Суоми ввела бойкот русскому лесу. Надолго?
Что такое «финская бумага», наверное, никому рассказывать не надо — это выражение уже лет тридцать у нас в России хорошо известно. Но теперь оказывается, что в самой Финляндии в скором времени может прекратиться выход газет… из-за отсутствия газетной бумаги.
Оказывается, её, среди прочего, импортировали из России. Вот уж разрыв шаблона.Панику поднял местный исполнительный директор Союза медиа страны Суоми Юкка Холмберг. Он пожаловался на: «дисбаланс спроса и предложения», на «длительную забастовку рабочих завода UPM», выпускающего газетную бумагу, и — на спецоперацию на Украине. Казалось бы, где Финляндия, где «незалежная»! Но вот беда — около 20% процентов финских газет печатались на русской бумаге, от которой финны дружно отказались. С перепугу.
Цены на газетную бумагу взлетели чуть ли не в два раза — с 390 евро за тонну в прошлом году до 670 евро за тонну. В результате самая массовая газета страны Helsingin Sanomat сократила объем воскресного приложения, пишет «Интерфакс»
Медиа-менеджер Игорь Мосин уточняет, что Финляндия занимает одно из ведущих мест по производству отнюдь не дешевой, а дорогой, мелованной бумаги:
— И мы, российские издатели по-прежнему эту бумагу у них закупаем. А у них приостанавливается издание газет, которые печатаются на нашей дешевой бумаге. Сейчас ее поставки в связи с последними событиями прекратились. Это обычная газетная бумага — специфического качества. Несмотря на все их высокие технологии, у них нет производства такой бумаги. Этим, в рамках международного разделения труда, занимались мы. Грубо говоря, мы осваивали «низкий ценовой сегмент».
Я помню, мы печатались в Финляндии, потом перебрались в Эстонию, лет десять печатаем там журнал «Женское здоровье». Но бумагу для этого наши эстонские партнеры покупали в Финляндии. Финны долго хотели построить бумажный комбинат у нас. Ведь это смешно — везти туда сырье, бревна, перерабатывать их в щепу, а оттуда везти нам — готовую бумагу. Стоимость комбината — миллиард долларов. Они хотели вложить его в нашу экономику, чтобы все печаталось на месте. Ведь потребность в мелованной бумаге была, есть и будет. Не только журналы на ней печатаются, так же школьные учебники, деловая литература, рекламные буклеты, упаковки. Но что-то не сложилось.
Странно, что за все эти тридцать лет, мы не поставили у себя собственные мощности. У нас огромный рынок, сырье свое. Так и производим газетную бумагу, а теперь и от нее отказываются. Возможно, последние события подтолкнут нас к созданию производственных мощностей. Помимо нас делают дешевую газетную бумагу в Китае.
События в соседней Финляндии — повод вспомнить о нашей технологической отсталости. Мы не заняли очень денежную нишу. Производство мелованной бумаги — выгоднее. Она дороже стоит. Но точно так ведь дела обстоят во всех других отраслях. Надеюсь после деиндустриализации у нас, наконец, пройдет успешная реиндустриализация, и мы будем жить на свои деньги…
Дефицит газетной бумаги ощущают практически все печатные издания нашей ближайшей страны соседки. Забастовка работников бумажной промышленности — дело привычное. Но очень неудачно наложилась на отказ от «зачумленной» русской бумаги. Теперь могут возникнуть «очень серьезные проблемы». Ну, как «очень серьезные». Серьезны они для отрасли, многие читатели все или почти новости — вперемежку с пропагандой и откровенными фейками — читают в своих смартфонах.
Но финские газеты под угрозой закрытия. Острый дефицит спровоцировали сами финны. Медиа-менеджеры дружно поддержали санкции Запада против России. Про примерно пятую часть бумаги, поступающую в Финляндии из нашей страны, в дружном угаре европейской солидарности, забыли.
Помимо импорта бумаги, в Хельсинки запретили экспорт в Москву отбеливающих реагентов. А все в этом мире взаимосвязано, в результате у нас сократилось производство хорошей бумаги, и объем экспорта в страну Суоми. Руководство одной из газет по-детски пытается оправдаться перед читателями, надеясь на их понимание: «Сотрудники не виноваты».
Горячие финские медиаменеджеры надеются, что правительство поддержит газетную сферу, которая страдает. Но местные аналитики считают это крайне маловероятным. Падение производства газетной бумаги в Финляндии началось не вчера и даже не в начале года. В принципе это умирающая отрасль. Спрос сокращался на несколько процентов в год, производство становилось все менее и менее прибыльным. Уже и старые бумагоделательные машины, на которых некогда в большом количестве производили бумагу на экспорт, не используются. А новых производственных мощностей нет и не предвидится. Его во всей Европе уже около 15 лет не запускают. Так что возможно свирепость восточных «веняляйнен» у хитрых финнов — только повод?
Прежде нехватки бумаги не ощущалось, ее всегда можно было быстро достать — по первому свистку привозили из России. На финских складах даже не запасали больших объемов. В принципе финны бы не против возобновить грузоперевозки из России, но как всегда «англичанка гадит», далекие британские власти и банки — запрещают «свободным финнам» контактировать с соседней Россией.
Так что в ближайшие недели издание массовых бумажных газет в Хельсинки может если не прекратиться, то существенно сократиться. Одна надежда на местные газеты, которые «помогут читателям» разобраться в ситуации — в том «какая плохая Россия» и «какие хорошие» те из западных политиков, которые в массовом порядке, как теперь принято выражаться «стреляют себе в ногу».
Конечно про «ногу», может быть, перебор. Но то что некоторые словно бы «отрезают себе ухо», или даже «выкалывают один глаз», причем именно тот, что смотрит в сторону России — это не будет преувеличением.
Местные аналитики считают, что исчезновение печатной информации — повлияет на народ психологически. Поставит под сомнение надежность снабжения Финляндии вообще. Так что издатели хотят себе субсидий — в связи с напряженной ситуацией. Они же типа «идеологический фронт».
Но страдают практически все отрасли. Если бы правительство решило поддержать отдельный вид деятельности, другим станет обидна. Так что если какая-то помощь от правительства из финского бюджета и будет, то более общая, компенсация всем. Так со времен пандемии повелось, если не раньше.
Любопытно почитать и другие статьи, которые рассказывают о кризисе в газетной отрасли. Некий профессор Александр Стубб поделился своим мнением о последствиях для Европы российской спецоперации на Украине. Он считает, что европейское сотрудничество оказалось беспрецедентным. Особенно военное. Решения о санкциях были приняты быстро. А на Украину отправили оружие на половину миллиарда евро, чуть ли не мгновенно. Словно ждали.
В целом ЕС проходит в три этапа: кризис, хаос и… несовершенное решение. Да, разразился кризис, но зато хаос исчез — объясняет профессор. На данный момент времени большинство европейцев очень полюбили «незалежную», но это поветрие — может скоро перемениться, когда придут «счета» за западную гибридную холодную войну против России. Что будет, когда они начнут оплачиваться не просто из общих бюджетов, а на уровне отдельных граждан? Цена этого необдуманного противостояния — инфляция, подорожание продуктов питания, бензина и отопления.
Финны также должны помнить, что у них могут появиться сотни тысяч беженцев. Это не всем понравится и в какой-то момент настроение в обществе должно перемениться. Важно, чтобы европейские лидеры сообщили цену этого вопроса, потому что он означает снижение европейского уровня жизни.
Если наладить конструктивное общение с Россией не удастся, тогда политики, снова поднимут волну популизма. На данный момент существует иллюзия, что все «друзья Путина» как бы сметены. Европа уверена, что победила. Но когда простой человек, наконец, почувствует на своем кошельке цену этой победы, она отразится на уровне жизни и — в урне для голосования. При этом трудно придумать путь для восстановления сотрудничества с Россией.
В другой статье говорится, что у Финляндии есть запасы топлива, зерна и медикаментов как минимум на шесть месяцев. Граждане знают, где у них бомбоубежища, и вообще с гражданской обороной все продумано в каждом кондоминиуме, а автостоянки, бассейны и катки — могут быть быстро преобразованы в убежища.
В статье Янне Куусела, начальника отдела оборонной политики Министерства обороны Суоми словно бы поет военно-патриотическую песнь о том, что финны — «самые счастливые люди в мире». И они готовы защищать страну, так как «на себе испытали ситуацию Второй мировой войны, она нас только укрепила». То, что Финляндия вообще-то воевала на стороне Гитлера, местные эксперты не напоминают.
Свежие комментарии