На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Яматогура – снаряжение японского всадника

«У плохого наездника всегда виноват его конь»

Японская поговорка


Когда предки современных японцев перебрались через Цусимский пролив и оказались в Японии, они встретили там людей совершенно на них непохожих – смуглых, с густой растительностью на лице и на теле, курчавыми волосами, да вдобавок еще и поклонявшихся предку-медведю. Неудивительно, что плосколицым и желтокожим пришельцам с весьма редкой растительностью на лице и жесткими прямыми волосами аборигены пришлись не по душе. Но они сумели переправить через море лошадей и это сыграло решающую роль в противостоянии местных айнов и желтолицых пришельцев. Медленно, век за веком оттесняли они аборигенов на север. А вся их история была одной сплошной войной. В условиях гористой и сильно пересеченной местности именно лошадь стала главным средством передвижения воинов, если только они хотели быстро добраться до места сражения. Иначе путь от столицы до границы занимал пусть не многие месяцы, а уж недели точно. Вот почему традиционное войско самураев это прежде всего конные лучники, вооруженные мощными составными луками из бамбуковой древесины. Но каковы были лошади самых первых самураев и каково было их конское снаряжение? Об этом сейчас и пойдет наш рассказ.


Седло и стремена самурая конечно не всегда были такими вот пышными и красивыми, но подчас они представляли собой самое настоящее произведение искусства! (Токийский национальный музей)

Итак, никакое войско самураев нельзя даже представить себе без лошадей. Правда, в Японии не было в обычае иметь при армии громоздкие обозы, характерные для армий средневековой Европы, но само их войско было конным, пусть даже пехота со временем в нем и стала преобладать. И так как все самураи были прекрасными наездниками (а умения ездить верхом было прерогативой отнюдь не только мужчин, но и женщин из самурайских семейств!), они не только передвигались и сражались, сидя верхом на лошади. Известно, что лошади водились на Японских островах еще в глубокой древности, но они были низкорослы, и непригодны для верховой езды. Скаковых же лошадей завезли сюда с материка в V веке. Причем нужно подчеркнуть, что именно появление этих животных и применение их в военном деле как раз и вызвало появление тех специфических доспехов из маленьких металлических или кожаных пластин, которые стали характерными доспехами самураев Японии. Такая конструкция давала всаднику высокую подвижность, облегчала ведение стрельбы из лука с коня и одновременно давала хорошую защиту от стрел, выпущенных другими всадниками!

Яматогура – снаряжение японского всадника

Самураи были конными лучниками, поэтому снаряжение для стрельбы было для них очень важной частью боевой амуниции. Колчан эбиру. Стрелы просовывались через решетку сверху, а внизу вставлялись своими наконечниками в связку тростника.

Конское снаряжение самураев называлось яматогура, и если сравнивать его с европейским, то оно от него довольно сильно отличалось. Начнем с седла, называвшегося кура, затем идет сбруя – багу, состоявшая из предметов, заимствованных японцами с материка. Ленчик, то есть каркас седла, делали из дерева. При этом форма его была такова, что седло имело высокие луки как спереди, так и сзади. Задняя лука была традиционно наклонной, чтобы всадник мог с удобством стрелять из лука во все стороны, то есть не только вперед, но также и назад. На седло укладывали кожаную подушку, а снизу прикрепляли подпругу харуби и потник кицукэ, сделанный из ткани либо кожи, который мог иметь форму либо овала, либо прямоугольника. Что касается стремян, то они использовались в Японии уже в V веке. Судя по фигурам ханива, которые были найдены в древних гробницах эпохи Кофун, они практически не отличались от современных. Но потом появились стремена цуба абуми с носком, которые закрывали переднюю половину стопы всадника, заменившие более раннюю конструкцию.


Стремена эпохи Кофун. (Токийский национальный музей)

В эпоху Нара основание стремя, которое поддерживало подошву всадника, стало удлиняться. Так появилось стремя промежуточного типа хансита абуми. В конце периода Хейан появилось новое стремя фукуро абуми или мусаси абуми с подошвой на всю длину стопы всадника, а носки для пальцев удалили. Боковые стороны были открыты для того, чтобы не допустить, чтобы всадник ловил стремя ногами.


Стремена XVIII века. (Токийский национальный музей)

Военный вариант этого стремени ситанага абуми оставался в употреблении до тех пор, пока в конце XIX века в Японии не появлялись европейские стремена. Неизвестно почему японцы разработали этот уникальный стиль стремени. У них была характерная лебединая форма, изогнутая вверх и назад спереди, чтобы достичь правильного баланса. Большинство дошедших до нас образцов этого периода полностью изготовлены из железа (и, кстати, весят они до 10 кг!). Подножки иногда перфорируются, чтобы выпускать воду при пересечении рек, и эти стремена называются суйба абуми. И железные, и деревянные стремена покрывали лаком и расписывали золотом и серебром, так что японские стремена нередко выглядели словно самые настоящие произведения искусства!


И это тоже XVIII век. (Токийский национальный музей)

Управляли лошадью при помощи удил куцува и поводьев куцу-вадзура, имевших вид широких шелковых двухцветных лент (при этом один из цветов обычно был белым). Длинный гибкий прут мути, которым можно было хлестнуть заупрямившегося коня, обычно дополнял поводья, а вот шпоры японцам известны не были. Но их, скорее всего, заменяли острые края у стремян. Также в обычае было украшать сбрую лошади пышными кистями из прядей шелка или шерсти разных цветов. Из-под седла с обеих сторон свешивались еще и длинные цветные ленты, иногда с колокольчиками на концах – ханэ. Гриву коня часто подстригали в виде короткого гребня, а хвост обязательно подвязывали или убирали в мешок обукуро из яркой ткани.


Железное стремя с одного из интернет-аукционов (вес пары – 10 кг).

Очень важной принадлежностью японского всадника была большая (длиной приблизительно в два метра) накидка хоро, делавшаяся из ткани и крепившаяся на шлеме и на талии самурая при помощи завязок. При быстрой скачке хоро раздувалась, словно парус, отчего фигура воина зрительно увеличивалась. Возможно, что это «приспособление» придумали, чтобы пугать лошадей противника, хотя есть мнение, что хоро прежде всего защищала спину воина от стрел, которые могли бы попасть в него сзади. Позднее ее стали использовать для опознавания, поскольку всадники с огромными «мешками» ярких цветов за спиной были хорошо заметны издали. При этом конструкция хоро со временем как раз и изменилась таким образом, что превратилась в самый настоящий мешок. Придуман был даже особый каркас из гибких ивовых прутьев, имевший форму перевернутой корзины, которую и обтягивали тканью.


Иллюстрация из японского журнала «Армор моделлинг», демонстрирующая способы посадки на лошадь и увеличения среднего роста японцев и их лошадей.

Неотъемлемой частью военной экипировки как всадника, так и пехотинца в японской армии являлась веревка ко-синава, которую возили у седла, а пехотинцы носили на своих доспехах под поясом оби. Длиной она была около 1,5 м, и имела кольцо либо петлю на конце и могла использоваться и как запасная подпруга для коня, и чтобы связать захваченного пленника, или чтобы закрепить на лице маску мэмпо. Асигару и офицеры имели веревку каги-нава, имевшую длину около трех метров, с несколькими крюками на конце. Эту веревку использовали для того, чтобы взбираться на стены, захватить лодку, подвесить на стену доспехи и т. п.


Конструкция японского конского доспеха из журнала «Армор моделлинг». На ткань нашиваются кусочки лакированной кожи или металла. Аналогичным образом устроен и доспех всадника.

Интересным предметом был и специальный спасательный пояс уки-букуро, который был сделан из высушенных бычьих пузырей, которые можно было надуть и использовать этот пояс при форсировании реки или озера. Им следовало обвязать себя вокруг талии или груди и так уравновесить вес доспехов в воде. Перевозили его тоже у седла или обвязывали его вокруг крупа коня. Надо отметить, что все эти предметы отнюдь не были каким-то особым снаряжением легендарных ниндзя, как это часто представляют, а были обычной частью экипировки самого обыкновенного японского солдата.


Когда в Японии появилось огнестрельное оружие, как и в Европе, там появились конные стрелки, которые стреляли из пистолетов и карабинов, сидя в седле. Разница была лишь в том, что в Европе в массовом количестве производились пистолеты с колесцовыми замками, тогда как в Японии самым распространенным был фитильный замок.

Конские доспехи в Японии назывались ума-ёрой и они были известны. Однако они так и не получили такого широкого распространения, как в Европе. То, что они существовали, мы знаем по дошедшим до нас их изображениям. Ну, а почему они не были популярны – понятно. Несомненно, это было вызвано тем обстоятельством, что японские лошади были низкорослыми, а горный рельеф Японии вместе с обилием текущих с гор рек и ручьев требовал от всадников прежде всего забот о подвижности и уже затем о защищенности своих скакунов. Недаром японских всадников специально учили переплывать озера и реки с бурным течением, и не просто переплывать. Сам самурай при этом должен был еще и стрелять из лука! Понятно, что ни один европейский конь, одетый в тяжелые доспехи, ничего подобного сделать бы просто не смог. Изображения самураев, одновременно плывущих и при этом сидящих верхом на лошадях, довольно часто встречаются в японской живописи, то есть это было делом широко распространенным, которое не представлялось тогдашним художникам чем-то таким уж необычным!


Седло самурая. Эпоха Эдо, XIX в. (Музей искусств Бостона)

Другим важным отличием всадников-самураев от европейских рыцарей была их манера садиться на коня справа, опираясь при этом на пятку, в то время как в Европе все делалось наоборот. При этом самурая в седло слуги подсаживали точно так же, как это было принято и у оруженосцев Западной Европы. Интересно, что высокую роль лошади в японском обществе подтверждаются даже родовыми гербами – монами. Так, гербом известного самурайского рода Симадзу была такая важная деталь как псалия, а гербом рода Хирано было изображение коня.
Автор: В.Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх