На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...
  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...

Салоникский рубеж Первой мировой

General Sarrail. Mon Соmmandement en Orient (1916-1918). Paris, 1920. Генерал Саррайль. Мое командование на Востоке (1916-1918 гг.). Париж, 1920 г. – таково наименование рецензируемого нами труда, автором которого является дивизионный генерал М.-П.-Э. Саррайль, командующий Восточной армией Антанты – интернационального оперативного объединения (включавшего воинские контингенты почти всех держав блока), сражавшегося на Салоникском фронте Первой мировой войны.


Салоникский рубеж Первой мировой





Генерал Саррайль.

«Восточная армия в Македонии должна способствовать успеху союзников на других фронтах» (С. 246 рассматриваемой работы). «Восточной армии ставится задача удержать как можно больше неприятельских сил на этом (второстепенном) фронте» (С. 253). Таковы главные цели, которые поставили союзники при создании нового фронта и новой (экспедиционной) армии в Македонии.

Помимо чисто военных приоритетов, вытекающих из стратегической обстановки на Западном фронте в конце 1915-го - начале 1916-го гг., присутствие союзных войск на Балканах должно было оказать политическое воздействие на Румынию и Грецию - с целью вовлечения их в войну на стороне союзников.

Межличностные трения, интриганство и политиканство – не редкое явление в высших штабах армий той эпохи. Так и генерал Саррайль уверен, что он был назначен командующим экспедиционной армией из-за происков Ж. Жоффра, который желал освободиться от него как от командующего французской 3-й армией.

Во французской Главной квартире обычными явлениями были вечные споры с английским Главным штабом, интриганство, недоразумения между министрами и командованием. Саррайль считает, что отказ в обещанных ему подкреплениях или прибытие кавалерийской дивизии вместо горной артиллерии (затребованной для операции в горах Македонии) следует приписать интригам Ж. Жоффра.

Условия, выдвинутые Саррайлем при назначении его командующим новой армией, были следующими: создаваемая армия получает название «Восточной французской армии»; ее командование должно быть независимо от английского командования экспедиционными силами на полуострове Галлиполи и непосредственно подчиняться Парижу; обязательна регулярная присылка подкреплений.

Армия первоначально должна была включать в свой состав 5 французских корпусов, а также английские и сербские войска. Французские корпуса должны были выделяться хотя бы и путем снятия их с Западного фронта (это в верденские дни!). Но Саррайль предвидел возможность неудачи в Галлиполи и предложил перебросить войска из Галлиполи в Малую Азию, высадив их у Смирны или Александретты (Сирия) (С. 297 - 301).

Саррайль - не только «генерал», но и «политик».
Так, ему мерещится «греческая опасность», и он предлагает Парижу «политический план» вовлечения Греции в войну на стороне Антанты – необходимо арестовать генералов-германофилов, выступить на Афины, низложить короля Константина и поставить у власти новое правительство.

Общая канва работы такова.
Сербская кампания 14 октября - 23 ноября 1915 г. застала Саррайля с тремя французскими и одной английской дивизиями. Цель этой группировки - помочь сербам отбиться от наседающего на них противника и воздействовать на колеблющуюся Румынию.

Но эти силы были недостаточны для серьезной успешной операции.
Болгары нанесли сербам в Македонии сокрушительный удар.
4-го декабря сербы покидают Монастырь, а 13-го декабря союзные войска оставляют сербскую территорию. Отдается приказ стянуть все силы к Салоникам и там закрепиться, ожидая прибытия подкреплений.

Эвакуация Сербии и сосредоточение союзных войск в Салониках, рассматриваемое противником как начало эвакуации, подорвали авторитет союзников на Балканах.

Греция сосредоточила на своих границах и в районе Салоник 3 армии. В самом городе греки занимались саботажем и чинили союзникам различные препятствия – и Салоники были объявлены на осадном положении. Англичане высадили 22-ю, 23-ю, 27-ю и 28-ю пехотные дивизии. Прибыли свежие французские войска, и генерал Саррайль был объявлен главнокомандующим всеми вооруженными силами союзников на Македонском ТВД.

Группировка включала в свой состав сербов, французов, англичан и прибывшие позже контингенты итальянских и русских войск.

Одновременно было проведено политическое давление на Грецию.


4. Саррайль проводит смотр русских войск в Салониках.


5. Саррайль и командующий 2-й Особой пехотной бригадой генерал-майор М. К. Дитерихс.

В Салониках было создано марионеточное правительство Э. Венизелоса – правительство так называемой «восставшей» Греции. Греческая салоникская дивизия была разоружена и сформированы так называемые «революционные» македонские отряды Э. Венизелоса. Союзники организовали блокаду греческих портов.

Положение на Западном фронте в связи с начавшейся Верденской битвой стало особенно тяжелым, и Саррайль получил из Парижа приказ - активными действиями вверенных ему войск во что бы то ни стало сковать немецкие войска на Балканах. Сосредоточение союзных войск на македонской границе, начавшееся в марте, закончилось в июле 1916-го года.

В июле - августе положение союзников на Македонском фронте упрочилось. Войска отдохнули. Сербская армия была реорганизована. Начали прибывать русские и итальянские войска. Наконец, стало известно о предстоящем вступлении Румынии в войну на сторону Антанты.

Болгарское наступление в августе 1916-го года, целью которого было ослабить союзников перед началом активных действий на Румынском фронте в Добрудже, было отражено, и Саррайль начал подумывать о наступлении в Македонии.

Одновременно был разработан план операционных действий в Греции - чтобы вовлечь ее в войну на стороне Антанты. Специально выделенные части были направлены «собрать урожай» в Фессалии и Старой Греции, а затем двинуться на Афины. План удался - при появлении союзных войск в Старой Греции король Константин отрекся от престола, и страна окончательно угодила в политический и военный фарватер Антанты.

Саррайль следующим образом охарактеризовал греков: «При их левантийском лукавстве и двуличии, при их неумеренной склонности к интриганству, греки, выступив на стороне союзников, могут нам оказать помощь – но в ограниченных размерах. Вне этих рамок эта помощь будет для нас опасной».

Наступление Восточной армии, начатое в Македонии в конце весны 1917-го года, увенчалось относительным успехом. Французскими войсками был занят г. Корица - важный стратегический пункт, доминирующий над Албанией. Немцы и болгары были вынуждены отступать к Монастырю.

Но наступление Антанты вскоре выдохлось. Стоило союзникам занять лишь часть сербской Македонии и Албании, как опять разгорелся старый «сыр-бор» из-за пресловутого «балканского вопроса». Политические соображения взяли верх над стратегической обстановкой - командиры национальных воинских соединений и объединений больше прислушивались к политическим указаниям своих правительств, чем к оперативным заданиям Саррайля. Дело чуть не дошло до столкновений между союзниками. Яблоком раздора стал занятый французскими войсками г. Корица, на который претендовали итальянцы, албанцы, сербы и греки.

Политические трения среди союзников, вызвавшие разногласия в штабах, в свою очередь действовали разлагающе и на моральное состояние войск.

Итальянцы заняли «причитающуюся» им территорию и дальше не двигались. Греция, втянутая в войну ловким авантюристом Э. Венизелосом, в военном отношении ничего из себя не представляла. Разложение коснулось и сербов. Появились сербские и албанские «разбойничьи» отряды. Было осуществлено несколько покушений на принца-регента Александра, причем высший комсостав (например командиры дивизий) участвовал в заговорах.

О разложении русских войск также говорить не приходится - революция в России вызвала тягу к возвращению на родину. Англичане же, после ликвидации дарданелльского фронта, меньше всего беспокоились о македонском фронте, сокращая свои силы на Балканах под предлогом отправки войск в Палестину.

Относительно лучше было положение во французских войсках, но и среди них дисциплина заметно пошатнулась.

Система отпусков на родину и смертность среди колониальных частей, не привыкших к балканскому климату, сильно сократили их боевой состав.

Чрезвычайно тяжело на состоянии Восточной армии отразились болезни - особенно малярия. Лихорадкой в июле 1916-го года переболело 6,5%, а в июле 1917-го года - 5,1% личного состава армии.

В таком состоянии в декабре 1917-го года генерал Саррайль и оставил на Балканах свою Восточную армию, лишенную единого политического и военного руководства, при отсутствии ясных политических и военных целей – настоящую «солянку» из воинских контингентов армий держав Антанты.

Но автор мог гордиться тем, что именно его бывшая армия в кампании 1918-го сыграет ключевую роль в общей победе союзников. Победа на Балканах, подобно карточному домику, запустит процесс обрушения всех фронтов, удерживаемых армиями держав Германского блока в Первую мировую войну.


6. Обложка труда генерала Саррайля. Из библиотеки автора.


7. Англо-французская пехота на марше. Салоникский фронт.
Автор: Олейников Алексей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх