверждёнными правилами жизни при этом монархе, которые по-своему весьма поучительны. Ну и, конечно, женщинам, которые читают на ВО наши материалы, всегда будет интересно узнать про одежду, и прежде всего женскую, которая во времена Генриха VIII была самым тесным образом связана с… коннозаводским делом в интересах рыцарской кавалерии. Итак…

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Портрет кисти Якопо Робусти, более известного как Тинторетто (1518 или 1519–1594). Мужчина в позолоченной кирасе, 1555 г. Нас в данном случае должны более всего заинтересовать две детали. Его меч с позолоченными деталями и латные перчатки. Музей истории искусств, Вена

Начнём с того, что 6 мая 1562 г. королева Елизавета, основываясь на правилах ещё 1557 г., провозгласила, что под страхом отчуждения имущества, тюремного заключения и штрафа никому ниже звания рыцаря не позволяется носить позолоченные шпоры либо покрытые золотой насечкой или позолотой меч, рапиру или кинжал. Кроме того, строжайше запрещалось всем ношение меча, рапиры или иного оружия свыше одного ярда длиной и полчетверти в клинке самое большее; и какого иного кинжала длиной свыше 12 дюймов в клинке: и какого иного малого с острым шипом, или другого лезвия свыше двух дюймов длиною (115, 31 и 5 см соответственно). Наказанием ослушникам служили всё те же конфискации имущества, взятие под стражу и штрафы. Офицеры получили приказ обрубать клинки, превосходящие длиной разрешённые, и могли с таковыми целями занимать посты возле городских ворот. В 1580 г. бравые служаки чуть не спровоцировали дипломатический скандал, когда остановили французского посла в Смитфилде, немало рассердив этим королеву.


Меч. Италия, Милан, ок. 1550 г. Вес: 0,94 кг, длина: 117,8 см, длина клинка: 102,3 см. Собрание Уоллеса, Лондон

Но «полутораручный» или «бастардный» меч оставался в обиходе по-прежнему. Причём в описываемые времена стало появляться и всё шире использоваться даже ещё более длинное оружие, в частности, устрашающего вида двуручные мечи, о которых здесь на страницах ВО уже рассказывалось.


Двуствольный колесцовый пистолет, Нюрнберг, Германия, ок. 1570 г. Длина: 50,3 см, длина стволов: 31,5 см. Калибр: 11-мм. Вес: 2,22 кг. Собрание Уоллеса, Лондон

Но вошёл в обиход конника и боевой молот. Причём он всё чаще снабжался металлическим древком, дабы враг не перерубил его своим мечом. На обухе рабочей части в виде молота помещалось острие с ромбовидным сечением. Палицы стали встречаться реже, а те, которые попадаются, имеют «яблоко» с треугольными или изогнутыми фланцами, то есть это уже шестопёры.


Сегодня мы главное внимание уделим латным перчаткам из Собрания Уоллеса. Вот одна из них: перчатка работы мастера Маттеуса Фрауэнпрейс I (ок. 1505–1549) и Йорга Зорга II (ок. 1522), Аугсбург, Германия, ок. 1550. Вес: 0,6 кг. Украшение на этой перчатке указывает на то, что она принадлежит к большому гарнитуру, сделанному для будущего императора Максимилиана II между 1549 и 1550 годами. Этот огромный гарнитур, один из величайших немецких гарнитуров, состоял из защитного снаряжения для войны, а также пеших и конных турниров. Украшение не является особенно сложным или характерным, оно состоит из широких полос с гравировкой и позолотой, обрамлённых гораздо более узкими протравленными полосами. Однако качество как самих пластин, так и их орнамента является образцовым, поскольку это работа аугсбургского оружейника Маттеуса Фрауэнпрайса и гравёра Йорга Зорга, известных мастеров своего дела. Доспехи очень хорошо сохранились и задокументированы. Кроме того, они также изображены в иллюстрированном альбоме Йорга Сорга. Сорг не проиллюстрировал все части доспеха, а только те, что могли поместиться на двух страницах альбома. К счастью, его иллюстрации можно сравнить с иллюстрациями, включёнными в «Книгу турниров» Иеремии Шемеля (около 1568 г.), которые более полны и демонстрируют всю степень и сложность этой впечатляющей брони. Есть там и доспехи коллекции Уоллеса. Собрание Уоллеса


Латная перчатка работы мастера Вольфганга Гроссхеделя (1517–1562). Ок. 1535–1540 гг. Вес: 0,48 кг. Вольфганг Гроссхедель был одним из самых известных оружейников своего времени. Фаворит короля Испании Филиппа II, он также делал доспехи для императора Фердинанда I и его сына и преемника Максимилиана II. Судя по всему, он служил подмастерьем или учеником в английских королевских мастерских короля Генриха VIII в Гринвиче, фигурируя в списке королевских мастерских 1517–1518 годов. Однако к 1521 году он вернулся в Германию, где был записан как гражданин Ландсхута и к 1530-м годам, если не раньше, он стал известным мастером. Собрание Уоллеса


Манифер – латная перчатка для левой руки у турнирных доспехов. Франц Гроссхедель (1555–1578/9). Изготовлена ок. 1570 г. Вес: 1,215 кг. Собрание Уоллеса


Латная перчатка мастера Якоба Халдера (ум. 1608). Королевские мастерские, Гринвич. Вес: 0,6 кг. Собрание Уоллеса


Портрет кисти Роберта Пика Старшего (1551–1619), изображающий Генри Фредерика Стюарта, принца Уэльского (1594–1612 гг.), в доспехах с латными перчатками и шлемом с перьями. Был старшим сыном короля Англии Якова I и Шотландии VI, и преемником королевы Елизаветы I, но умер. Частная коллекция

Более богатые образцы украшались, скажем, серебряной или золотой насечкой на воронёной или красновато-коричневой поверхности.

Основным оружием для конного дворянства теперь стали служить пистолеты с колесцовым замком. Самым большим преимуществом колесцового замка являлась возможность заранее взвести его и приготовить пистолет к применению, чтобы в удобный момент достать и разрядить его в противника. Для военных надобностей обычно применяли пару пистолетов, убиравшихся в кожаные кобуры, висевшие на седельной луке. Однако «муж с положением» пользовался такого рода оружием, только если служил капитаном кавалерии, так как оружие это было не из дешёвых. Альтернативной версией являлся «снэпхэнс» – ударно-кремневый пружинный замок, в котором кусок кремня ударял в стальную огнивную пластинку на шарнире. «Снэпхэнс» обходился дешевле колесцового замка, обладавшего к тому же большим недостатком в виде вращающихся частей в его конструкции, что осложняло обслуживание в полевых условиях, особенно если какие-то детали ломались от излишне грубого обращения. Интересно, что поначалу англичане не восприняли идею патрона, в котором заранее подготовленная мера пороха и пуля соединялись в одной бумажной упаковке, хотя он появился уже в середине века и стал уверенно распространяться на материковой части Европы.


Пистолет с колесцовым замком. Лоренц Херл (1622), (ствол). Нюрнберг, Германия, начало XVII века. Материалы и технологии: сталь, золото, эбеновое дерево, олений рог, перламутр, слоновая кость, воронение, гравирование, золочение, окраска. Длина: 76,8 см, общая. Длина ствола: 25,2 см. Калибр: 9-мм. Вес: 1,54 кг

Возникали и новаторские комбинированные версии оружия, как меч с небольшим пистолетом в рукояти или боевой молот для всадника, соединённый со стрелявшим через рукоять пистолетом, оснащённым колесцовым замком.


Пистолет с колесцовым замком. Ла Фонтенуа, Монако, 1645 г. Материалы и технологии: медный сплав, золото, серебро, сталь, медь, рог, дерево, гравировка и позолота. Длина: 36,8 см, общая. Вес: 0,445 кг. Собрание Уоллеса

Именно при Генрихе было издано множество указов и постановлений о регулировании употребления предметов роскоши, принимавшиеся для законодательного закрепления разделения общества на страты, выраженного во внешнем виде его членов, и в том числе посредством качества носимой ими одежды. Например, Генрих VIII выпустил вот такой вариант закона:

«Никто не должен носить... (одежды из) золоченой или серебряной материи, или шелка пурпурового цвета... кроме... эрлов. Всех выше этого звания и рыцарей короля (и только в их плащах). Никто не должен носить... (одежды из) золоченой или серебряной материи, атласа с блестками, шелка, материи смешанной или вышитой золотом, или серебром или заграничного сукна... кроме... баронов, всех выше этого звания, рыцарей Подвязки и (заседателей) Тайного совета. Никто не должен носить... (в одежде) шнура из золота или серебра, шнура, смешанного с золотом или серебром, из шелка, (а также) шпор, мечей, рапир, кинжалов, пряжек или застежек с золотом, серебром или позолотой... кроме... сыновей баронов, всех выше этого звания, дворян в свите королевы, рыцарей и капитанов. Никто не должен носить... бархата в плащах… накидках, «коттах» или верхних одеждах, или вышивки с шелком, или панталон из шелка... кроме... рыцарей, всех выше этого звания и их наследников с законными на то правами. Никто не должен носить... бархата, атласа, дамаска, тафты или (тому подобной) ткани с рисунком в плащах, накидках, «коттах» или верхних одеждах, иди же бархата в жакетах, панталонах или дублетах... кроме... старших сыновей рыцарей и всех выше этого звания.»

То есть запретительством власть имущие увлекались всегда. Вот только мало в том преуспевали. А каждое очередное упрощение в одежде сменялось затем дикой расточительностью…


Коням тоже полагались доспехи. Шаффрон – конский налобник. Возможно, мастер Кармоло Модроне (1489–1543). Италия, возможно, Мантуя или Милан. Ок. 1540 г. Вес: 1,13 кг

Ещё в 1495 г. Генрих VII запретил продажу хороших коней за рубеж, обвиняя Йоркскую партию в разбазаривании конского фонда и возникшей в связи с этим нехватке лошадей. На заре XVI столетия конезаводчики пользовались теми же приёмами, что и их предки в предыдущие века: самыми лучшими считались выносливые жеребцы с широкой грудью, крепкими мышцами и сильными шеями, хотя и по-прежнему довольно неповоротливые. Такие животные не казались особенно крупными по сегодняшним стандартам: достаточно присмотреться к доспехам, сработанным приблизительно в 1515 г. для лошади Генриха VIII, чтобы понять – ростом королевский конь не превосходил гунтера. Стремясь поднять собственный престиж и важность, особенно в глазах иностранных государей, Генрих VIII отправлял эмиссаров на поиски и закупки коней в Италию. Для «Поля золотой парчи» в 1520 г. Генрих выбрал коня-неаполитанца, но в его конюшнях находились и фрисландец от герцога Мантуи, породистый конь, выращенный заводчиками Изабеллы, герцогини Милана, конь от герцога Феррары и 25 (!) отборных испанских лошадей от императора Карла V.


Лошадь, вернее её всадник, в то время никак не мог обойтись без стремян. Особенно вот таких, если он принадлежал к знати. Стремя работы мастера Йорг Зигмана (1527–1601), Аугсбург, Германия. Ок. 1560 г. Изготовлены из бронзы (литьё) и позолочено. Вес: 0,82 кг. Собрание Уоллеса

Издавались указы, принуждавшие любого владельца закрытого для посещения парка иметь в нём двух кобыл, каждая не менее 13 ладоней в холке (1535 г.), запрещавшие помешать жеребцов меньше 15 ладоней и старше двух лет в местах, где содержались кобылицы (1540 г.), и требовавшие от нобилитета придерживаться особых квот в отношении коней (1541–1542 гг.).

Причём последние акты касались также архиепископов и герцогов (семь рысистых коней под седло, каждый минимум трех лет и 14 ладоней в холке); маркизов, эрлов и епископов с доходом в 1000 фунтов или выше (пять таких рысаков); виконтов и баронов с доходом 1000 фунтов (три рысака); и всех с доходом в 500 марок (два рысака). Любой подданный короны с ежегодным доходом в 100 фунтов, чья жена носила шёлковое верхнее платье или французский капюшон, или бархатную шляпу, «любое одеяние, вставку или золотое яйцо, жемчуг или иной драгоценный камень или золотую цепь на шее или на «партлете», или на любом платье на ней», тоже обязывался содержать одного скакового рысистого коня. Членам гвардии «Джентльменов пенсионеров», созданной Генрихом, тоже полагалось разводить лошадей, и многие получили с таковыми целями парки, отторгнутые у монастырей. Сэру Николасу Арнолду достался один такой надел в Хайнеме, отобранный у монастыря в Глостере, где находились неаполитанские боевые кони и лошади из Фландрии. Содержание коней обходилось недёшево, и не в последнюю очередь из-за строительства изгородей и стен, а также ворот в них – для отделения животных, чтобы кобыл покрывали только самые отборные жеребцы.


Шпора. Приписывается Роберту Сауту – мастеру оружейнику. Англия. Ок. 1620г. Материалы и технологии: сталь, серебро и золото, инкрустация и золочение. Вес: 0,165 кг. Собрание Уоллеса

Несколько королевских «Пенсионеров» даже написали трактаты по разведению и выездке лошадей, причём развивали в них опыт своих итальянских коллег, и в первую очередь рекомендации, изложенные в «Гиппике и Гиппархе» древнего Ксенофонта. И опять-таки, как и в случае с доспехами, англичане считали для себя ничуть не зазорным учиться у иностранцев и приглашать их на службу. Так, Роберт Дадли, граф Дестера, являясь королевским конюшим (1558–1881 гг.), выписал себе из Павии берейтора, Клаудио Корте, а ещё один «Пенсионер», сэр Томас Бидингфилд перевёл написанный им труд на английский язык. Федериго Гризоне опубликовал в 1550 г. в Неаполе книгу по искусству верховой езды. Книгу перевели в Англии с соответствующим названием – «Rules of Horsemanship» (Правила верховой езды») – и подарили её Дадли. Но… несмотря на все эти труды, качество конского состава всё время снижалось. Так что Елизавете опять пришлось бороться с низким уровнем коннозаводского дела и издавать соответствующие указы.

Постепенно внимание завоевывала новая тенденция создания для военных нужд не только и не столько могучей, сколько очень подвижной и вёрткой лошади. Однако в XVI столетии такое животное ни в коем случае не поколебало бы позиций традиционного боевого коня, способного нести всадника в полных доспехах, особенно на турнирах. Больше внимания начинали уделять различным движениям, таким, например, как крупада, когда лошадь становилась на дыбы и прыгала вверх, молотя при этом передними ногами. Стало развиваться искусство выездки лошадей. А также в Англии стала развиваться ветеринарная медицина, во многом из-за любознательности Кристофера Клиффорда, неграмотного грума на службе у благородных господ, написавшего (хотя, скорее всего, надо полагать, с чьей-то помощью) книгу «The Schoole of Horsemanship» (Шкода верховой езды), опубликованную в 1585 г. К концу века арабские, берберские кони или «гинеты» – низкорослые испанские лошади – всё чаще и чаще использовались коннозаводчиками Европы для получения изящных, но в то же время быстрых и сильных лошадей. То есть не стало рыцарей, и лошади в Англии стали понемногу совсем другими, не такими, как раньше. Не понимали этого монархи, но… прогресс остановить не могли.


Ну а закончим мы нашу фотогалерею фотографией вот этих прекрасных доспехов «в три четверти». Сделаны они были в Северной Италии где-то в 1620–1635 гг. Материалы и технологии: очень даже низкоуглеродистая сталь, золото, золотая тесьма, бархат и кожа, позолота, воронение, травление и резьба. Вес отдельных деталей: 2,11 кг, шлем; 0,652 кг, горжет; 3,51 кг, нагрудник; 4,05 кг, задняя пластина; набедренник-тассет 1,88 кг (левый), набедренник-тассет 1,85 кг (правый), доспех для руки (слева) 2,54 кг, то же самое – справа: 2,46 кг, перчатки 6,12 кг, наплечник-палдрон 1,88 кг (левый), наплечник-палдрон 1,85 кг (правый). Полный вес: 20,09 кг. Собрание Уоллеса

Часто думают, что изобретение огнестрельного оружия быстро положило конец рыцарям в доспехах. Но это совсем не так. Огнестрельное оружие и полные латные доспехи сосуществовали на поле битвы более двухсот лет, с XV до XVII веков. А всадники в доспехах в ХVII веке сами хотя и были вооружены огнестрельным оружием, обычно парой больших пистолетов и длинноствольным ружьём, называемым карабином, ничуть рыцарям по тяжести доспехов не уступали. Вот и эти прекрасные позолоченные доспехи на нашем фото, изготовленные между 1620 и 1635 годами в Северной Италии, вероятно, для высокопоставленного члена правящего Дома Савойи, региона в пограничном районе между южной Францией на западе и Италией и Швейцарией на востоке, как раз и принадлежали к всадническим кирасирским доспехам. Вся их поверхность богато украшена вытравленной сеткой из ромбовидных панелей, образованных савойскими узлами, с изображениями трофеев, корон и пальмовых ветвей, а также пары сцепленных рук, и всё это позолочено при общем тёмном гранулированном фоне. Сложенные вместе руки с изображением «огня дружбы» также изображены на них и на локтевых крыльях.

Мы называем таких всадников кирасирами. Но в Англии кирасиров иногда называли «лобстерами», из-за использования в их доспехах набедренных пластин, заходивших одна на другую, что делало человека в доспехах чем-то похожим на большого рака, по крайней мере, в глазах солдат XVII века, для которых полная броня была уже чем-то вроде диковинки.

Продолжение следует...
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх