Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Кто и как догоняет Америку. Православный авиамоделизм

развернуть

Товарищ Сталин, большой ученый, закрыл библию и бережно отложил ее в сторону. Закинул ноги в сапогах на кремлевский стол и стал набивать трубку. Москва забылась тревожным сном, руководящие кадры спали с чемоданами под подушкой, ожидая погромов НКВД.
В Комсомольске-на-Амуре бодрствовали и уже радостно отрапортовали вождю по телефону о ходе большого строительства авиационного завода в тайге. Прекрасный солнечный день был там в разгаре.


Постучавшись и не получив ответа, низко кланяясь, в кабинет вошел Никита Хрущев.

— Никита, скажи, бог есть?

— А как же! Вы мой бог! – подпрыгнул до потолка Хрущев.

— Маладца. В семинарии меня учили, что бог создал землю и небо, и воду, и свет. И газ тоже создал. А это суть химические и физические процессы. Иди, расскажи всем, что надо нам химию и физику в жизнь привнести. И эту… биологию. Из такой обезьяны как ты будем человека делать.
(Из ненаписанных воспоминаний либерального ученого, пострадавшего невинно.)

Кто и как догоняет Америку. Православный авиамоделизм


Иосиф Сталин был человеком своей эпохи. Человеком века пара и электричества, человеком, постоянно самообразовывающимся. Успехи германских, английских и американских химиков не могли оставить его равнодушным. Химия – это анилиновые краски, удобрения сельскому хозяйству, целлулоид для кинематографии, игрушки «Уйди-уйди» для деточек, шины для автомобилей, новые взрывчатые вещества и сырьё для остальной промышленности. Свежи были в памяти фронтовые сводки Первой мировой войны, где противника травили газами, используя все, что можно: хлор, иприт, люизит.

Большая страна — СССР. Большой стране нужна большая химия, нужна физика, биология. Все нужно. А более всего нужны образованные люди.

Задача поставлена, высшая школа взяла под козырек. На фундаменте небольших прежде учебных заведений явился в начале 30-х годов Единый Московский химико-технологический институт (ЕМХТИ), состоявший из нескольких филиалов.

Первый филиал — МХТИ имени Д. И. Менделеева.

Второй филиал — химический факультет МВТУ (реорганизован в Военно-химическую академию имени К. Е. Ворошилова).

Третий филиал — химико-фармацевтический факультет Второго МГУ (реорганизован в Московский институт тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова).

Четвёртый филиал — химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (позднее возвращён в состав МГУ).

Пятый филиал — Московский институт инженеров химического машиностроения (образован 22 февраля 1931 года на базе механического отделения МХТИ имени Д. И. Менделеева, реорганизован в Московский институт химического машиностроения).

Позже от МГУ отпочковался Московский физико-технический институт (МФТИ — Физтех), во главу обучения поставивший принципы, сформулированные П. Капицей в личном письме к тов. Сталину:

1) тщательный отбор одарённых и склонных к творческой работе представителей молодёжи;

2) участие в обучении ведущих научных работников и тесном контакте с ними в их творческой обстановке;

3) индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков;

4) ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.

Молодежь брали за уши и учили, учили, учили.

Академик Аксель Иванович Берг вспоминал:

«…1943 год. Мне было предложено возглавить работы по проектированию и производству радиолокационных станций в стране. Мы имели большие полномочия, но не хватало кадров всех уровней и квалификаций.
…Сроки подготовки инженеров в имеющихся в Москве вузах были слишком большими… Был предложен совершенно новый метод: прикомандировать студентов для теоретической, экспериментальной и практической работы к нашим новым институтам и лабораториям и включить их, таким образом, непосредственно в практическую работу. Таким образом, будущие специалисты начали трудиться рядом с нашими учёными, конструкторами, лабораторными работниками, которые помогали и словом и делом, а студенты получили возможность с первых же дней знакомиться с содержанием и трудностями предстоящей им самостоятельной и коллективной работы».

(Цит. по кн.: Щука А. А. Физтех и физтехи. М., 2010. С. 18.)

Но этого мало, студентов тоже нужно откуда-то брать. 22 февраля 1935 года Сталин и Молотов подписывают шедевральное по мощи постановление Совета народных комиссаров Союза ССР и Центрального комитета ВКП(б) «О строительстве школ в городах». В котором отмечалось, что за годы первой и второй пятилеток количество детей школьного возраста обучающихся в школах возросло с 11,3 миллиона до 24 миллионов человек (привет Владимиру Владимировичу и его материнскому капиталу). Количество школ за это время увеличилось на 50000, с 118000 до 167000 школ, главным образом на селе (привет программе оптимизации), а вот в городах отстаём. Дети ходят в три смены, в иных школах дети учатся без продыху, а учителя работают без выходных. А посему надо построить только в 1935 году в больших городах 374 большие и красивые типовые школы. В этих храмах образования среди прочего великолепия предусмотреть: лаборатории физики и химии по 70 квадратных метров каждая, кабинет естествознания – также 70 квадратных метров, библиотека – снова 70 квадратных метров, а ещё в этой школе квартиру для директора – 35 квадратов, буфет и т.д.

Кто и как догоняет Америку. Православный авиамоделизм


Снимите шляпу и вспомните свои брежневские школьные каморки с колбами. Вспомните ещё черно-белый детский фильм «Девочка и крокодил», по повести «Катя и крокодил» Нины Гернет и Григория Ягдфельда. Там пионеры из школьного живого уголка разобрали на каникулы по домам всякую животину, а временно остались без присмотра: говорящий скворец, два кролика, черепаха и крокодил. Крокодил! В школьном живом уголке!!

Автор, пошедший в школу в 1974 году, хорошо помнит остатки прежде великолепного школьного сада и развалины школьной теплицы, растительная жизнь в которых била ключом, пока была жива учительница биологии, учительница сталинской выучки. Тогда же, с проводами на пенсию географички, знавшей всю слепую карту мира наизусть, неведомо куда сгинула из кабинета географии коллекция палеонтологических и геологических образцов.

Именно ученики и студенты, выученные на народные деньги (каждое учебное место обходилось стране примерно в 1000 рублей), под руководством Королева, Янгеля, Туполева и других звёзд науки совершили большой технологический прорыв. Составили цвет советской большой химии, геохимии и медицины. Это поколение создало задел на полвека вперед. Этим наследием мы и живы по сию пору.

Кто и как догоняет Америку. Православный авиамоделизм


Не случайно теперешнее судорожное желание «догнать Америку» в создании беспилотных летательных аппаратов есть логичный результат развала работы авиамодельных и судомодельных кружков в школах. Из юношей, создателей летающих моделей, вышли многие работники большой авиации. Такие, как прославленный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда Александр Яковлев, лауреаты Сталинской премии Олег Антонов, Михаил Миль, Николай Трунченков и другие. Первый в мире космонавт Герой Советского Союза Юрий Гагарин тоже в школьные годы занимался авиамодельным спортом.

Что говорить: в блокадном Ленинграде в 1943 году были проведены городские соревнования по авиамоделизму!

В 1957 году в Чехословакии на мировом чемпионате по классу моделей планеров команда СССР заняла 1-е место. К 1968 году советским авиамоделистам принадлежали 15 мировых рекордов для свободнолетающих и кордовых моделей из 39, регистрируемых Международной авиационной федерацией. Спортсменов-разрядников, мастеров и заслуженных мастеров спорта СССР, тренеров насчитывалось свыше 200 тысяч человек.

Это был питательный гумус, на котором произрастало техническое мышление и творческий поиск, колосились кадры для молодой промышленности.

В годы Второй мировой войны премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, опасаясь развязывания Гитлером химической войны, во время обсуждения программы поставок вооружения и армейских припасов в СССР предлагал Сталину поставлять химическое оружие. По 1000 тонн хлора и иприта. Сталин пыхтел трубкой, просил самолеты и танки, а от химического оружия отмахивался: дескать, не время. Когда Черчилль был уж совсем назойлив, пытаясь впихнуть ногой в ленд-лиз продукцию британской химической промышленности, Сталин был готов принять лишь хлорамин, который использовался в то время для дезинфекции госпиталей и операционных. Сталин знал, что к возможной химической войне готова и промышленность страны, и кадры.

Прошло 70 лет, пора вновь обратиться к сталинской библии. Кто-то ее потихоньку листает. Авиамодельный кружок в городе Воронеже был организован по благословению настоятеля о. Николая в сентябре 2012 года. На первые занятия пришло 5 детей, воспитанники воскресной школы, а уже через полгода желающих заниматься авиамоделированием при храме святого Антония было 25 человек. Начиналось все с нуля, для кружка выделили бывшее помещение храма – железнодорожный вагон, в котором не было ни оборудования, ни инструментов, ни необходимых деталей для самолетов. Господь не оставил кружок в своих заботах! На средства жертвователей приобретены несколько станков: сверлильный, заточной, шлифовальный, два стационарных лобзика и маленькая циркулярная пила. Нажили компрессор с аэрографами и краскопультами для покраски моделей.

Есть, видимо, надежда долететь на «аэроплане» до бога и посмотреть, как он там, без нас, грешных, управляется.

Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Батюшке авиамоделисту большое спасибо за то, что возится с детьми. Образование в России, особенно в средней школе, в массе своей не выдерживает критики, максимум на уровне старорежимого церковно-приходского. Детское и юношеское творчество — в загоне. И хоть телевиденье и являет нам картинку, на которой премьер-министр посещает выставку детской робототехники, все это остаётся только красивой картинкой. О серьёзных программах развития молодёжи речь не идёт.

Кто и как догоняет Америку. Православный авиамоделизм


А может, пора уже? Сейчас вот прям… после футбола, после каникул. С первого сентября.
Автор: Геннадий Генераленко

Источник →

Ключевые слова: россия
Опубликовал Игорь Сипкин , 16.05.2018 в 18:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

67990 пользователям нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

vkasincev Касинцев
Виктор Гутман
алексей палий
Алексей Колезнев
Дай Вам Бог!
Алексей Колезнев «Четверых убила прикладом»: как 20-летняя крымчанка уничтожила взвод нацистов
Алексей Колезнев
Светлая память!
Алексей Колезнев «Четверых убила прикладом»: как 20-летняя крымчанка уничтожила взвод нацистов
Валерий Манахов -Гусев
Феникс
Raya Сергеева
Анатолий Самсонов
Игорь Сипкин
Виталий ЛОГИНОВ
Благодарю Учтем.
Виталий ЛОГИНОВ Депортация татар: Что реально произошло в Крыму весной 1944 года?
Анатолий Сазонов
Николай
Николай
Николай
Замечательная статья!
Николай Депортация татар: Что реально произошло в Крыму весной 1944 года?
Олег Орлов
Игорь Сипкин
Анатолий Самсонов
БРОДЯГА
Анатолий Колотушкин Колотушкин