Под Мадридом продырявлен в первый, а под Сталинградом в пятый раз
Восемнадцатого июля 1936 года испанские офицеры-мятежники под командованием генерала Франко выступили против левого правительства. В стране началась гражданская война. Эти события неразрывно переплелись с историей Советского Союза.
До сих пор спорят о том, передавался ли по радио условный сигнал: «Над всей Испанией безоблачное небо», или это всего лишь легенда. В конце концов, это не так важно.
В Испании начинались многие блестящие военные карьеры. Воевавший в испанском республиканском флоте Николай Кузнецов стал наркомом Военно-Морского флота СССР. Перед началом Великой Отечественной он успел создать на флотах многоступенчатую систему боевой готовности и вовремя рискнул отдать приказ об открытии огня в ночь на 22 июня 1941 года. В первый день войны ни один советский корабль не был потоплен на базах, ни один самолет морской авиации не был сожжен на аэродроме…
Прославился в Испании и Родион Малиновский, который в 1957 году сменил Георгия Жукова на посту министра обороны. Отличился там капитан Александр Родимцев, дивизия которого в сентябре 1942 года покрыла себя славой в сталинградских боях.
Меньше повезло многим их боевым товарищам. Дмитрия Павлова, который командовал танкистами под Мадридом, расстреляли по приказу Льва Мехлиса в июле 1941 года за поражение войск Особого Западного (Белорусского) округа, которым он командовал. Накануне войны арестованы, а затем расстреляны герои испанского неба Яков Смушкевич и Павел Рычагов, ставшие после Испании руководителями ВВС Красной Армии. Вечером 22 июня 1941 года застрелится генерал Иван Копец, которого за подвиги в небе Испании в 1937 году из старших лейтенантов произвели в полковники. В 1941 году Копец командовал авиацией Особого Западного округа. Он не простил себе сотен сожженных на аэродромах советских самолетов и горящего Минска…
Не менее заметный след оставила эта война в нашей литературе. «Откуда у хлопца испанская грусть» - вопрос этот так и остался недорешенным.
Как ни странно, поэт Михаил Светлов свою знаменитую «Гренаду» написал не во время испанской войны, а в августе 1926 года. Потом, когда его поэтическое пророчество стало реальностью, об Испании писали многие советские авторы. Константин Симонов отправил воевать туда своего «Парня из нашего города»; а во время Великой Отечественной войны написал стихотворение о генерале, который «под Мадридом продырявлен в первый, а под Сталинградом в пятый раз».
Другое восприятие испанских событий начинается со второй половины 1950-х годов, после ХХ съезда КПСС. Бард Александр Городницкий написал песню об испанской границе с такими строками: «Спят комбриги полегших понапрасну бригад». Но понапрасну, или нет погибали в той войне – рассудит история.
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/37836
Свежие комментарии