Очередной еженедельный выпуск обзора цен от Росстата подтвердил удивительную тенденцию, смущающую автомобилистов на протяжении всей спецоперации. Цены на бензин не растут. Вообще. С самого начала года. Впервые со времён СССР.
"Не верю!"
Вы, вероятно, не верите тому, что на АЗС до сих пор новогодние цены.
Что ж, редко садящийся за руль автор опросил несколько водителей, активно ездящих и, соответственно, заправляющих машину. Все в один голос сказали о подорожании с Нового года примерно на 5%. Так сильны фантомные боли систематического роста. "Благодаря" так называемому демпфирующему механизму (спорная сделка между правительством и нефтяниками) бензин стабильно дорожал и при росте цен на нефть, и при их падении.А потом пришли санкции и всё разрушили.
Коронавирус не помеха
Бензин дорожал всегда. Не только в галопирующие времена "сытых нулевых", но и при "стабильности".
Вот, скажем, ненормальный 2020 год. АИ-92 стартовал с 42,34 руб., был укушен коронавирусом, падением спроса на энергоносители – и финишировал с 43,28 руб. Чуть сильнее подорожал 95-й – с 45,79 до 47,04 руб. за литр. Низкая инфляция, отрицательные цены на нефть, низкий спрос из-за самоизоляции – а русский бензин упорно, в неравной борьбе со здравым смыслом героически дорожал.
2021 год. За новогодние праздники оба сорта неплохо прибавили в цене: первое измерение года дало 92-му уже 43,46 руб., а 95-му 47,24 руб. Да, на треть процента, но для такого короткого промежутка это прилично. А далее мы видели восстановление производства и разгон инфляции. К концу года 92-й догнал по цене своего "старшего брата" годичной давности, а тот ушёл далеко вперёд, на 51,01 руб.
В 2021 году, таким образом, с начала января по конец декабря розничные цены на бензин выросли на 8,7%, при этом инфляция формально составила 7,98%. Всё по демпферу: дорожать в районе инфляции с каким-то не слишком наглым люфтом. А в этом году с учётом инфляции бензин, получается, подешевел.
Вы не поверите – они не врут!
И вот наступил 2022-й. Сейчас, в середине октября, по Росстату в среднем по России АИ-92 стоит 47,22 руб. – столько же, сколько и на Новый год. АИ-95 – 51,33 руб.: подорожание на 32 копейки, 0,6%.
Не верит мой шеф-редактор, не верят таксисты, да и мне как-то сложно доверчиво относиться к специалистам из мрачного здания на Мясницкой.
Но если у товарища Решетникова других статистиков нет, может быть, они найдутся на сайте benzin-price.ru? Там есть прямое отслеживание цен по автозаправкам. И точно нет никакой связи с правительством.
По Москве за первую неделю января сайт выдаёт средние цены 47,37 руб. на АИ-92 и 52,40 руб. на АИ-95. На середину октября – 47,37 и 52,54 соответственно.
По другим регионам ситуация разная – скажем, в "лидере подорожания" Тюменской области замечен рост с 45,90 и 49,61 до 46,42 и 50,50 (в среднем на 1,5%), но и это ничтожно мало по сравнению с инфляцией. А вот в Волгоградской области бензин даже подешевел – пусть и менее чем на процент.
Акциз, демпфер, нетбэк…
Как это получилось? Ведь запланировано было ровно обратное – ускоренный рост. На 2022 год правительство снизило экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, компенсировав это ростом акциза – прямой удар по внутренним потребителям! Царьград бурно протестовал против этого циничного решения, но когда не помогает своё правительство, иногда на помощь приходят чужие.
Есть экономическое объяснение феномена.
Цены внутреннего рынка бензина всегда зависели от индекса экспортной альтернативы, так называемого нетбэка. Чем выше внешние цены, тем активнее производители стремятся направить весь продукт туда, что создаёт дефицит на рынке внутреннем. Сейчас экспортная альтернатива заманчива как никогда, но… альтернативой уже не является – санкции! Не будь санкций, при всех демпфирующих механизмах мы бы видели сейчас 92-й по 60 рублей за литр. Но проклятые западные партнёры удушили наших потребителей санкциями до такой степени, что мы покупаем бензин по ценам из прошлого, а они – из будущего.
Сейчас поставки нефтепродуктов в полном объёме просто невозможны – все, кто могут, отказываются от русского топлива. Да, долгосрочные контракты ещё исполняются, но новых очень мало, а "коротких" сделок западнее Урала почти нет. При этом добыча сократилась только сейчас – соответственно, в России возник переизбыток нефтепродуктов, а значит, говорят некоторые эксперты, обострилась борьба за потребителя.
Что с того?
Да, рыночные механизмы сыграли роль, да, нефть действительно почти что некуда девать, но куда более важным аргументом, думается, стали как раз негласно, без помпы сказанные в уютных кабинетах слова Новака, Мишустина, Путина: не надо тревожить народ, ему и так сейчас не по себе. Нагнетать социальную напряжённость в условиях СВО – значит прямо играть на руку противнику.
Вот так, собственно, и открывается загадочный ларчик заморозившихся цен на русское топливо.
P.S. А тот парень, который под Новый год попросил Деда Мороза остановить рост цен на бензин, наверное, сейчас кусает себе локти. С его-то способностями можно было попросить и о чём-то более важном…
Свежие комментарии