На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...
  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...

"Зачем тебе мать без ребенка, а мне ребенок без матери?": Норд-Ост, 17 лет спустя

В театральном центре на Дубровке 23 октября 2002 года группа террористов взяла в заложники зрителей и актёров - более 800 человек. Во время операции по освобождению заложников все террористы - 32 мужчины и 18 женщин - были уничтожены. Жертвами теракта стали 128 человек

"Помню всё по минутам"

Боец спецподразделения "Альфа" Юрий Торшин руководил одним из его отрядов во время штурма захваченного террористами театрального центра на Дубровке. Он и его бойцы в ходе спасательной операции ликвидировали лидера боевиков Мовсара Бараева.

Буквально по минутам Торшин помнит те страшные три дня - с 23 по 26 октября. Как только прозвучало сообщение о захвате, тут же по тревоге были подняты все отряды спецназначения.

Варианты освобождения заложников отрабатывались два дня. На третий день была команда к штурму.

"Когда мы проникли в здание, террористы располагались по всему комплексу, никто не знал, какое будет столкновение: с двумя, тремя или большим числом террористов", - цитирует "РИА Новости" Торшина.

В театральном центре начался настоящий бой: раздавались взрывы гранат, были слышны автоматные очереди.

Варианты освобождения заложников отрабатывались два дня. На третий день была команда к штурму. Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress

Многие по сей день спрашивают о том, как же такому большому количеству террористов удалось попасть внутрь. Торшин отвечает, что тогда это было очень легко. Всё дело в том, что в день премьеры "Норд-Оста" за безопасность здания отвечали всего пять охранников. Это не просто мало, это практически нисколько.

17 лет спустя. "Загнанный зверь"

В тот день одной из первых о теракте сообщила Ольга Черняк. Сейчас она вспоминает, что сам спектакль не понравился ей с самого начала. Более того, она даже хотела с мужем уйти, но после антракта всё же решили вернуться и досмотреть.

"Когда на сцену ворвались люди в военной форме, мы даже не сразу сообразили, что это не часть представления, - цитируют ее «Известия». - Они дали очередь в потолок, посыпалась штукатурка, и стало понятно, что происходит что-то страшное".

Ольга вспоминает, что было очень страшно. Кошмар продолжился и на второй день. Террористок со взрывчаткой стали расставлять по залу.

"Одна из них стояла почти напротив меня. Я смотрела на неё и понимала, что сейчас она взорвёт себя, меня, всех вокруг, - говорит она. - Что над нами балкон, и когда он упадёт, у нас не будет ни единого шанса выбраться, мы окажемся погребёнными под грудой цемента".

Ольга добавляет, что чувствовала себя загнанным зверем.

"Искать силы у Бога"

Сергей Лобанков тогда руководил детской труппой "Норд-Оста". После первого акта детей оставили на репетицию предстоящего концерта по мотивам мировых мюзиклов.

В день премьеры "Норд-Оста" за безопасность здания отвечали всего пять охранников. Поэтому террористы смогли свободно попасть внутрь. Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress

"Буквально через пару минут после начала второго акта стеклянная дверь студии открылась, и человек с автоматом в военной форме попросил нас пройти в зал, - рассказывает он. - Когда мы оказались на балконе, увидели вооружённых людей, со сцены объявили, что мы заложники".

Все три дня он старался поддерживать детей, чтобы они не падали духом. В какой-то момент, когда ребята совсем были готовы отчаяться, Лобанков предложил искать силы у Бога. Это сильно подбодрило детей.

"Вы не чеченцы". Рошаль и Кобзон спасали заложников

Главный детский хирург страны, доктор мира Леонид Рошаль дважды заходил в заминированное здание к террористам.

"Первый раз мы пришли туда вместе с иорданским коллегой, которого вызвали террористы. Показал документы, объяснил, что я доктор, работал во многих странах во время войн, - цитирует Рошаля «Собеседник». - Затем один из террористов в маске добавил: «А по дороге заберите там, на этаже, валяется одна убитая. Пришла к нам шпионка, мы её расстреляли»".

Доктор мира уговорил террористов отпустить с ним восемь детей. Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress

Позже Рошаль вернулся снова к зданию - с запасом необходимых медикаментов. Он помогал людям прямо в зале. Помимо этого ему удалось передать для заложников воду. А ещё он уговорил террористов отпустить с ним восемь детей.

Певец Иосиф Кобзон лично ходил на переговоры с террористами четыре раза. Он спас трёх детей и двух взрослых.

"Когда вошёл, то сказал: «Я думал, здесь чеченцы», - вспоминал Кобзон, цитату приводит «КП». - Главарь террористов отвечает : «Мы чеченцы!» А сам сидит в кресле развалившись. Я говорю: «Когда вошёл известный всей вашей стране человек старше вас в два раза, а вы сидите, это не чеченцы!» Он вскочил: «А вы что, воспитывать нас пришли?» Я говорю: «Ну, пока родителей нет, я как старший имею право. Вот я пришёл к вам в пальто, а вы на меня автоматы наставили». Он: «Опустите автоматы». Потом говорю: «Хочу видеть твои глаза». А они же в камуфляже ходили, в масках. Он так смотрит на меня, снимает маску. Я говорю: «Ну ты красавец! Зачем тебе маска? Кто тебя собирается фотографировать?» Так дальше шёл у нас разговор. Я был уверен в ситуации. Так же как и с Шамилем Басаевым. Дважды мы с ним беседовали, и дважды он нервно вскакивал. Я говорил: «Что? Что ты вскочил?» Он: «Прекрати!» Я говорю: «Что прекратить? Расстрелял бы?» - «Если бы не гость - расстрелял бы!» Я говорю: «А если бы не люди, я к тебе не пришёл бы, ты для меня слишком мелкая сошка!» Мы с ним тоже жёстко выясняли отношения. Так что непростые это были свидания".

Потом Кобзон просил: дайте вывести самых маленьких.

Певец Иосиф Кобзон лично ходил на переговоры с террористами четыре раза. Он спас трёх детей и двух взрослых. Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress

"А потом одна уткнулась в меня: «Там мама». Я говорю: «Абубакар, зачем тебе мама без детей, а мне дети без мамы?» Он улыбается: «Да, чувствуется, что вы непростой человек». Я говорю: «Конечно». Он сказал: «Выведите им мать». И вот вывели женщину", - в разговоре вспоминал он.

Шахидка из "Норд-Оста": "Вы думаете, так просто отсюда уедете?"

Журналист Анатолий Жданов вспоминает, как в 1996 году он был в Грозном. С коллегами брали интервью у местных, решили набраться смелости наведаться в штаб Басаева.

Это был двухэтажный кирпичный дом на окраине Грозного.

В помещении очень много людей с оружием. Им предложили пройти в столовую. Женщина, которая обслуживает воинов Басаева, очень общительна. Предлагает чай, интересуется, кто мы и откуда, пишет "КП".

- Анатолий Жданов, - представляюсь я.

- Русский? 

- Да, - продолжаю улыбаться.

- И вы думаете, что так просто отсюда уедете?

Улыбка сползает с моего лица.

- Поймите, - сбивчиво объясняю я. - Мы все советские люди. Мой дед по отцу был немцем по фамилии Кайзер. Его в 1947 году расстреляли. Отцу в детдоме другую фамилию дали. Бабушка по матери - Разенко, украинка. Моя жена - белоруска. Вырос я на Кавказе...

Журналистов, конечно, отпустили. А женщину звали Есира Виталиева, самая старшая из "шахидок", захвативших ДК на Дубровке. Во время штурма была убита.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх