Восточный сфинкс
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они, как будто, слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест,
И эта твердь, и стены эти,
И твой, взнесенный к небу крест.
Валерий Брюсов
Исполнены святой тоски,
Они, как будто, слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест,
И эта твердь, и стены эти,
И твой, взнесенный к небу крест.
Валерий Брюсов
Египтология в России. А было так, что в Петербурге, у правого берега Невы, возле самого здания Академии художеств, бросил якорь корабль под итальянским флагом. На борту было написано «Буэна сперанца» – «Добрая Надежда» – название, популярное среди моряков того суеверного времени, твёрдо веривших, что как корабль назовёшь, так он и плавать будет. Зеваки, а их всегда у кораблей немало, а в то время было даже больше, чем сейчас, да и мелкобогатые господа, вышедшие на свой утренний променад, сразу же обратили внимание на несколько необычную возню на судне, да и на пристани, словно привёз этот корабль нечто необычное. И они не ошиблись, и подойдя к причалу поближе, были и впрямь вознаграждены за своё любопытство невиданным зрелищем. Из трюма на канатах вытащили огромного каменного зверя! А за ним и второго, что было уж совсем удивительно – где только двух таких одинаковых нашли?
Изображение сфинкса в российской печати 1832 года. Умели тогда рисовать, умели...
А день спустя «Добрая Надежда» уже снялась с якоря, зато на берегу теперь стояли два египетских сфинкса, изваянных из розового гранита, и два ящика с глыбами камня, предназначавшегося для заделки возможных повреждений.
Добыт этот камень был в Ассуанских каменоломнях. А потом, в XV веке до нашей эры, фараон Аменхотеп III приказал этих сфинксов изваять и поставить перед своим заупокойным храмом неподалёку от «колоссов Мемнона».
Тысячелетия спустя от храма остались лишь руины, но зато в 1828 году нашёлся предприимчивый александрийский грек-торговец древностями, который их откопал, присвоил и выставил на продажу.
Шампольон, находившийся в это время в Египте, был первым европейцем, который их увидел, и не только увидел, но и восхитился этими сфинксами «прекраснейшей работы», как он написал в одном из писем. А ещё он написал, что нашёл в них
«новое подтверждение того, тысячу раз засвидетельствованного факта, что египетские статуи и барельефы представляют собою подлинные портреты тех древних царей, чьи надписи начертаны на этих памятниках.»
Восточный сфинкс на фоне восходящего солнца!
Затем один из сфинксов поставили на плот из пальмовых брёвен и во время разлива Нила отвезли в Александрию на продажу. Тут-то его и увидел Андрей Николаевич Муравьев — молодой офицер и современник И. П. Бутенева, участник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. После заключения мира он решил «отдохнуть от ратных дел» и отправился путешествовать, причём начал с Востока. В Александрии, куда он попал где-то в 1839 году, его
«поразил колоссальный гранитный сфинкс, покрытый иероглифами и привезенный из Фив.»
Узнав, что сфинкс продаётся, А. Н. Муравьев подумал, что… купить его должна Россия. Он написал русскому послу, приложив к письму рисунок сфинкса, а тот переслал его Николаю I. Тот, как некоторые наши последующие руководители и вожди, отнюдь не стал изображать всеведения и строить из себя знатока искусств, а обратился к специалистам в Академию художеств с запросом, «полезно ли будет сие приобретение?». Понятно, что Академия художеств ответила «да». После этого решили перед зданием Академии художеств построить большую гранитную пристань, а сфинксов установить по обеим её сторонам на пьедесталах.
Мобильных телефонов тогда не существовало, и пока шла переписка, «хитромудрый» грек продал их французскому правительству, которое вознамерилось поставить их в Париже. Но тут на помощь России пришла сама Судьба! Во Франции вспыхнула очередная революция, и правительству стало не до сфинксов.
Жаль, что бороду он потерял в незапамятные времена. Но всё равно красив!
И тогда их купила Россия и заплатила за них 40 000 рублей. Теперь нужно было как-то доставить их в Санкт-Петербург. С учётом того, что каждый из них весил около 1440 пудов или 23 000 килограммов. Пришлось заняться наймом корабля и его модернизацией. Невозможно было и подвести судно к самому берегу, поэтому из брёвен соорудили большую плавучую пристань. И само судно пришлось переделывать: в несколько раз увеличили люк, чтобы сфинксы опустить прямиком в трюм. Пришлось выпиливать сначала балки, поддерживавшие палубу, а затем ещё семь балок междупалубного перекрытия. В трюме установили настил из толстых брёвен и ими же укрепили края люка, ставшего просто огромным.
Погрузка сфинксов на корабль началась 29 мая 1831 года. И первый же сфинкс оборвал толстые канаты, и рухнул на палубу, повредив и мачту, и один из бортов. А лопнувшие канаты в свою очередь попортили правую часть головы сфинкса, у которого от середины шеи до макушки прошла глубокая борозда.
Пришлось заново укреплять пристань и чинить подъёмный кран, а сфинкса на восьми брёвнах-катках из пальмового дерева закатили в трюм. Причём все брёвна-катки страшной тяжестью были сплющены и так и остались под сфинксом до самого конца плавания.
Лицо восточного сфинкса
Второго сфинкса удалось спустить в трюм уже без происшествий и поставить спиной к первому. А чтобы они не изменили своего положения во время качки, не столкнулись друг с другом и не пробили бортов, вокруг них соорудили прочные клети из балок. Отдельно в ящиках ехали снятые с их голов короны и камень для починки, который тоже пришлось покупать. Плавание продолжалось год! И всё это время следовало опасаться, что в какой-нибудь шторм судно пойдёт ко дну, как это уже случалось при перевозке египетских древностей в Европу. Однако всё обошлось благополучно! Но когда сфинксов привезли, набережная и постаменты для них ещё не были готовы. И пришлось им два года стоять в Круглом дворе Академии художеств.
Набережную построили в 1834 году, сфинксов поставили, но их история на этом не закончилась. В том же 1834 году талантливый художник М. Н. Воробьев изобразил их на своём известном полотне «Вид пристани с египетскими сфинксами днём», настолько они его впечатлили.
А вот российских египтологов заинтересовали высеченные на сфинксах тексты: те две большие надписи, что опоясывают каждую скульптуру. Длина текстов – от 5,5 до 6,5 метра. И ещё две короткие надписи можно увидеть у сфинксов на груди и перед их лапами.
Прочесть такие крупные и чёткие иероглифы (а высота каждого знака около четверти метра!) большого труда не составило. Все эти надписи являлись титулатурой Аменхотепа III. В них он назывался «могучим тельцом, воссиявшим в правде», «царём Верхнего и Нижнего Египта», «Сыном Ра, любимцем его», «Владыкой вечности, которому дана жизнь, долговечность, счастье, здоровье» – в общем, всё как у братьев Стругацких в «Попытке к бегству» – «Могучий… с ногой на небе и на земле!».
А это, как видите, хвост!
Такие надписи на статуях фараонов – дело обычное. Но учёных заинтересовало то, что некоторые иероглифы были тщательно выскоблены и заменены на другие. То есть уже в глубокой древности эти надписи корректировались и исправлялись. И работа делалась наспех, небрежно, с нарушением правил письма. Одно слово исправляли, но внести поправки в другое, связанное с ним грамматически и по смыслу, забывали. И получались в тексте нелепые словосочетания и грубые ошибки.
Западный сфинкс на фоне восходящего солнца
В общем-то, это сообщение, прежде всего, должно обрадовать тех, кто считает, что вся египетская культура – это… подделка. Хотя кому понадобилось её подделывать в 1830 году, когда ей особо никто и не интересовался, неизвестно. А главное – зачем сначала подделывать надпись, потом её ковырять и исправлять, а затем… вновь восстанавливать написанное прежде. Как говорится – игра не стоит свеч! И так бы всё сошло…
Причём бросается в глаза, что одни иероглифы написаны очень красиво и ясно, а вот другие же изображены кое-как, явно другой рукой. И зачем же так поддельщикам так подставляться? Более того, за новыми иероглифами кое-где проступают остатки старых. Словно в ученической тетради, когда неверную запись соскоблили лезвием бритвы, а затем поверх неё написали другую.
Но даже там, где надписи была тщательно отполированы, учёные тоже нашли исправления, которые определили по разной глубине иероглифов. То есть, исправляя текст, древние мастера срубали камень, вот разная глубина у них и получилась.
Надпись на сфинксах. Русская... Сделана в 1843 году
Но загадка оказалась легко разрешимой. Ведь эти сфинксы стояли в Фивах перед заупокойным храмом Аменхотепа III. А у него был сын – Аменхотеп IV, который взял себе имя Эхнатон и своей религиозной реформой перевернул весь Египет с ног на голову. По его приказу везде, где только можно, стирались имена старых богов и прежде всего бога Амона. Вот скульптурам его папеньки и досталось: сначала с них стёрли имя Амона, заменив на Атона, а затем уже стирали имя Атона и заменяли опять на Амона! Стирались также изображения священных животных, которым поклонялись египтяне. А что поделать? Революции и контрреволюции оставляют свой след даже на граните!
Колонны, добавляющие набережной шарма
То есть традиция борьбы с памятниками очень древняя, это не только изобретение сегодняшнего дня. Ну а сфинксы как украшали наш город на Неве, так и продолжают его украшать!
P.S.
Автор и администрация сайта выражают персональную благодарность петербуржцу Николаю Михайлову за предоставленные им фотографии сфинксов!
Свежие комментарии