На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...
  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...

Их осталось только два: тяжелые атомные крейсеры «Орлан»

 


Крейсера проекта 1144 «Орлан» стали лебединой песней советского атомного кораблестроения и заодно самыми большими не авианесущими атомными кораблями в мире. Полное водоизмещение крейсеров достигало 28 тысяч тонн, то есть они были больше первых и последних отечественных дредноутов типа «Севастополь». Поражали и размеры крейсеров: длина — 252 м, ширина — 28,5 м, осадка — 9,1 м. С тех времен, как ушли в прошлое броненосные линейные крейсера, ничего подобного в мире не строили.

Американские атомные крейсера типа «Калифорния» смотрелись на фоне советских «Орланов» сущими недомерками: длина всего 181 метр, а водоизмещение 11 тысяч тонн. Энергетическая установка крейсеров проекта 1144 состояла из двух реакторов мощностью 150 тысяч лошадиных сил, максимальная скорость достигала 31 узел, дальность плавания была неограниченной. В отрыве от своих баз крейсера могли действовать около двух месяцев, после чего требовалось пополнять запасы продуктов и прочих необходимых для продолжения службы материалов.

Первоначально на ленинградском Балтийском заводе хотели строить пять кораблей проекта 1144, но уж больно дорогими и трудозатратными они получались. Даже мощная советская экономика не смогла осилить пятый корабль этого типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», строительство которого в октябре 1990 года было официально аннулировано, а название передали тяжелому авианесущему крейсеру «Тбилиси». Впрочем, в 1990 году Советскому Союзу было уже не до атомных крейсеров, так что корабль пал жертвой скорее не экономики, а нового мышления.

Первый крейсер проекта 1144 «Киров» вступил в строй в 1980 году, за ним последовали «Фрунзе» (1983), «Калинин» (1988) и «Андропов/Петр Великий» (1996). Эти крейсера с начала восьмидесятых годов и по настоящее время являются одними из самых мощных надводных кораблей в мире, обладающие выдающимися как ударными, так и оборонительными возможностями. Основой ракетного вооружения являются 20 вертикальных пусковых установок крылатых ракет П-700 «Гранит», которые могут применяться как для удара по авианосным группировкам, так и по наземным целям на дальности 600 км. В особых случаях фугасная головная часть ракет заменятся на ядерную. Противовоздушную оборону обеспечивает комплекс С-300Ф «Форт» — морской вариант хорошо известного сухопутного зенитно-ракетного комплекса. «Форт» способен поражать любые цели на высоте 27 км и дальности до 200 км.

Также корабль защищает зенитный комплекс среднего радиуса действия «Кинжал», способный на дальности до 12 километров сбивать ракеты и корректируемые/свободнопадающие авиабомбы, и комплекс «Оса-М», перехватывающий цели на высотах от 5 до 4000 метров на дальности до 15 км. Помимо зенитного ракетного вооружения корабль имеет универсальные артиллерийские установки, включая 30-мм шестиствольные установки АК-630 со скорострельностью 5000 выстрелов в минуту. Противолодочное вооружение включает ракетно-торпедный комплекс «Водопад» способный поражать подлодки противника на дальности 50 километров. По оценкам западных экспертов, всего один крейсер типа «Орлан» превосходил все английские и аргентинские военно-морские силы, задействованные в Фолклендском конфликте 1982 года. Иными словами, всего один крейсер «Киров» мог бы разгромить совместный гипотетический англо-аргентинский флот, да еще поразить береговые цели.

К сожалению, служба этих кораблей была недолгой. В 1992 году их «декоммунизировали», переименовав «Киров» в «Адмирал Ушаков», «Фрунзе» в «Адмирал Лазарев», «Калинин» в «Адмирал Нахимов», а «Андропов» в «Петр Великий». Первые три крейсера из-за хронической нехваткой средств у Минобороны долгие годы находились в небоеспособном состоянии и ржавели на приколе, а службу нес вступивший в строй в 1996 году «Петр Великий». До настоящего времени Минобороны так и не решило, что ему делать с крейсерами «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев». Скорее всего, в силу достаточно преклонного возраста, модернизировать их не будут и отправят на слом. Относительные новые «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» пройдут в ближайшие годы модернизацию и перевооружение. В частности, планируется оснастить их крылатыми ракетами «Калибр» и установить на корабли ряд современных систем, что повысит боевые возможности. Впрочем, все это будет возможным лишь при наличии соответствующего финансирования.

В любом случае, можно констатировать, что в отечественном флоте корабли с характеристиками крейсеров проекта 1144 появятся еще не скоро. Если вообще появятся, учитывая развитие искусственного интеллекта и беспилотных систем. Которые могут попросту сделать подобные корабли ненужными, кардинально поменяв всю концепцию военного судостроения. Однако свой след — очень яркий след — крейсера проекта 1144 оставили как в отечественном, так и в мировом судостроении.

источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх