На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...
  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...
  • Olga Chuhutina
    Тварь...Мама, вырвавшая в...

Забытая трагедия армии генерала Ефремова

Забытая трагедия армии генерала Ефремова

Фото: Arsentyev Vladimir/shuttertstock.com

В апреле 1942 года в сражении под Вязьмой героически сражалась и погибла 33-я армия М.Г. Ефремова

19 апреля 2017 года исполняется ровно 75 лет со дня гибели советского командарма, генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова, сыгравшего ключевую роль в разгроме немецких захватчиков под Москвой.

Три войны Михаила Ефремова

Будущий советский военачальник Михаил Ефремов родился в 1897 году в городе Таруса Калужской губернии. В 1916 году окончил школу прапорщиков и был направлен на Юго-Западный фронт, где принимал участие в легендарном Брусиловском прорыве. В 1918 году вступил в ряды Красной армии. Успех и известность молодому красному командиру обеспечило участие в установлении советской власти в Азербайджане. 28 апреля 1920 года группа бронепоездов, командование которой осуществлял Ефремов, совершив успешный рейд, ворвалась в пылавший восстанием против мусаватистов Баку. За эту успешную военную операцию Ефремов был награжден орденами Красного Знамени РСФСР и Азербайджанской ССР, а также почетным революционным оружием. После этого карьера Ефремова пережила стремительный рост. В 1935 году ему было присвоено звание комдива, а в 1937-м – звание комкора. Ему доверяют руководство войсками целого ряда военных округов. Во время «Большого террора» Ефремов, как и многие другие советские военачальники, был оклеветан и взят под домашний арест. Однако судьба оказалась к нему благосклонной. Благодаря заступничеству Микояна и Ворошилова, дело Ефремова было прекращено. Великую Отечественную войну он встретил, будучи в должности 1-го заместителя генерал-инспектора пехоты РККА. Будучи командующим войсками сначала 21-й армии, а затем Центрального фронта, Ефремов участвует в Смоленском сражении. В октябре 1941 года он был назначен командующим 33-й армией, которая участвовала в битве за Москву, освобождала от захватчиков Наро-Фоминск и Верею.

Победоносное контрнаступление Красной армии под Москвой, в результате которого немцы были отброшены на 150-300 километров от столицы, казалось, станет началом освобождения всей оккупированной территории Советского Союза. На весну-лето 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования готовила целый ряд крупных фронтовых операций с целью разгрома основных группировок гитлеровцев. Одной из таких операций должен был стать разгром группы армий «Центр» в районе Ржева и Вязьмы.

Наступление на Вязьму

Войска 33-й армии генерала Ефремова в конце января 1942 года совершили глубокий прорыв неприятельского фронта, и вышли на подступы к Вязьме с востока и юго-востока. Также в направлении на Вязьму с севера и северо-запада вышел 11-й кавалерийский корпус генерал-майора С.В. Соколова, а с юга к городу рвались конники 1-го гвардейского кавкорпуса П.А. Белова. Кроме того, в районе населенных пунктов Знаменка и Желанье южнее Вязьмы была произведена самая крупная в истории Великой Отечественной войны десантная операция – высадка войск 4-го воздушно-десантного корпуса, которые, соединившись с кавалеристами Белова, отвлекли на себя значительную часть группировки противника.

Вместе с тем освободить Вязьму не удалось. В результате просчетов командования и несогласованности действий основных соединений Красной Армии немцам удалось нанести удар по коммуникациям 33-й армии. В итоге три ее дивизии во главе с командармом оказались в окружении. Попытки командующего Западным фронтом генерала армии Г.К. Жукова организовать прорыв на соединение с окруженными частями Ефремова и Белова силами соседних 43-й, 49-й и 50-й армий не привел к успеху. Между тем кольцо окружения вокруг прорвавшейся группировки 33-й армии сжималось все сильнее. Генерал Ефремов, несмотря на попытки командования эвакуировать его из окружения, отказался покидать свои войска. В ночь с 13 на 14 апреля 1942 года части 33-й армии пошли на прорыв через реку Угра. Однако выйти к своим удалось немногим. Во время прорыва из окружения погибли несколько тысяч человек. Сам генерал Ефремов, будучи тяжелораненым, предпочел смерть плену. 19 апреля 1942 года командарм застрелился. Обнаружившие тело советского генерала немецкие солдаты похоронили его со всеми почестями в деревне Слободка.

Одна из первых трагедий 1942 года

Гибель армии генерала Ефремова под Вязьмой и в целом неудачные действия соседнего Калининского фронта под Ржевом в результате недооценки советским главнокомандованием сил и возможностей противника, стали началом целой череды неудач и трагедий весенне-летней кампании 1942 года, среди которых выделяются гибель 2-й ударной армии под Великим Новгородом, 39-й армии под Ржевом, гибель армий Юго-Западного фронта под Харьковом и Крымского фронта близ Керчи. В результате этих поражений Красной армии немецким войскам удалось выйти к Сталинграду и на Кавказ. Несмотря на разгром под Москвой, гитлеровская Германия была еще достаточно сильна и способна к проведению крупных наступательных операций. Коренной перелом в войне был достигнут ценой огромных потерь только после победы советских войск в Сталинградской битве.

Правда, тогда, весной 1942 года еще мало кто догадывался, что впереди не менее тяжелая ситуация, чем та, которая сложилась летом-осенью 1941 года. «Считаю, что нами в то время была допущена ошибка в оценке обстановки в районе Вязьмы, – напишет после войны в своих “Воспоминаниях и размышлениях” Жуков. – Мы переоценили возможности своих войск и недооценили противника. “Орешек” там оказался более крепким, чем мы предполагали».

Своей гибелью спас подчиненных

Нередко генерала Ефремова сравнивают с другим советским военачальником, командующим 2-й ударной армией генералом Власовым, который, оказавшись два месяца спустя в похожих обстоятельствах, добровольно сдался врагу и начал с ним активное сотрудничество. По мнению исследователя истории 33-й армии Сергея Михеенкова, генерал Ефремов не только сохранил свою честь, но и обелил тех своих подчиненных, которые, поддавшись малодушию, оставили своего командира и спасались в одиночку. Тогда как на выживших бойцов 2-й ударной смотрели через призму предательства их командующего. В результате многие из уцелевших в Мясном Бору военнослужащих либо оказались подвергнуты репрессиям, либо вынуждены были в дальнейшем скрывать факт своего участия в тех событиях.

«Генерал Ефремов предпочел плену пулю в висок. Тем самым он подтвердил неписаный кодекс русского офицера: когда судьба ставит перед выбором – жизнь или честь, – выбор остается за последним», – отмечает Михеенков.

Очистить Вязьму от захватчиков удалось только спустя год после трагедии 33-й армии – 12 марта 1943 года. Останки генерала Михаила Ефремова были торжественно перезахоронены на городском кладбище. А после окончания войны в Вязьме по личному указанию Сталина Ефремову был установлен памятник. Однако вызывает удивления тот факт, что ему так и не было присвоено звание Героя Советского Союза – ни сразу после войны, ни в последующие годы. Добиться восстановления справедливости удалось только в 1996 году, когда указом президента России генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх