На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Да, на почте очереди, партизаны телеграммы шлют, "Москва тчк Разведорганы тчк...."ВТОРОЙ ФРОНТ ПРОТ...
  • Ливень
    вот НАХРЕНА??? нахрена эти презентации?чтоб вражины ознакомились и разработали противодействие?РОССИЙСКИЕ ДРОНЫ ...
  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...

Служу Империи Ромеев. Часть 2

Характеризуя моральный облик Варанги, необходимо отметить исключительную преданность гвардии правившему государю. Так, когда в марте 1081 г., Алексей Комнин, решивший захватить трон, с армией появился перед Константинополем, столица оборонялась лишь Варангой и отрядом наемников-немцев. И будущий император, зная что подкупить, убедить или вынудить варягов к сдаче невозможно, подкупил немцев - и последние открыли городские ворота.


Служу Империи Ромеев. Часть 2

Алексей I Комнин - император Византии (1081 - 1118), основатель династии Великих Комнинов, правившей империей свыше 100 лет. Возглавив ослабевшее государство, находившееся под ударом норманнов и сельджуков, смог ликвидировать внешнюю угрозу. Провел масштабные реформы, приведшие к Комниновскому возрождению империи, росту ее мощи. Реформатор армии и гвардии. Воспет в «Алексиаде» - историческом труде дочери Анны. Ветеран битвы при Диррахии. Мозаика в Храме Св. Софии

Варанги были верны Никифору III, даже когда император решил отречься от престола.


Анна Комнина отмечала, что русы верны императору, и охрана его особы - их семейная традиция и священная обязанность, бережно передающаяся из поколения в поколение. Царевна констатировала, что преданность русов государю нерушима – ведь в их природе нет даже намека на склонность к измене.


Никифор III Вотаниат (ок. 1002 – 10. 12. 1081) - император Византии в 1078 – 1081 гг. Илл. - Никифор III получает от Иоанна Златоуста Книгу Проповедей

Путешественники-арабы отмечали, что верность варангов своему повелителю настолько сильна, что они готовы вместе с ним умереть и даже позволить себе погибнуть от его руки. И. Зонара [Зонара Иоанн византийский историк XII в., монах-богослов и автор хроники «Сокращенная история». До пострига являлся командующим императорской гвардией (Великим друнгарием виллы) и Первым секретарем императорской канцелярии (Протасикритом)] вспоминал, что когда сын умирающего Алексея Иоанн Комнин прибыл во дворец, варанги, заняв оборону в караульной части, заявили, что пока жив император, они никого не пустят – даже наследника. Лишь после смерти монарха гвардейцы уступили.


Иоанн II Комнин (13. 09. 1087 - 08. 04. 1143) — император Византии в 1118—1143 гг. Продолжатель Комниновского возрождения империи. Иоанн и его сын Мануил - последние василевсы, проводившие активную завоевательную политику. Реализуя принципы стратегии отца, Иоанн активно воевал с сельджуками в Малой Азии, противостоял печенегам и контролировал ситуацию на Балканах. Мозаика в Св. Софии

Участвуя в мятеже против василевса Михаила V, закончившимся свержением и ослеплением последнего, Харальду Хардраде пришлось преодолевать противодействие своих бывших сослуживцев. Варанга осталась верна Михаилу - несмотря на непопулярность императора. В итоге численность гвардии после беспорядков в столице заметно сократилась: часть варангов была после переворота повешена новыми властями – как утверждает М. Пселл, присутствовавший при ослеплении Михаила и видевший повешенных.


Михаил V Калафат (1015 – 24. 08. 1042). Изобр. на монете. Император (1041 - 1042) из Македонской династии. Правил лишь 4 месяца и был свергнут в ходе народных волнений

Преданность варангов высоко ценилась василевсами – и особенно актуальным это качество было во времена дворцовых переворотов. Не зря про последнего из Комнинов говорили, что Андроник доверяет только своей собаке рядом с кроватью и варяжской страже за своей дверью.


Андроник I Комнин (1118 - 12. 09. 1185). Миниатюра изображает убийство Андроника. Он не только последний Комнин на византийском престоле, но и предок династии Великих Комнинов (правила в Трапезунде до 2-й половины XV в.)

Необходимо отметить и моральные качества варягов. Так, Кедрин упоминал о случае, когда варанг, встретив в уединенном месте женщину, решил ее изнасиловать. Выхватив его же меч, женщина убила варяга. Тогда сослуживцы убитого «воздали честь» этой женщине и отдали ей имущество насильника, бросив последнего без погребения. Византийские историки отмечают и то, что немецкие (в широком понимании) наемники от варягов отличались своей продажностью.




Участие варяжской гвардии в константинопольских событиях. Иллюстрации из труда Скилицы. На первой илл. женщина убивает варяга

Наконец, в подавляющем большинстве варанги были христианами. Константин Багрянородный отмечал «крещеных русов», во время дипломатического приема стоявших в карауле. Свою церковь (Св. Ильи) русы имели уже в 1-й половине X в.

Первый варяжский храм специальной постройки существовал с начала XI в., но в 1052 г. он был закрыт. Второй скандинавский храм в честь Божьей Матери и святого Олафа был построен во исполнение обета, который был дан императором варангам во время сражения при Эски-Загра. Храм, известный как Панагия Варангиотисса (Богородица варяжская) находился у западного фасада Храма Святой Софии и фактически являлся «полковой» церковью варангов. Над алтарем храма якобы был прикреплен меч святого Олафа.


Олаф II Святой Харальдсон (995 - 1030) - король Норвегии (1015 - 1028 гг.), один из наиболее почитаемых в Скандинавии христианских святых (почитался и на Руси) и единоутробный брат Харальда Хардрады. Фреска в шведской церкви

Культ Олафа, покровителя воинов, путешественников и купцов был очень популярен на севере Европы (в XI-XII вв. храм святого Олафа существовал и в Новгороде). Причем Олаф являлся покровителем варягов и персонально своего брата Харальда Хардрады. Вначале в Константинополе появилась часовня святого Олафа, потом церковь, а затем был привезен меч. По легенде император построил (или участвовал в строительстве) церковь и выкупил меч за тройную цену (либо поменял на 3 меча), передав его церкви святого Олафа. Скорее всего наиболее вероятным источником появления культа Олафа как патрона варяжских воинов Византии был Хардрада, который, как отмечают саги, пользовался особым покровительством святого.

Английский контингент Варанги посещал также специально выстроенную константинопольскую базилику святых Николая и Августина Кентерберийского.

Традицией стало посещение Иерусалима и святых мест. Анна Комнина вспоминает имя одного из таких паломников – Петр (прозвище – Кукупетр).

Отмечая христианские праздники (Рождество, Пасху и др.) варанги один из них - день Богоявления – возвели в ранг полкового праздника - с 1122 г., дня победы при Эски-Загра.

Христианская символика имелась на вооружении и предметах снаряжения воинов Варанги. На местах боев Варяжской гвардии археологами в большом количестве найдены нательные крестики.




кресты и талисманы варангов


Браслеты, ожерелья и кулоны - результат службы варангов и внешний показатель высокого социального статуса

В империи внедрялся и культивировался образ «христианина-варяга». А служба империи приучала варягов соблюдать христианские традиции и обряды. Пение Трисвятого звучало в военных лагерях утром и вечером, перед сражением солдаты исповедовались, а ковчег и крест несли от Константинополя. Ветераны Варяжской гвардии, познавшие суть христианской веры и византийский образ жизни, становились проводниками христианства в северной Европе. Т. о. реализовывалась цивилизаторская миссия Византии.

Византийские гвардейцы активно занимались спортом: борьбой, игрой в мяч, настольными и др. играми. Имели место и коллективные состязания. Например, Харальд и его воины даже во время Итальянского похода играли в мяч - причем, демонстрируя презрение к защитникам осажденного города, устроили турнир прямо под городскими стенами. Король Сигурд был фанатом ипподрома – источник с удивлением отмечает, что однажды он предпочел осмотр императорской сокровищницы играм на ипподроме. Но такие осмотры, как правило, сопровождались богатыми дарами, и измена Сигурда любимому зрелищу вполне объяснима.

Развлекаясь, варяги участвовали в таких мероприятиях как демонстрация греческого огня, пантомима, пение и музыка. Императорская чета принимали активное участие в таких мероприятиях, зачастую покровительствуя состязающимся командам.

Отдыхая, варанги посещали общественные бани (приобщаясь к излюбленному занятию византийцев, и, соответственно, к ромейскому образу жизни), осматривали константинопольские достопримечательности (храмы, дворцовые комплексы), посещали городские таверны. Так, возвращавшийся из крестового Сигурд подарил 60 кораблей императору – и, по крайней мере часть из них была переоборудована в рестораны на воде. Ресторан размещался в задней части корабля - и приходивший отдыхать варяг с одной стороны, вспоминал специфику теперь уже далекой родины, а с другой стороны окунался в роскошную атмосферу развлекательного заведения Константинополя - тогдашней «столицы мира».

Один варанг вырезал надписи на балюстраде Святой Софии, второй – на плече каменного льва в Пирее, а третий - во дворце Буколеон. Вероятно, некоторые воины занимались предпринимательством – византийское законодательство не накладывало жестких ограничений на военнослужащих в данной сфере. Свидетельства того времени позволяют узнать о том, что варанги занимались охотой и рыбалкой – лесов в то время рядом с Константинополем было предостаточно, а о рыбе, которая в изобилии ловилась даже в бухтах столицы, прекрасно знали в Европе.


пирейский лев с рунической надписью на плече

А христианство причудливо уживалось с пережитками древнескандинавских обычаев. Как-то в Константинополь для службы в Варанге приехал из Норвегии некто Онгул. Дома он убил человека, и сын погибшего, Дромунд, поехал за убийцей. Убийца и сын жертвы прибыли в Константинополь почти одновременно и были приняты в Варангу. Гвардия готовилась выступить в поход – ему предшествовал осмотр снаряжения и оружия. Онгул предъявил к осмотру меч, и ему был задан вопрос: почему такой прекрасный меч имеет зазубрину. Убийца стал хвастаться, что убил храброго человека - рассек череп этим мечом, отчего и зазубрина. Стоявший рядом Дромунд вслед за другими воинами взял этот меч, как будто полюбоваться – и рассек голову Онгула. Дромунд был схвачен – он не только убил, но и в стенах императорского дворца применил оружие. В ожидании казни или выкупа Дромунд сидел в тюрьме. Проходившая рядом с ней знатная дама, услышав разговор узников, выкупила Дромунда, и втайне от мужа спрятала дома. А варяги в это время ходатайствовали о помиловании - ведь сын должен мстить за отца. Дромунд был помилован, отличился в сражениях и стал другом Харальда Хардрады. Домой он вернулся после 2-х летней византийской службы – и на родине бывший гвардеец стал придворным короля Магнуса Доброго. А христианин Харальд Хардрада кроме официальной русской жены (Елизавета Ярославна) имел и наложницу-скандинавку (Тора).

Доблесть, мужество и стойкость варангов помогли выиграть многие важнейшие кампании и сражения (об этом далее). Византийская военная традиция диктовала следующий порядок действий войск после победоносного сражения: благодарственный молебен, похороны погибших, смотр. Во время смотра отличившиеся в бою солдаты награждались (ценностями, доспехами, оружием, дополнительной долей трофеев, знаками отличия; командиры получали повышение) и благодарились перед строем. Воины, нарушившие воинский долг наказывались (поролись), а преступники казнились - также перед строем.

Необходимо отметить такое важное обстоятельство, что если европейская средневековая армия выдерживала уровень общих потерь (убитыми, ранеными, пленными) в 15 - 20% от численности, то византийские войска могли выдержать более серьезный порог потерь. А Варанга – элита византийской армии, выдерживала потери, составлявшие до 70 - 80% ее состава (сражения у Монтемаджоре 1041 г. и Диррахия 1081 г.). Причем после таких страшных потерь боеспособность достаточно быстро восстанавливалась.

Государи ценили Варангу за верность, высокие боевые качества и быстрое выполнение поставленных задач. Византийские обыватели уважали и боялись варангов, а у аристократии они часто вызывали неприязнь (в византийской литературе первоначально именовались «благородные варвары»). Изолированность Варяжской гвардии от придворных и региональных интриг, религиозных и политических партий, аристократических группировок и местного населения делала ее бесценным орудием в руках самодержца. А в XI - XII вв. репутация Варанги была и важным элементом имперской идеологии – в частности, летописцы сообщали возвышенные легенды о Варяжской гвардии - олицетворении славы Второго Рима и его государя. В свою очередь, Византия – образец государства для скандинавских летописцев. Она символизировала Асгард. И недаром период службы Харальда в Варяжской гвардии стал важным элементом его будущей королевской мифологии, сделавшей Хардраду едва ли не воспреемником славы римских кесарей. Русские былины также ставили образ Византии очень высоко.

Т. о., дисциплина и нахождение гвардейцев-северян в относительно культурной среде Константинополя способствовали облагораживанию и становлению правящих элит государств северной Европы. И, что немаловажно, агрессия полуварварских и варварских в тот период народов выплескивались в важнейших целях - Варанга в руках императоров стала щитом, заслонившим Европу от экспансии полукочевых и кочевых и хищников – турок-сельджуков, печенегов и им подобных. Нельзя сбрасывать со счетов и такую мотивацию как служба оплоту христианства - православия. Очевиден и социально значимый аспект - государство достойно заботилось о тех, кто верой и правдой ему служил.

Страдали варанги и заметными недостатками. Самым видным из них было пьянство. В XII в. жители столицы даже окрестили варягов «императорскими винными бочонками». Об этом грехе варангов ходила масса анекдотов. Посетивший Константинополь в 1103 г. Эрик Датский даже обратился к варяжским гвардейцам с призывам «вести трезвый образ жизни, не давая волю пьянству». Большинство преступлений варангов совершалось в нетрезвом виде – как например мятеж 1079 г. против Никифора Вотаниата. В пьяном угаре варанги пытались с помощью оружия вломиться к императору, ранив при этом его секретаря – но были отброшены подоспевшими гвардейцами-византийцами. Показательно, что доблестно защищавшийся монарх помиловал раскаявшихся варягов, сослав в отдаленные гарнизоны лишь зачинщиков.

Другим известным пороком варангов была вспыльчивость. Иерусалимская хроника приводит следующий показательный эпизод. В 1032 г. во время победного восточного похода Георгия Маниака после взятия Эдессы возникла необходимость в дипломатических переговорах. Г. Маниак отправил к противнику (с поручением согласовать место и время переговоров) солдата Варяжской гвардии. Сложно сказать, что послужило этому причиной, но варанг во время переговоров вышел из равновесия и ударил эмира Харрана топором. Хроника подчеркивает, что этот человек был русским. Варяги иногда участвовали и в кровавых ссорах - как друг с другом, так и, например, между 4-мя цирковыми партиями Константинополя.

Наконец, еще один недостаток проистекал из стремления варангов к красивой жизни – к тому, чего северяне были лишены на родине. Ставки в гонках на ипподроме, греческие красавицы, игры в карты требовали дополнительных средств. И пороком стала страсть к золоту, тяга к роскоши. Так, Харальд в 1042 г. обвинялся в присвоении государственных средств. Самым, пожалуй, темным пятном, запятнавшим безукоризненную доселе честь части, стал 1204 год. Во время штурма крестоносцами Константинополя варанги начали требовать от императора денежных выплат – в момент, когда это граничило с явным предательством.

Но безгрешных людей не существует и, как отмечалось в старом фильме, у каждого свои недостатки.
Автор: Олейников Алексей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх