На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3



Училась ли Красная Армия обороняться?

Одним из самых распространенных мнений о причинах неудач РККА в пограничной битве является утверждение, что Красная Армия в будущих военных столкновениях с Западом будет только наступать. Поэтому, мол, войска в СССР обучали только наступательным действиям, совершенно не придавая никакого внимания обороне [Краснознаменный Киевский: Очерки истории. 1919-1988 с.142]. И поэтому, когда Германия нанесла удар первой, советская армия не умела вести оборонительные бои, стала терпеть одно поражение за другим.

Так все же учили Красную Армию обороне или нет?

Оставим боевые уставы в стороне. В них всегда были среди прочих главы "Наступление" и "Оборона". Остановимся на текущих директивных документах. Ежегодно, в ноябре—декабре, выдавался приказ НКО, в котором подводились итоги боевой подготовки в прошлом учебном году и ставились задачи на новый учебный год. Во второй части приказа ставились задачи на следующий учебный год. Указывается (по каждому роду войск и службе), что необходимо отработать в первую очередь, на что обратить особое внимание. Расписаны темы, сроки и количество военных учений от полковых к учениям в масштабах округов.

Ниже мы подаем два таких приказа в сокращенном виде (только то, что в отношении обороны).

ПРИКАЗ НКО СССР №0120 от 16 мая 1940 г.

«Опыт войны на Карело-финском театре обнаружил крупнейшие недостатки в боевой учебе и воспитании армии…

...7. Общевойсковым командирам изучить боевые свойства родов войск... умело ставить им задачи, организовывать и поддерживать взаимодействие с ними во всех видах боя…

...1. За летний период 1940 отработать: а) атаку и оборону УР стрелковым полком; б) наступательный бой (усиленных сп, кп, сд, кд) с преодолением полосы заграждений... г) оборонительный бой с оборудованием полосы заграждений;...

…ПЕХОТА

1. В основу подготовки пехоты положить овладения ближним боем каждым бойцом и подразделением. Научить всех бойцов быстрому ориентированию на местности, искусному использованию лопаты, стремительным коротким перебежкам, переползанию, маскировке, умелому сочетанию огня и движения на поле боя, решительному штыковому удару и точного прицельного выстрела. Приучить бойцов и подразделения немедленно окапываться на всех остановках, вторые эшелоны — развивать окопы, сделанные предыдущими подразделениями, доводя их до полного профиля...

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3


…5. Научить командный состав и подразделения противодействовать окружению путем тщательной разведки, решительных, смелых ударов во фланг и тыл противника, который осуществляет обходной маневр. Учить командный состав и подразделения умению выходить из окружения и самим окружать противника.

6. На всех тактических учениях тренировать бойцов и подразделения в навыках драться в окопах и ходах сообщения как в наступательном бою, так и в обороне...

…XIII. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

1. Все родам войск практически научиться:

1. Умело и быстро окапываться под огнем противника ...

4. Укреплять оборонительные районы. …Инженерным войскам, кроме того, отработать... постановку минных полей и сюрпризов, и преодоление их, маскировку оборонительных сооружений и работ, оборудования эскарпов на местности...

…XVII. Оборона укрепленного района.

1. Отработать темы: а) оборона опорного пункта (района роты) и узла обороны (батальонного района) до подхода полевых войск; б) оборона УР войсками укрепленного района; в) оборона усиленного стрелкового батальона в УРе и контратака стрелковым батальоном противника, прорвавшегося по деблокированию; г) оборона участка УР: стрелковым полком — 2 учения, стрелковой дивизии — 2 учения. 50% всех учений провести в условиях ночи, задымления и длительного действия ОВ.

Отработать: а) управление боем дота и группой дотов полевых войск и во взаимодействии с полевыми войсками; б) разведку, боевое обеспечение, ведение боя перед передним краем и в глубине обороны УР и эвакуацию больных и раненых во время боя; в) эксплуатацию внутреннего оборудования сооружений и порядок его восстановления; г) схему связи своего района обороны и скрытое управление войсками в УР ...» [Веремеев Ю.Г. Училась ли Красная Армия обороне].

Итак, мы видим, что новый нарком Тимошенко требовал обращать серьезное внимание обучению войск по ведению обороны.

ПРИКАЗ НКО СССР №30 от 21 января 1941 "Об итогах боевой подготовки РККА за 1940 год и задачи к 1941 г.".

«...IV. Общевойсковой подготовки.

...2. В текущем году отработать следующие общевойсковые темы (каждую тему в масштабе полка, дивизии и корпуса):
— оборонительный бой в зимних и летних условиях с организацией заграждений в предполье;...

...5. Военным советам округов (фронта) и армий спланировать проведение:
— совместных командно-штабных учений общевойсковых штабов со штабами специальных родов войск (артиллерийских РГК, танковых, авиационных и др.); — общевойсковых учений на зимний и летний периоды, учитывая, что до 15 мая 1941 должен быть слаженный батальон-дивизион и танковая рота в оборонительном и наступательном бою...

...8. В обороне учить пехоту в выборе местности, организации системы огня, производстве инженерных работ, правильном маскировке и упорной защите своих позиций. Научить вести борьбу с танками…

…XII. АРТИЛЛЕРИЯ.

…2. Артиллерийские части и подразделения научить:
— в оборонительном бою: гибкому маневрированию сосредоточенным огнем при подготовке противником атаки и при отражении ее...

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3


…XVII. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

…2. Научить все рода войск:
— строить заграждения совместно с инженерными и химическими частями, разведывать и преодолевать их в летних и зимних условиях;
— строить простейшие укрытия от холода (палатки, шалаши, землянки)

— умело и быстро окапываться, строить окопы в любой почве, в снегу и маскировать их...

…XXII. Оборона укрепленного района.

...2. В частях УР провести:
— в апреле—июне — одно тактическое учение с боевой стрельбой в составе гарнизона дота и усиленного стрелкового взвода; одно учение по обороне опорного пункта УР совместно с усиленной стрелковой ротой; одно учение по обороне узла УР совместно с усиленным стрелковым батальоном;
— в июле—сентябре — два тактических учения с боевой стрельбой в составе группы дотов (опорного пункта) и усиленной стрелковой роты; два учения по обороне узла УР совместно с усиленным стрелковым батальоном; одно учение по обороне узла УР совместно с усиленным стрелковым полком...» [Веремеев Ю.Г. Училась ли Красная Армия обороне]. 

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3


Итак, армия училась обороняться. Вопрос здесь в другом. Как видно из документа, основные учения на слаживание действий частей и подразделений планировались на лето—осень 1941 г. Весной 1941 г. этому надо учить новобранцев и к лету научить их воевать — нереально. Поэтому только к осени РККА могла достичь определенной степени боевой готовности. 

Второе, если бы вы и умели хорошо вести оборонительный бой, то при перевесе противника в 5-6 раз [Статюк И. Оборона Прибалтики. 1941, c.6] , а на главных направлениях иногда и в 10-12 раз [Мартиросян А.Б. Трагедия 22 июня: Блицкриг или измена? С.306] , при малой плотности войск на километр фронта (см. выше) и при господстве вражеской авиации в воздухе сделать это вам будет сложно. Добавим сюда еще отступление ваших соседей справа или слева и вероятность выхода противника во фланг — воевать в окружении мало кому хочется. Кроме этого следует заметить, что Директива №1 предписывала держать стойкую оборону (и это при отсутствии артиллерийской и танковой поддержки в первые дни), что в той ситуации приводило к тому, что советские части при численном и огневом перевесе противника просто сносились с позиций или уничтожались в короткий срок. Лучше было бы действовать по плану Б. Шапошникова, в котором оборона должна была быть активной, с маневром, в том числе и отходом на более выгодные позиции. Этому способствовало и отсутствие сплошного фронта в начальный период войны. 

И последнее — о техническом и образовательном уровне солдат РККА и боевом опыте. Две трети населения СССР проживало до ВОВ в сельской местности, уровень образования и навыков обращения с техникой призывников из сел и деревень в подавляющем количестве случаев был удручающе низок. Говорить об опыте вождения мотоцикла или автомобиля вообще не приходилось. 

Таким образом, изначально только за счет более грамотного и технически подготовленного солдата вермахт имел значительное преимущество над РККА. Советское руководство прекрасно осознавало эти проблемы, и до войны были организованы курсы ликбеза, и солдат наравне с воинским делом обучали элементарно читать и писать. Кстати, отчасти этим и обуславливалась необыкновенная популярность РККА среди молодежи, которая не только не стремилась «откосить» от службы в армии, но рвалась служить! 

Несмотря на титанические усилия по ликвидации безграмотности бойцов РККА, ей до среднестатистической грамотности германской армии было еще очень далеко. Немецкое превосходство росло и за счет более высокой дисциплины, индивидуальной выучки и продуманной системы обучения, берущей начало в «армии профессионалов» — рейхсвере. 

Усугублялось это еще и тем, что поначалу в РККА как класс отсутствовали младшие командиры. В других армиях они назывались унтер-офицерами, или сержантами (не была исключением и русская царская армия). Они были как бы «становым хребтом» армии, наиболее дисциплинированной, устойчивой и боеспособной ее частью. В РККА они совершенно не отличались от рядовых солдат ни по своему образованию, ни по обученности, ни по опыту. Приходилось для выполнения их функций привлекать офицеров. Именно поэтому в управлении советской стрелковой дивизии перед войной было втрое больше офицеров, чем в немецкой пехотной дивизии, причем последняя имела на 16% больше личного состава по штату [Романычева Н. М. Красная Армия всех сильней?]. 

В итоге в предвоенный год в РККА сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на большое количество командиров (на июнь 1941 г.— 659 тыс. чел.), Красная Армия постоянно испытывала большой некомплект комсостава относительно штата. Например, в 1939 году на одного командира в нашей армии приходилось 6 рядовых, в вермахте — 29, в английской армии — 15, во французской — 22, а в японской — 19. 

В 1929 году 81,6% курсантов, принятых в военные школы, пришли туда только с начальным образованием в 2—4 класса. В пехотных школах этот процент был еще выше — 90,8%. Это объяснялось не только низким средним уровнем образования в СССР, который хоть и медленно, но благодаря последовательной государственной программе продолжал повышаться. Отрицательную роль сыграла практика предоставления преимуществ при поступлении «по происхождению». Чем более низкий социальный статус (а, стало быть, и уровень образованности) был у родителей, тем с большей охотой брали на офицерские курсы РККА. В результате безграмотных курсантов приходилось обучать элементарным вещам (чтению, письму, сложению-вычитанию и т. д.), тратя на это то самое время, которое немецкий курсант тратил непосредственно на военное дело. 

В войсках ситуация была не лучше. Накануне начала ВОВ только 7,1% командного и начальствующего состава РККА могли похвастаться высшим военным образованием, среднее было у 55,9%, ускоренные курсы — у 24,6%, а оставшиеся 12,4% не получили вообще никакого военного образования. В «Акте о приеме Наркомата обороны Союза ССР» товарищу Тимошенко от тов. Ворошилова говорилось: «Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене рота-взвод, в котором до 68% имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта».[Бешанов В. Мы были еще не совсем готовы… С. 77] 

А из состоявших на учете 915 951 командиров запаса армии и флота 89,9% имели за плечами лишь краткосрочные курсы или не имели вообще никакого военного образования. Даже среди 1076 советских генералов и адмиралов высшее военное образование получили только 566. При этом их средний возраст был 43 года, а значит, и большого практического опыта они не имели. Особенно печально обстояли дела в авиации, где из 117 генералов, только 14 имели высшее военное образование. Ни один из командиров авиакорпусов и дивизий его не имел [О ликвидации безграмотности в РККА].

Первый звонок прозвенел во время «Зимней войны»: могучая Красная Армия натолкнулась в ходе советско-финляндской войны на неожиданно упорное сопротивление финской армии, которую никак нельзя было считать сильной, ни по количеству, ни по оснащенности, ни по уровню обученности. Сразу всплыли существенные изъяны в организации подготовки личного состава нашей армии. Бичом предвоенной РККА оставались посредственная дисциплина, постоянные отрывы личного состава от обучения военному делу на хозяйственные и строительные работы, частые перегруппировки войск на огромные расстояния, иногда в неподготовленные и не обустроенные районы дислокации, слабая учебно-материальная база и неопытность командного состава. Процветали упрощенность и формализм обучения, и даже банальный обман (как тогда говорили, «очковтирательство») при проведении проверок, учений и боевых стрельб. Но самое страшное, что все это поперло наружу уже в условиях начавшейся Второй мировой войны, когда вермахт на глазах всего мира, в том числе и руководства СССР, разгромил гораздо более сильных противников, чем финны. На фоне этих побед результаты финской кампании, скажем прямо, выглядели весьма бледно. 

Думается, что именно по результатам советско-финской войны произошли большие изменения в Наркомате обороны. 14 мая 1940 г. новый нарком С. Тимошенко издал приказ № 120 «О боевой и политической подготовке войск в летний период 1940 учебного года». В этом приказе четко говорилось о выявленных недостатках в РККА: 

«Опыт войны на Корело-Финском театре выявил крупнейшие недочеты в боевом обучении и воспитании армии. Воинская дисциплина не стояла на должной высоте... 

Подготовка командного состава не отвечала современным боевым требованиям. 

Командиры не командовали своими подразделениями, не держали крепко в руках подчиненных, теряясь в общей массе бойцов. Авторитет комсостава в среднем и младшем звене невысок. Наиболее слабым звеном являлись командиры рот, взводов и отделений, не имеющие, как правило, необходимой подготовки, командирских навыков и служебного опыта». Тимошенко прекрасно осознавал, что большая война не за горами, и подчеркивал: «Обучение войск приблизить к условиям боевой действительности». В приказе № 30 «О боевой и политической подготовке войск на 1941 учебный год» от 21 января 1941 года эта формулировка становится предельно жесткой: «Учить войска только тому, что нужно на войне, и только так, как делается на войне» [Бешанов В. Мы были еще не совсем готовы…]

Но времени для такой учебы уже не хватило. Постигать азы военной премудрости нашей армии пришлось уже под бомбами, в ходе жесточайшей борьбы с сильным, умелым и безжалостным противником, который не прощал ни малейшей ошибки и сурово наказывал за каждую из них. 

Несколько слов о боевом опыте. Наличие боевого опыта является важнейшим компонентом боеспособности войск. К сожалению, единственным путем его приобретения, накапливания и закрепления является непосредственное участие в боевых действиях. 

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3


Обстрелянные солдаты умеют выполнять свои задачи под огнем противника, а обстрелянные командиры точно знают чего ожидать от своих солдат и какие задачи ставить своим подразделениям, а главное — умеют быстро принимать правильные решения. 

Конечно, Красная Армия имела свежий боевой опыт. Однако, он ни шел ни в какое сравнение с боевым опытом вермахта в европейских войнах. Масштаб сражений на КВЖД, у озера Хасан и похода в Польшу был невелик. Только бои на р. Халхин-Гол и финская кампания дали возможность «обстрелять» некоторое количество советских командиров. Но, скажем прямо, опыт, приобретенный в Финляндии, был очень и очень неоднозначным. Во-первых, бои велись в весьма специфических условиях северо-западного ТВД, да еще и зимой. Во-вторых, характер основных боевых задач, стоявших перед нашими войсками, сильно отличался от того, с чем им предстояло столкнуться в 1941 г. Конечно, «Зимняя война» произвела большое впечатление на советское военное руководство, однако опыт прорыва укрепленной обороны противника пригодился нескоро, лишь на завершающем этапе ВОВ, когда наша армия вошла на территорию Германии с ее еще довоенными стационарными линиями укреплений. Множество важных моментов в «Зимней войне» остались не опробованы и это пришлось изучать уже под немецкими ударами. Например, совершенно неопробованной осталась концепция применения крупных механизированных соединений, а ведь именно мехкорпуса являлись основной ударной мощью Красной Армии. В 1941 г. мы за это горько поплатились. [//www.istpravda.ru/bel/artifacts/5677/] 

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3


Выводы


Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы о причинах поражения РККА в приграничных боях в летом 1941 г.

Первое. Одна из главных причин — это стратегические просчеты высшего военного и политического руководства в определенные направления главного удара. Как мы отметили выше, советское руководство с началом 1941 г. начало склоняться к мысли, что главный удар будет нанесен через Украину. И в целом это было верно, но лишь до 17 марта 1941 г. В этот день Гитлер решил, что главный удар будет нанесен в центре германо-советского фронта, в Белоруссии. За две недели советская разведка на основе новых данных, тоже начала рассматривать это направление, как главный. Но рассматривать не значит знать на все 100%. А как бы и так, то перебросить дополнительные силы на усиление ЗапОВО все равно не успели бы. Кроме того, удар в центре не вписывался в советские планы, которые были рассчитаны на фланговые удары — вариант «клещей». И сильный удар в центре был бы рискованным распылением сил, абсолютной авантюрой. К сожалению, эта авантюра удалась.

Второе. Ошибки в оперативно-стратегических расчетах, базирующихся на уверенности, что война начнется с приграничных боев и только после того будут введены в бой основные силы противника. В действительности враг полностью развернул свои войска и сразу же начал широкомасштабные наступательные действия с концентрацией крупных сил на узких участках. Удары наносились на всю глубину оперативного построения войск с использованием авиации и подвижных соединений — танковых и моторизованных. Это затрудняло попытки советских войск организовать устойчивую оборону.

Третье. Недопустимый просчет был допущен и в определении сроков приведения советских войск в полную боевую готовность. Директива №1 была получена штабами округов поздно, а войска в большинстве случаев получили соответствующие приказы уже тогда, когда вели бои. Хотя некоторые командиры на свой страх и риск самовольно выводили части на боевые позиции на границе. Но таких бело мало. И неизвестно, что бы с ними было, если бы не война. К слову и сама директива содержала определенные неточности. Так, во втором пункте было сказано — не поддаваться ни на какие провокации. Но попробуй пойми, когда по тебе стреляют, когда вокруг рвутся снаряды — или это провокация, или уже война. Поэтому к началу войны войска приграничных округов не были готовы к отражению немецкого удара.

Четвертое. Сам план отражения германской агрессии носил контрнаступальний характер. В его основе лежала идея мощного ответного удара с последующим переходом в решительное наступление по всему фронту. Ведение стратегической обороны и другие варианты действий практически не рассматривались. В этом мы убедились, когда рассматривали оперативно-стратегические игры на картах. В играх начальный период войны был определен как благодатный для советской стороны. За такую самоуверенность и пришлось поплатиться летом 1941 г.

Пятое. Серьезные просчеты были допущены Наркоматом обороны и Генеральным штабом в оценке реального соотношения сил сторон. Вспомним доклады разведки, где данные о количестве немецких дивизии не соответствовали действительности: то их 103, а то — 120. На самом деле дивизий было 191. Также это просчеты в определении содержания начального периода войны, в создании группировки войск для отражения агрессии. На начальном этапе, по планам прикрытия границы, планировалось стойкой обороной отбить нападение противника и не допустить его на советскую территорию. Но при том количестве войск, что были у границы, лучше было бы вести не стойкую, а активную, маневренную оборону. В результате созданной группировки войск, дивизии держали оборону в один эшелон, который при мощном ударе легко прорывался, а войска второго эшелона находились в 150-300 км от границы и вовремя прийти на помощь не могли. Это давало противнику возможность бить советские войска по частям.

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3


Шестое. Поражение советских войск в приграничных боях в той ситуации было неизбежным вследствие численного превосходства противника на большинстве направлений, не говоря уже про главные. Трагедия заключалась в том, что советских дивизий в первом эшелоне было значительно меньше немецких (при их практически равных возможностях). Так, в ПрибОВО в первом эшелоне было всего 7сд против 21 дивизии немцев. То есть 3 : 1. Классический вариант. А притом, что немецкая дивизия сильнее советской в среднем в 1,6 раза, то преимущество получается почти в 5 раз. И здесь мы касаемся вопроса о способности и умении советских войск обороняться. Так вот, как бы вы ни оборонялись, как бы храбры ни были ваши солдаты, без наличия резервов при таком преимуществе противника делать это хорошо вам не удастся. Потому что любой прорыв на фланге или в полосе фронта соседа неизбежно ведет к отходу — в лучшем случае. А отходить просто так вам тоже не дадут.

И последнее. Неудачи советских войск в начале войны были вызваны наличием ряда временных, но серьезных преимуществ немецко-фашистской армии. Это преимущество прежде всего заключалась в том, что враг сосредоточил на западных границах СССР полностью отмобилизованную, большую армию, которая имела богатый опыт ведения современной войны. Гитлеровская военная машина использовала человеческие и материальные ресурсы многих европейских государств. В то же время Советский Союз не привел свои вооруженные силы в повышенную боевую готовность для отпора агрессии. Все это произошло главным образом вследствие допущенного Сталиным просчета в оценке военно-политической обстановки (вспомним о возможности войны между Англией и Германией, о желании Сталина оттянуть войну хотя бы до 1942 г..), Он считал, что наличие пакта о ненападении гарантирует СССР на ближайший время от войны с Германией. В результате этого не были своевременно приняты все необходимые меры по усилению обороны страны и особенно по приведению войск приграничных округов в боевую готовность.

Сталин располагал достоверными сведениями о сосредоточение и развертывание немецко-фашистской армии на советских границах и о ее подготовке к нападению на Советский Союз. Но он расценивал их как противоречивые, неточные, провокационные. Он преследовал цель не толкнуть советское правительство на такие шаги, которые могли бы быть использованы фашистской кликой для разрыва пакта о ненападении. По этой причине Сталин, единолично решавший важнейшие военные вопросы, в начале июня 1941 запретил командующим западных приграничных округов выводить войска в укрепленные районы и приводить их в состояние повышенной боевой готовности. Те меры, которые были в этом направлении проведены накануне войны, оказались недостаточными или запоздалыми. Хотя стоит сказать о директиве от 18 июня 1941, которая обязывала командующих округами привести войска в боевую готовность. 19 июня вышла директива Генштаба о выводе фронтовых управлений на полевые пункты, о маскировке аэродромов и т. т. Причем в обоих документах указана дата выполнения: 21-22 июня 1941 г. Получается, что Сталин и его окружение были предупреждены о войне за четыре дня. И директивы будто начали действовать... Но надлежащей боевой готовности не произошло.

Первоначальные успехи немцев оказались возможными потому, что советские войска не были развернуты в приграничных районах и приведены в боевую готовность, несмотря на вышеупомянутые директивы. Поэтому, им не удалось создать устойчивый сплошной фронт обороны и отразить натиск противника. Его танковые группировки при поддержке авиации быстро продвигались вперед. Советские части, выдвигались из глубины навстречу врагу не могли остановить его и были вынуждены отходить.

В результате мощного первого удара противник нанес существенные потери советским войскам и в первые дни войны достиг значительного превосходства в силах и средствах на всем советско-германском фронте. Захватив инициативу в свои руки и добившись господства в воздухе, враг поставил советские войска в крайне тяжелые условия ведения вооруженной борьбы.

Приложение А

План прикрытия госграницы от 11.03.1941 г. (сокращенно).
Особо важно
Совершенно секретно
Только лично
Экземпляр единствен.

ЦК ВКП (б)
Тов. Сталин
Тов. Молотову

В связи с проводимыми в Красной Армии в 1941 году крупными организационными мероприятиями докладываю на Ваше рассмотрение уточненный план стратегического развертывания Вооружённых сил Советского Союза на Западе и на Востоке.

I. Наши вероятные противники.

Сложившаяся политическая обстановка в Европе заставляет обратить исключительное внимание на оборону наших Западных границ.

Возможное вооруженное столкновение может ограничиться только нашими западными границами, но не исключена вероятность атаки и со стороны Японии наших дальневосточных границ.

Вооруженное нападение Германии на СССР может вовлечь в военный конфликт с нами Финляндию, Румынию, Венгрию и других союзников Германии.

Таким образом. Советскому Союзу необходимо быть готовым к борьбе на два фронта: на западе — против Германии, поддержанной Италией, Венгрией, Румынией и Финляндией...

II. Вооруженные силы вероятных противников.

Германия.

В настоящее время Германия имеет развернутыми 225 пехотных, 20 танковых и 15 моторизованных дивизий, а всего до 260 дивизий, 20 000 полевых орудий всех калибров, 10 000 танков в к 15000 самолетов, из них 9000- 9500 боевых.

Из указанного количества дивизий — 76 дивизий, из них до 6 танковых и 7 моторизованных в настоявшее время сосредоточены на наших границах и в 35 дивизий — в Румынии и Болгарии. При условии окончания войны с Англией предположительно можно считать, что из имеющихся 260 дивизий Германией будут оставлены не мене 35 дивизий в оккупированных странах и до 25 дивизий в глубине страны. Таким образом, до 200 дивизий, из них до 165 пехотных, 20 танковых и 15 моторизованных, будут ориентированы против наших границ.

Финляндия сможет выставить против Советского Союза до 18 пехотных дивизий.

Румыния в настоящее время имеет до 45 пехотных дивизий и 700 боевых самолетов, из них можно ожидать, что против Советского Союза будет использовано не мене 30 пехотных и 3 кавалерийских дивизий, до 2700 орудий всех калибров, 400 танков и 600 самолетов.

Венгрия сможет выставить против СССР до 20 пехотных дивизий, 2 мотобригады, 850 орудий, 350 танков и 500 боевых самолетов...

III. Вероятные оперативные планы противника.

Документальными данными о оперативных планах вероятных противников как по Западу, так и по Востоку Генеральный штаб не располагает.

Наиболее вероятными предположения стратегического развертывания возможных противников могут быть:

На Западе.

Германия, вероятнее всего, развернет свои главные силы. на юго-востоке от Седлец до Венгрии, с тем чтоб ударом на Бердичев, Киев захватить Украину.

Этот удар, по-видимому, будет сопровождаться вспомогательным ударом на севере из Восточной Пруссии на Двинск и Ригу или концентрическим ударами со стороны Сувалки и Бреста на Волковыск, Барановичи.

...На юге возможно ожидать одновременного с германской армией перехода в наступление в общем направлении на Жмеринку румынской армии, поддержанной германскими дивизии.

При изложенного предположительно варианте действий Германии можно ожидать следующих развертывания и группировки ее сил:

— К северу от нижнего течения р. Зап Буг до Балтийского моря — 30-40 пехотных дивизий, 3-5 танковых дивизий, 2-4 мотодивизиы, к 3570 орудий и до 2000 танков.

— К югу от г.. Зап Буг до границы с Венгрией — до 110 пехотных дивизий, 14 танковых, 10 моторизованных, до 11500 орудий, 7500 танков и большую часть своей авиации.

Не исключена возможность, что немцы сосредоточат свои главные силы в Восточной Пруссии и на Варшавском направлении, с тем чтоб через Литовскую ССР нанести и развернуть главный удар в направлении на Ригу или на Ковно, Двинск.

Одновременно необходимо ожидать вспомогательных концентрическим ударов со стороны Ломжа и Брест с последующим развитием их в направлении Барановичи, Минск...

Наиболее вероятными действиями морских флотов противников будут: 

Немецкий флот:

а) блокада в Балтийском море,

б) обеспечение и высадка десантов в районе Либава и восторг Моонзундского архипелага;

в) стремление прорваться в Финский залив и заставит наш флот уйти к востоку;

г) в Северном море возможно развитие немцами крейсерском операций и действий подводных лодок по блокаде наших портов в Мурманске и в Архангельске.

Итальянский флот будет стремиться свои основные действия перенести на Черное море...

IV. Основы нашего стратегического развертывания.

При необходимости стратегического развертывания Вооружённых сил Советского Союза на два фронта основные наши силы Должны быть развернуты на западе.

Остальные наши границы должны быть прикрыты минимальными силами ...

Для ведения операции на западе и на финском фронте назначаются:

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (краткий обзор). Часть 3


V. Основы нашего стратегического развертывания на западе.

Развертывание главных сил Красной Армии на западе с группировкой главных сил против Восточной Пруссии и на Варшавском направлении вызывает серьезные опасения в том, что борьба на этом фронте может привести к затяжным боям.

Докладываю основы нашего стратегического развертывания на Западе и на Востоке, прошу об их рассмотрении.

Приложения:

1. Схема развертывания на Западе на карте 40 вер. в 1 дм.


Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза
__________________ С. Тимошенко.

Начальник Генерального штаба К. А.
генерал армии
__________________ Г. Жуков.

Исполнитель
генерал-майор _______ Василевский.

11.3.41 г.

Источники:
Бешанов В. Мы были еще не совсем готовы… / Великая Отечественная катастрофа ІІ. 1941 год. Причины трагедии: Сборник. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.
Веремеев Ю.Г. Училась ли Красная Армия обороне // http: // www.armor. Kiev.ua/army/hist/obor-ne%20umel.shtml).
Красная Армия: в чем сильней? // //www.liveinternet.ru/ users/4126312/page1.shtml.
Краснознаменный Киевский: Очерки истории. 1919-1988 / И. А. Герасимов, П. Г. Осипов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат Украины, 1989. — 543 с.
Мартиросян А.Б. Трагедия 22 июня: блицкриг или измена? — М.: Яуза, Эксмо, 2006.
О ликвидации безграмотности в РККА // //www.nauteh.ru/index.php/conference-cnf-2012-03/112-a.
Рабоче-крестьянская Красная Армия. Изменения в организации СД. 1939-1941 гг.// http: // www.rkka. Ru / org / str / chng-41.html.
Рабоче-крестьянская Красная Армия. СД в обороне // http: // www.rkka. Ru / docs / real / pu39 / 10.html.
Романычева Н. М. Красная Армия всех сильней? // ВИЖ. — 1991. — №12.
Статюк И. Оборона Прибалтики. 1941. — М.: Экспринт, 2005.
//www.istpravda.ru/bel/artifacts/5677/.
 
Автор Фещук Михаил
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх