На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Да, на почте очереди, партизаны телеграммы шлют, "Москва тчк Разведорганы тчк...."ВТОРОЙ ФРОНТ ПРОТ...
  • Ливень
    вот НАХРЕНА??? нахрена эти презентации?чтоб вражины ознакомились и разработали противодействие?РОССИЙСКИЕ ДРОНЫ ...
  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...

Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 2

Кампания 1915 г. на Балтике была насыщена событиями. Вследствие боевого опыта и вступления в строй новых кораблей была изменена структура русского флота (в т. ч. появились Минная дивизия и Дивизия подводных лодок), а информационное и разведывательное взаимодействие с англичанами дополнилось и боевым (к осени 1915 г. на Балтике действуют 5 британских подводных лодок). Но возможность кильского маневра позволяла немцам в любой момент нарастить балтийскую группировку, а смерть Н. О. фон Эссена нанесла непоправимый урон делу руководства Балтийским флотом.


Основной задачей флота являлось не допустить форсирования немцами Центральной минно-артиллерийской позиции. Для этого предписывалось основные силы флота (4 новых и 2 старых линкора, 6 крейсеров, дивизион эскадренных миноносцев и дивизион подводных лодок) держать в тылу позиции, а оставшиеся корабли применить для обороны Або-Аландского района.

Для усиления обороны Финского залива, Моонзунда, Або-Аландского района и Рижского залива был реализован ряд важных мероприятий: на флангах Центральной позиции поставили 10 береговых батарей, а перед главным минным заграждением была установлена линия противолодочных сетей. Кроме того, между о. Даго и полуостровом Гангэ началось формирование Передовой позиции (выставлено 745 мин), создана Або-Аландская позиция.

Для усиления обороны Рижского залива весной 1915 г. в Ирбенском проливе начались установки минных заграждений. Позднее заграждения появились в самом заливе, а также у Моонзунда и островов Эзелъ и Даго. Всего за год было выставлено лишь в Ирбенском проливе 2179 мин. Защита заграждений лежала на Морских силах Рижского залива в составе: Минной дивизии, 6 подводных и 2 канонерских лодок, линейного корабля «Слава» и минного заградителя. Командование флота приступило к созданию сил противовоздушной обороны.

Обеспечивалось содействие сил флота приморскому флангу Северного фронта, осуществлялись установки активных минных заграждений, подводные лодки оперировали на коммуникациях противника.

Немцы в марте-апреле осуществляли поддержку своих войск, наступающих в Прибалтике: содействовали контратаке под Мемелем, обстреливали Поланген (на Балтику были переброшены крупные корабельные соединения – разновременно это 2-я эскадра линейных кораблей, 2-я разведывательная группа, 4-я разведывательная группа, 7-я дивизия линейных кораблей). Германские корабли обстреливали позиции русских войск, береговые укрепления и портовые сооружения, высаживали диверсионные группы. Чтобы воспрепятствовать выходу русского флота из Финского залива в море, в апреле — мае противник выставил у устья залива 394 мины (в придачу к прошлогоднему заграждению), а в конце июня - начале июля на выходах из Або-Аландских шхер – еще 710 мин.

Пользуясь пассивностью нового командования Балтфлота (усиленной подчиненностью флота командованию Северного фронта в лице Н. В. Рузского), в рамках активного стремления сокрушить российские вооруженные силы в 1915 г. германцы летом временно захватывают инициативу - в ходе Ирбенской операции. Они планировали прорваться в Рижский залив и, уничтожив там русские морские силы, закупорить минами южный выход из Моонзунда и гавани г. Пернов, а также обстрелять Устъ-Двинск - содействуя приморскому флангу своих сухопутных войск.

Германская эскадра прорыва включала в себя 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 миноносца и эсминца, минный заградитель, 2 прорывателя минных заграждений, 14 тральщиков и 12 катеров-тральщиков. Для прикрытия ударных сил к Финскому заливу переброшены соединения Флота открытого моря: 8 линкоров, 3 линейных крейсера, 5 крейсеров, 32 эсминца и 13 тральщиков.

Силы Балтийского флота в Рижском заливе: линкор «Слава», Минная дивизия, 4 канонерских лодки, минный заградитель «Амур», несколько подводных лодок и вспомогательных судов. Они не могли воспрепятствовать прорыву многочисленного вражеского флота в Рижский залив, и важнейшее значение для обороны Ирбенского пролива имели минные заграждения. Две береговые батареи были поставлены на о. Моон, и еще одна - на материке. На о. Эзель был создан аэродром.

26 июля немцы предприняли первую попытку прорыва.
Но она кончилась провалом: потеряв на минах два тральщика, они прекратили траление фарватера и вывели эскадру из пролива. Помимо тральщиков на минах подорвались и получили тяжелые повреждения крейсер «Тетис» и миноносец.

Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 2

1. Легкий крейсер «Тетис».

3 августа противник возобновил операцию. Под прикрытием линкоров, крейсеров и эсминцев тральщики приступили к тралению фарватера. Линкор «Слава», эсминцы и канонерские лодки «Кореец» и «Сивуч» артиллерийским огнем неоднократно вынуждали противника прекращать тральные работы.

4 августа в ходе боя с эсминцем «Новик» противник потерял новейший эсминец V-99. Получив вместе с эсминцем V-100 задачу атаковать «Славу», V-99 был тяжело поврежден огнем «Новика», затем подорвался на минах и выбросился на берег. «Новик» вышел победителем из боя с двумя новейшими эсминцами, нанеся обоим серьезные повреждения.


2. Эсминец «Новик».


3. Эсминец V-99.

Только 5 августа удалось завершить траление фарватера, а 6 августа ударные силы вошли в Рижский залив. Русским кораблям пришлось отступить в Моонзунд.

Вечером 6 августа «Сивуч» и «Кореец», двигавшиеся в Моонзунд после минных постановок, были атакованы крейсером «Аугсбург» и эсминцами. В течение получаса «Сивуч» героически сражалась с превосходящими силами германцев, повредила вражеский крейсер, но затем была потоплена подошедшими в район боя линкорами «Нассау» и «Позен». «Кореец» выбросилась на берег и была взорвана экипажем.


4. Канонерская лодка «Сивуч».


5. Бой «Сивуча» в Рижском заливе.

У г. Пернов немцы затопили 3 парохода-заградителя и выставили мины. 6 августа новейший линейный крейсер «Молътке» был торпедирован и поврежден английской подлодкой Е-1. В ночь на 7 августа еще один германский эсминец погиб на русских минах. Под впечатлением потерь противник вывел корабли из залива.


6. Линейный крейсер «Мольтке».

Таким образом, прорыв германского флота в Рижский залив не достиг главной цели – уничтожить силы русского флота в заливе. Противник понес ощутимые безвозвратные потери: погибли эсминцы S 31 и V 99, тральщики Т 52, Т 46 и Т 58, прорыватель заграждений «Аахен». Повреждены линейные крейсера «Мольтке» и «Фон дер Танн», легкие крейсера «Аугсбург» и «Тетис», миноносцы V 144 и V 183, тральщик Т 77. По германским данным флот потерял 65 человек убитыми и ранеными.

7 августа при отражении десанта у г. Пернов были захвачены несколько боевых флагов германских кораблей (в т. ч. миноносца): «стеньговый флаг, сбитый с германского миноносца полевой артиллерией… кормовой флаг с германского транспорта из числа трех, потопленных тогда же» [РГВИА. Ф. 16180. Оп. 1. Д. 388. Л. 2].


7. Русские трофеи - флаги с германских кораблей, взятые у Пернова

Русские потеряли старые канлодки «Кореец» и «Сивуч», были повреждены линкор «Слава», эсминцы «Сибирский стрелок», «Войсковой», «Амурец», несколько грузовых судов, 2 гидросамолета; до 150 военнослужащих погибло, было ранено и попало в плен.

На основе неудачного опыта этой операции германское командование пришло к заключению, что аналогичный прорыв будет целесообразен лишь когда армия овладеет Ригой и Устъ-Двинском. И активные действия германского флота в кампании 1915 г. прекратились.

Завоевать господство в заливе для содействия войскам германскому флоту также не удалось. Э. Людендорф был вынужден констатировать это неприятное стратегическое обстоятельство: «Использовать порт Либавы для снабжения войск можно было лишь с большой осторожностью. Русские военные корабли и английские подводные лодки господствовали в восточной части Балтийского моря» [Людендорф Э. Мои воспоминания о войне. Первая мировая война в записках германского полководца. 1914-1918. М., 2007. С. 80].




Необходимо также вспомнить операции Балтийского флота по поддержке приморского фланга 12-й армии на рижском фронте осенью 1915 г.

Войска поддерживались артогнем, высаживались тактические десанты.
Так, десант у м. Домеснеса в составе 2 рот морских стрелков и эскадрона драгун разгромил германскую роту и уничтожил наблюдательный пункт противника. Потеряв 4 человека ранеными, десант нанес противнику урон в 40 человек. Участвовали в операции 2 канонерские лодки, 15 миноносцев, линкор «Слава» и гидроавиатранспорт (самолеты атаковали подкрепления противника) «Орлица». Руководил операцией А. В. Колчак, десантом командовал П. О. Шишко.

Показателен бой линкора «Слава» при поддержке эсминцев с батареями противника в октябре 1915 г. – при поддержке с моря части 12-й армии не только отразили наступление противника, но и контратакой овладели г. Кеммерн.

Борьбу на коммуникациях противника, поиски, рейды подводных лодок, установку активных минных заграждений русский флот осуществлял в целом успешно. В кампанию были захвачены или уничтожены 29 грузовых судов [Козлов Д. Ю. Флот Балтийского моря в кампании 1915 года: новые проблемы и новые достижения // Военно-исторический журнал. 2007. № 10. С. 29], на минных заграждениях и в результате ударов подлодок противник потерял броненосный («Принц Адальберт») и 3 легких крейсера («Газелле», «Ундина» и «Бремен»), 6 миноносцев, 7 тральщиков, 2 сторожевых корабля и два транспорта.

Примером активных действий на коммуникациях является бой 19 июня 1915 г. у Готланда - между 1-й бригадой крейсеров Балтфлота (крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Баян», «Олег», эсминец «Новик» и еще 8 эсминцев) и германским отрядом (крейсера «Роон», «Любек», «Аугсбург», минный крейсер-заградитель «Альбатрос» и 7 миноносцев), шедшего для минной постановки в Або-Аландском районе. Русские корабли впервые были наведены на противника по радио.

В ходе боя броненосный крейсер «Роон» получил три попадания крупнокалиберных снарядов - и германские крейсера вышли из боя, первыми прекратив огонь. Крейсера «Принц Генрих» и «Принц Адальберт» не успели прибыть к месту боя: по пути они были атакованы подлодкой Е-9. «Принц Адальберт» получил большую пробоину и еле добрался до Киля.

Крейсера «Олег» и «Богатырь» повредили «Альбатрос» и заставили минзаг у о. Эстергорн выкинуться на берег.


8. Броненосный крейсер «Роон».


9. Броненосный крейсер «Принц Адальберт».


10. «Альбатрос» после готландского боя.


11. Легкий крейсер «Богатырь».


12. Легкий крейсер «Олег».

Все активнее используются подводные лодки, в т. ч. британские.
В частности, атака Е-1 линейного крейсера «Мольтке» явилась одной из причин сворачивания германской операции в Рижском заливе, атака Е-9 броненосного крейсера «Принц Адальберт» во многом сорвала усиление отряда, ведущего Готландский бой.
Е-19 25 октября потопила легкий крейсер «Ундина».


13. Легкий крейсер «Ундина».

В октябре 1915 г. лишь две лодки уничтожили 7 транспортов общим водоизмещением до 16000 брутто-тонн, а всего в эту кампанию подлодки потопили несколько крупных кораблей.

Легкий крейсер «Бремен» предположительно погиб от торпеды Е-9 (по другим данным - на минах, выставленным эсминцами «Новик», «Забияка» и «Победитель», погибло 250 человек). Торпедированный 10 октября у Либавы подлодкой Е-8 «Принц Адальберт» унес с собой не только почти весь экипаж, но и кадетов военно-морского училища – всего 672 человека. Подлодки потопили 15 пароходов, были повреждены крейсер «Мольтке», миноносец S 148.


14. Легкий крейсер «Бремен».

Успешные действия подлодок вызвали тревогу в Германии, наложив отпечаток на германо-шведские коммуникации, что привело к усилению немецких сил на Балтике в ущерб другим ТВД (например, переброска 2 флотилий миноносцев).

Балтийский флот в кампании 1915 г. выполнил все стоявшие перед ним задачи: не пропустил флот врага в Ботнический и Финский заливы; не дал прорвавшемуся в Рижский залив немецкому флоту там остаться; оказал огневую поддержку войскам 12-й армии – и этим помог предотвратить захват противником Риги; активными действиями на коммуникациях вынудил германское командование направить дополнительные усилия флота на их защиту.

Немецкий же флот не смог решить ни одной из важнейших задач, в результате которых он должен был завоевать господство на Балтике. Впервые немцы активно использовали на Балтике основные силы своего флота, при этом не добившись решительного успеха и понеся ощутимые потери (броненосный, 3 легких и минный крейсера, гидроавиатранспорт, 6 миноносцев и эсминцев, минный заградитель, 7 тральщиков, подводная лодка, 3 сторожевых корабля), был сбит дирижабль «Цепеллин» (12 января над Либавой).


15. Прибытие в Петроград немцев-авиаторов (4 офицера и 3 матроса) с дирижабля P. Z. № 19.

В «результате систематически причинявшихся противнику потерь наш численно более слабый Балтийский флот не только запретил или пресек все наступательные операции германского флота, но и заставил германское командование сосредоточить все свое внимание на обороне. Нападение русских миноносцев на германский дозор на линии Люзерорт - Эстсргарн и гибель … крейсера «Bremen» с миноносцем, приписанная немцами атаке подводной лодки, заставили противника снять свой дозор с линии между Готландом и курляндским побережьем. Осенние заградительные операции русского флота, причинившие неприятелю большой материальный ущерб, свидетельствовали о том, что германскому командованию не только не удалось обеспечить устойчивость оперативного режима в южной части Балтийского моря, но и пришлось значительно ограничить район плавания своих кораблей. Взаимодействие германского флота с армией было сорвано. Попытки немцев овладеть Рижским заливом для помощи армии потерпели полную неудачу» [Озаровский Н. Ю. Указ. соч. С. 15].

Кайзер Вильгельм II, характеризуя кампанию 1915 г. на Балтике отметил, что война на этом море очень богата потерями, но без соответствующих результатов [Там же. С. 16].
Автор: Олейников Алексей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх