На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    вот НАХРЕНА??? нахрена эти презентации?чтоб вражины ознакомились и разработали противодействие?РОССИЙСКИЕ ДРОНЫ ...
  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...

Палубные «Фланкеры» получают «Гефест»: первые шаги в модернизации 279-го ОКИАП. Достаточны ли меры?

Палубные «Фланкеры» получают «Гефест»: первые шаги в модернизации 279-го ОКИАП. Достаточны ли меры?



Единственный тяжёлый авианесущий ракетный крейсер российского флота пр. 1143.5 «Адмирал Кузнецов» готовится сегодня к поистине эпохальному дальнему переходу из зоны ответственности Северного флота в Баренцевом море в Восточное Средиземноморье, к берегам Сирийской Арабской Республики, где на протяжении четырёх месяцев осенне-зимнего периода 2016-2017 гг. будет вносить свой вклад в ликвидацию военизированных группировок террористических организаций ИГИЛ, «Джебхат Ан-Нусра», «Джунд аль-Акса», а также содействующих им так называемых «умеренных», называемых западными «коллегами» «Свободной сирийской армией». Самый защищённый авианосец ВМФ России впервые в истории своей службы будет участвовать в военном конфликте XXI века, где действующие «под боком» якобы дружественные в антитеррористическом деле объединённые ВМС и ВВС коалиции на самом деле являются вероятным противником, способным в любой момент нанести «удар в спину» на любом приглянувшимся участке Ближневосточного или Европейского ТВД (будь то прибалтийский Калининград, Крым или Новороссия). После длительного перехода водами Северной Атлантики и Средиземного моря «Адмирал Кузнецов» остановится вблизи сирийского побережья, после чего в игру вступит наш, к сожалению, пока единственный 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк (ОКИАП) имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова.

Учитывая что, это единственный палубный истребительный авиаполк российского флота на единственном авианесущем ракетном крейсере, технологический потенциал его авиапарка сегодня можно оценивать как едва удовлетворительный. И это абсолютно не сгущение красок, а наблюдающаяся реальность.

 
НАСКОЛЬКО ВЕЛИК БОЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАЛУБНЫХ «СУШЕК»?

Начнём с того, что на борту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в более-менее стабильной оперативной обстановке мирного времени обычно присутствует 8-10 палубных истребителей-перехватчиков ПВО / бомбардировщиков Су-33 из 14 положенных к постоянному развёртыванию, а также одно-два звена многоцелевых истребителей МиГ-29К/КУБ, что составляет не более 16 машин. Остальные 12-14 Су-33 находятся на авиабазе морской авиации Северного флота «Североморск-3». Авиакрыло же каждого из 11 атомных авианосцев класса «Нимиц» ВМС США представлено 4 эскадрильями палубных многоцелевых истребителей F/A-18E/F «Super Hornet» (48 машин), и это даже в мирное время! Уже чувствуется разница. А теперь о главном — параметрах БРЭО Су-33 и, соответственно, о его функциональности во время проведения воздушных операций.

С момента принятия на вооружение 279-го ОКИАП палубных Су-27К (Су-33), 31 августа 1998 года, на протяжении 17-18 лет машины не подвергались модернизации бортового радиоэлектронного оборудования, из-за чего сегодня наблюдается значительное отставание от американских F/A-18E/F «Super Hornet» и F/A-18G «Growler», оснащённых мощной бортовой РЛС с АФАР AN/APG-79. В то время как американская станция имеет дальность обнаружения цели типа «Су-33» (ЭПР около 12-15 м2) 180-190 км, наш Су-33 с РЛС Н001К может обнаружить «Супер Хорнет» с AMRAAMами на подвесках всего с 90-100 км. Кроме того, Н001К не имеет возможности работы по наземным целям и «Сушка» остаётся лишь истребителем-перехватчиком для обеспечения противовоздушной обороны авианосной ударной группировки на дальних подступах, а также временного эскортирования дальних патрульных противолодочных самолётов морской авиации. Ещё один малоприятный фактор заключается в том, что радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27К не имеет программной поддержки ракет класса «воздух-воздух» с АРГСН семейства РВВ-АЕ, из-за чего Су-33 в возможностях ДВБ уступает даже устаревшим палубным многоцелевым истребителям F/A-18C «Hornet», состоящим на вооружении КМП США.

Действующими достоинствами Су-33 по сравнению с американскими машинами палубного базирования являются: значительно более высокие маневренные качества, которыми обладает всё семейство интегральных статически неустойчивых «Фланкеров», более высокая максимальная скорость (даже с 2-4 ракетами Р-27ЭР/ЭТ на подвесках достигает 2 — 2,1М, у «Супер Хорнета» — 1,7М), практический потолок в 17000 м (у F/A-18E/F — 15240 м), а также на 40-50% больший боевой радиус действия в режиме истребителя-перехватчика (около 1500 км). Помимо этого, имеется оптико-электронный прицельный комплекс ОЛС-27К, способный «увидеть» идущий на форсаже «Супер Хорнет» на дальности до 60 км в заднюю полусферу и 15 км в переднюю полусферу. В дополнение к высочайшей маневренности, ОЛС-27К, синхронизированная с нашлемной системой целеуказания, позволяет палубному «Фланкеру» выиграть ближний воздушный бой практически у любого современного палубного истребителя. Единственным опасным соперником в догфайте (БВБ) можно считать лишь французские палубные многоцелевые истребители «Rafale-M/N», обладающие угловой скоростью установившегося разворота до 27 град./с и китайские J-15B/S (как известно, последние спроектированы на базе закупленных в Украине чертежей Т-10К). Но устаревающее, по меркам XXI века, БРЭО Су-33 по-прежнему не давало шансов на победу в ДВБ над лучшими западными палубными истребителями. Требовались радикальные мероприятия по обновлению «железа» 22 имеющихся на вооружении Су-33.

Первая информация о планах модернизации авиапарка Су-33 «Flanker-D» стала появляться в российском Интернете после 2010 года, но детали не оговаривались. Затем, в 2015 году, уже из слов командующего морской авиацией Военно-морского флота России Игоря Кожина, стало известно о модернизации данных машин с целью продления эксплуатационного срока на 10 лет. И наконец, в 2016 году в сети были опубликованы первые результаты модернизационной программы великолепных палубных истребителей.

Один из блогеров-обозревателей Livejournal «naval_flanker» опубликовал 31 августа 2016 года новость о появлении на территории Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова усовершенствованной модификации палубного истребителя Су-33. Сообщается, что машину оснастили специализированной вычислительной подсистемой СВП-24-33 «Гефест», которая позволит довести точность попадания обычных свободнопадающих бомб до уровня высокоточного оружия. Разработанная закрытым акционерным обществом «Гефест и Т», высокопроизводительная прицельно-навигационная подсистема СВП-24 является многоплатформенной компьютеризированной системой навигации и бомбометания, которая может интегрироваться в бортовое радиоэлектронное оборудование практически любого отечественного тактического истребителя и стратегического бомбардировщика. Изначально, высокоинтеллектуальная система, позволяющая из режима «свободного манёвра» вне зоны действия войсковых ЗРСК точно поражать наземные цели противника, приглянулась ВВС Алжира в далёком 1999 году. Для чёткой доводки всех параметров в качестве летающей лаборатории был взят фронтовой бомбардировщик Су-24М, который оснастили лишь основными элементами подсистемы. Отличный результат не заставил себя долго ждать и уже в 2001 году алжирские Су-24МК поднимались в воздух с абсолютно новыми возможностями.

Палубные «Фланкеры» получают «Гефест»: первые шаги в модернизации 279-го ОКИАП. Достаточны ли меры?

Аппаратная структура специализированной прицельно-навигационной вычислительной подсистемы СВП-24 и список улучшенных навигационных и боевых качеств фронтового бомбардировщика Су-24МК


Позднее, в октябре 2008 года, по итогам наблюдений за боевым применением Су-24М с «Гефестом» в «Операции по принуждению Грузии к миру» данной подсистемой был оснащён один из серийных дальних бомбардировщиков Ту-22М3. В данном случае её модификация получила шифр СВП-24-22 и позволила «двадцать второму» блестяще показать себя на оперативно-стратегических учениях «Запад-2009»: его точность не уступала точности модернизированных Су-24М. Позднее системой СВП-24 «Гефест» начали модернизировать и другие Су-24М ВВС России. Все самолёты, оснащённые СВП-24, получили возможности обмена тактической информацией с другими аналогичными машинами и наземными командными пунктами, что причисляет изделие к «умному» оборудованию сетецентрической войны.

Как и говорилось ранее, открытая архитектура СВП-24 превращает её в многоплатформенную систему, а поэтому компания-производитель разработала ещё как минимум 4 версии для разных носителей: СВП-24-27 (для истребителя-бомбардировщика МиГ-27), СВП-24-25 (для штурмовиков Су-25), СП-39 (для учебно-боевого самолёта L-39) и СП-50/52 (для ударных вертолётов «Чёрная акула» и «Аллигатор»/«Катран» соответственно).

Система собрана полностью по модульному принципу и имеет различающиеся по габаритам модули для каждого воздушного носителя, из которых выделяют: индикационные устройства информационного поля кабины пилота (ЖК-индикатор ВМ-10, ТВ-индикатор ОР4-ТМ и коллиматорный авиационный индикатор на лобовом стекле КАИ-24П), вычислительные модули и устройства преобразования информации (твердотельный бортовой накопитель ТБН-К-2, спецвычислитель СВ-24, блок формирования тактической информации БФИ, модуль обработки радиолокационного изображения «Обзор-РВБ-Т» и радионавигационная система СРНС-24), а также устройства ввода и вывода информации с базовых бортовых комплексов самолётов (УВВ-Ф, УВВ-БП и УВВ-С). Для обмена тактической телекодовой информацией и голосовой связи с другими боевыми единицами «Гефест» оснащается авиационной радиостанцией Р-862 «Журавль-30», работающей в метровом диапазоне волн на частотах 100 — 149,975 МГц и в дециметровом диапазоне на частотах 220-399,975 МГц. Данная станция имеет мощность 25 Вт и средний ресурс работы более 15 тыс. часов. Устанавливается изделие на различные виды самолётов тактической и военно-транспортной авиации (от Ан-22 и Су-25 до МиГ-29 и МиГ-31).

Телевизионный индикатор ОР4-ТМ предназначен для отображения видеосигнала, получаемого непосредственно от бортовой РЛС истребителя или бомбардировщика, но этот видеовыход может быть распределён и на ЖК-дисплей ВМ-10, установленный на приборной панели кабины пилота. В дополнение ко всему, информационное поле лётчика Су-33 уже сейчас дополняется специализированным наколенным планшетом-индикатором ЕКП-НТ, который предназначен для вывода информационной базы СВП-24-33. По сравнению с начальной версией Су-33, «гефестовская»модификация будет в 3-4 раза точнее, в несколько раз осведомлённее по ситуации и значительно оперативнее.

Палубные «Фланкеры» получают «Гефест»: первые шаги в модернизации 279-го ОКИАП. Достаточны ли меры?

Наколенный планшетный индикатор ЕКП-НТ у пилота палубного истребителя Су-33


На многочисленных блог-платформах и форумах социальных сетей уже встречались рассуждения относительно возможного совместного использования Су-33 с системой СВП-24-33 в связке с фронтовыми бомбардировщиками Су-24М в Сирии. Наиболее распространённое мнение — использование Су-33 в качестве эскортирующих машин для прикрытия от возможных угроз со стороны многоцелевых истребителей коалиции, но рассматривается и возможность нанесения прицельных бомбовых ударов благодаря установленной системе «Гефест». Ракетно-бомбовая нагрузка Су-33 позволяет за считанные секунды обрушить на противника 28 свободнопадающих авиабомб ФАБ/РБК-250 или 8 аналогичных ФАБ/РБК-500. За счёт СВП-24-33 такой удар будет очень эффективный, но вопрос с применением высокоточного вооружения и самостоятельного обнаружения и целеуказания по-прежнему останется открытым.

Несмотря на то, что к берегам Сирии «Адмирал Кузнецов» скорее всего отправится с полным арсеналом «Сушек» (14 машин), седьмая часть которых будет оснащена СВП-24-33, наличие прежней бортовой РЛС Н001К «Меч» с дальностью действия до 120 км и единственным режимом «воздух-воздух» не позволит применять высокоточное ракетное вооружение по наземным и морским целям, а также на больших дальностях обнаруживать британские «Тайфуны», турецкие F-16C и американские палубные F/A-18E/F. Эффективность машины в дальнем бою будет проявляться лишь на расстоянии менее 90—100 км от истребителя противника. А поэтому дудеть в фанфары по поводу одного лишь «Гефеста» на борту Су-33 нет абсолютно никаких оснований; требуются гораздо более серьёзные этапы модернизации.

В первую очередь на палубных истребителях должны быть полностью заменены бортовые РЛС вместе с системой управления вооружением. Вместо устаревших одноканальных Н001К могут быть установлены наиболее передовые серийные станции с ПФАР Н011М «Барс» и Н035 «Ирбис-Э». Они превратят узкоспециализированные палубные перехватчики столь многофункциональные авиационные комплексы, как современные Су-30СМ или Су-35С. Размеры радиопрозрачного носового обтекателя позволяют устанавливать на «Flanker-D» почти любой из имеющихся российских радаров с диаметром антенной решётки до 1 метра. После этого Су-33 станет самым совершенным и мощным палубным авиационным комплексом в мире, который в ДВБ опередит все западные аналоги. Истребители F/A-18E/F будут обнаружены на дальности 320 км (160-180 при использовании РЭП) и F-35B/C на удалении 200-220 км (около 120 при использовании РЭП). После обновления системы управления вооружением Су-33 сможет применять ракеты сверхбольшой дальности РВВ-БД и средней дальности РВВ-СД (как это сделано на Су-35С): 279-й корабельный авиаполк сможет организовать эффективную противовоздушную и противоракетную оборону в радиусе до 1700 км.

Для проведения операций класса «воздух-земля/корабль/РЛС» на подвесках, помимо старенькой свободнопадающей бомбовой «амуниции», появятся такие противокорабельные, противорадиолокационные и тактические ракеты, как Х-35У, Х-31АД, Х-58УШКЭ, Х-29Л/Т и современнейшие Х-38МТЭ/МАЭ с инфракрасной и активной радиолокационной головками самонаведения.

Дальнейшая модернизация может заключаться в адаптации программного обеспечения БРЭО истребителя к установке комплекса радиоэлектронного противодействия «Хибины», а также уменьшения радиолокационной сигнатуры Су-33 до 1,5 — 2 м2 с помощью использования радиопоглощающих материалов и покрытий.

И, наконец, последний пункт возможной модернизации — увеличение тяговооружённости Су-33. Несмотря на наличие переднего горизонтального оперения, а также отличных несущих качеств крыла и фюзеляжа, палубный Т-10К, за счёт упрочнения конструкции, потяжелел более, чем на 3000 кг (до 19600 кг), а суммарная тяга двух ТРДДФ АЛ-31Ф осталась прежней (25000 кгс на форсаже и 25600 кгс на чрезвычайном режиме). При нормальной взлётной массе с полной заправкой 29940 кг коэффициент тяговооружённости достигает всего 0,85, из-за чего машина сильно теряет в скороподъёмности и длительности выполнения энергетического разворота в вертикальной плоскости. Решением проблемы могла бы стать установка одной из самых совершенных силовых установок, предназначенных для линейки Су-27, — ТРДДФ АЛ-31ФМ2. За счёт лучшей оптимизации процесса охлаждения перфорированных лопаток турбины, температура газов на её входе увеличена до 1492 °С по сравнению с обычным АЛ-31Ф (1392 °С), тяга двух двигателей на обычном форсажном режиме достигает 28200 кгс, на чрезвычайном — 29000 кгс. Тяговооружённость Су-33 с полными баками топлива составит почти 1,0, а при его 10%-м расходе достигнет 1,1. Есть размышления по поводу установки и более совершенных двигателей типа АЛ-41Ф1С с отклоняемым вектором тяги, но это потребует некоторых изменений во внутренней конструкции мотогондол морских «Фланкеров».

В своё время, в конце 90-х годов, огромные надежды возлагали на двухместный палубный гибрид Су-33 и Су-34 — Су-33КУБ. В его бортовом радиоэлектронном комплексе, впервые в истории российской палубной авиации, планировалось применение сверхпроизводительного процессора с тактовой частотой в несколько десятков ГГц, а также бортовой РЛС с ПФАР. Задумывалось даже спроектировать несколько модификаций БРЭО для тяжёлого палубного многоцелевого истребителя, одной из которых была конфигурация самолёта ДРЛОиУ (чаще называемого «мини-АВАКС»), которая бы полностью заменила менее оперативные вертолёты радиолокационного дозора и наведения Ка-31. Но проект дальше лётных испытаний прототипа 10КУБ-1 (Т-10КУ) не продвинулся.

Корабельный авиаполк сегодня у нас существует в одном экземпляре, и любая его палубная единица должна обладать качествами, многократно превосходящими противника. Именно в усовершенствованных Су-33 может быть воплощено всё то, что хотели реализовать в «КУБе», но к сожалению в предстоящем дальнем походе нашу авианосную ударную группировку будет представлять авиакрыло Су-33 с прежними радарами и парой-тройкой систем «Гефест». И даже в таком виде они смогут выполнять основную функцию — оборону воздушных рубежей Сирии на средиземноморском побережье, близ которого не так давно стали всё чаще появляться американские патрульные самолёты P-8A «Poseidon», ведущие оптико-радиотехническую и радиоэлектронную разведку на военных объектах флота и ВКС России в Сирии.

Источники информации:
http://bmpd.livejournal.com/2097090.html
http://navy-korabel.livejournal.com/116642.html
http://yurasumy.livejournal.com/701928.html
http://bastion-karpenko.ru/svp-24-gefest/
Автор: Евгений Даманцев
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх