На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    вот НАХРЕНА??? нахрена эти презентации?чтоб вражины ознакомились и разработали противодействие?РОССИЙСКИЕ ДРОНЫ ...
  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии


Один из опытных Т-50 в полете. Фото ОАК / uacrussia.ru

Очевидно, что разработка перспективных образцов военной техники в настоящее время представляет собой сложный, длительный и дорогой процесс. К примеру, с момента начала разработки перспективного авиационного комплекса ПАК ФА (ныне Су-57) прошло почти 20 лет. Половина этого срока ушла на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а последующие годы использовали для проведения летных испытаний и подготовки серийного производства.

Первое десятилетие. Проект


Программу ПАК ФА запустили в интересах ВВС России в мае 2001 г. Ее целью было создание фронтового авиационного комплекса нового пятого поколения. Первые месяцы ушли на составление планов и выбор исполнителей. Так, в конце 2002 г. головным разработчиком выбрали фирму «Сухой»; также к проекту привлекли ряд других научных и проектных организаций.

К сожалению, большая часть сведений о НИОКР по ПАК ФА до сих пор остается секретной. Однако известно, что в течение двухтысячных годов «Сухой» и другие организации провели массу исследований на разные темы, в т.ч. с применением летающих лабораторий. Кроме того, в проекте ПАК ФА применялись наработки по более старым проектам, таким как С-37 / Су-47 девяностых годов. За счет этого в новом проекте удалось реализовать целый ряд современных и перспективных технологий.

В 2004 г. «Сухой» впервые показал военному и политическому руководству страны макет будущего истребителя. Широкой общественности это изделие не демонстрировалось, и она узнала облик будущего самолета много позже. После первого закрытого показа проект перешел на новую стадию, предшествовавшую строительству опытного образца.


Совместный полет прототипов. Фото Wikimedia Commons

В 2006 г. в Комсомольске-на-Амуре началось строительство планера для наземных и прочностных испытаний. Его передали испытателям в 2009 г. В конце того же года на аэродром вывели т.н. комплексный натурный стенд для наземных испытаний. Наконец, в декабре 2007 г. состоялась закладка первого летного образца, известного как Т-50-1. Его выкатили в 2009 г. и передали на наземные испытания.

На фоне подготовки к испытаниям появились новости об экспортном будущем ПАК ФА. В 2008 г. Россия и Индия договорились о разработке проекта FGFA – версии истребителя для продажи зарубежным странам. Технику совместного производства предлагалось поставлять ВВС Индии, а также продавать третьим странам.

Второе десятилетие. Испытания


Путь от первых указаний руководства до начала летных испытаний программа ПАК ФА прошла менее чем за девять лет. В январе 2010 г. первый опытный истребитель начал пробежки. 29 января состоялся первый испытательный полет, давший старт новому этапу.

К своему первому «юбилею» проект уже показывал новые успехи. Так, в начале марта 2011 г. – незадолго до десятилетия запуска программы – состоялся первый полет второго прототипа Т-50-2. Вскоре состоялось весьма громкое событие – Т-50 впервые преодолел звуковой барьер. Через несколько месяцев самолет впервые показали общественности на салоне МАКС-2011. В том же году на испытания вывели третью машину, а еще через год – четвертую. В октябре 2013 г. в воздух подняли самолет Т-50-5, ставший последней машиной т.н. первого этапа.


Четвертый прототип на взлете. Фото ОАК / uacrussia.ru

Шестой летный образец стал «прототипом второго этапа»; он полетел в ноябре 2016 г. Одновременно с ним изготовили образец для статических испытаний. Затем в 2016-2017 гг. начались летные испытания еще четырех машин.

Таким образом, с 2006 по 2017 г. КнААПО / КнААЗ построило более десятка самолетов Т-50, включая образцы разного рода для наземных испытаний. Самолеты строились по двум версиям проекта и существенно отличались друг от друга как по конструкции, так и по оснащению.

Вторая половина десятых годов ушла на проведение завершающего этапа летных испытаний, параллельно с которым осуществлялась подготовка к серийному производству. Кроме того, в этот период Т-50 / Су-57 задействовали в других проектах. Так, в 2019 г. стало известно об использовании одного из опытных Т-50 в проекте тяжелого БПЛА «Охотник». Истребитель выполнял функции летающей лаборатории, а также совершал совместные полеты с беспилотной машиной.

С начала 2018 г. опытные Т-50 испытывались в условиях зоны реальных боевых действий. Пара самолетов для войсковых испытаний была переброшена на базу Хмеймим в Сирии. Истребители выполнили около десятка вылетов и показали свои боевые возможности. В конце 2019 г. состоялись новые мероприятия такого рода.


Помпаж двигателя во время публичной демонстрации. Фото Wikimedia Commons

Проблемы второго десятилетия


Процесс наземных и летных испытаний истребителей Т-50 был достаточно сложным и длительным. Кроме того, не обошлось без различных проблем и аварий. Некоторые инциденты стали достоянием общественности и довольно долго оставались темой обсуждений и споров.



21 августа 2011 г. на салоне МАКС-2011 прототип Т-50-2 участвовал в демонстрационных полетах, но очередной взлет не состоялся из-за повреждения двигателя и последующего помпажа. В июне 2014 г. во время испытаний в ЛИИ им. Громова произошло возгорание самолета Т-50-5. Выгорела заметная часть планера, но самолет восстановили и в конце 2015 г. вернули на испытания.

На фоне летных испытаний имели место споры с ожидаемым зарубежным заказчиком. Индийские ВВС регулярно выступали с критикой проектов ПАК ФА и FGFA и грозилось разорвать сотрудничество. В апреле 2018 г. угрозы были реализованы, и Индия вышла из проекта. Причиной такого решения назвали недостаточные характеристики самолета и несоответствие бортового оборудования имеющимся пожеланиям.

Третье десятилетие. Серия


Со дня первого испытательного полета самолета Т-50-1 прошло 10 лет. За это время «Сухой» и смежные организации успели провести полный цикл летных испытаний и организовать серийное производство. По ряду причин, ожидаемые сроки сдачи первых серийных машин неоднократно сдвигались, но к настоящему времени все подобные проблемы были решены.


Опытный Су-57 сопровождает БПЛА С-70 "Охотник". Фото Минобороны РФ

В августе 2018 г. появился первый контракт на серийные Су-57. Он предусматривал поставку всего двух машин в ближайшие годы. В июне 2019-го появилось более крупное соглашение. Минобороны заказало 76 самолетов с поставкой в течение 2020-27 гг. Вскоре стало известно, что программа ПАК ФА официально перешла в стадию серийного производства техники.

Как сообщается, первый серийный Су-57 был построен к началу зимы 2019 г. В декабре он проходил летные испытания перед передачей заказчику. К сожалению, машина так и не дошла до войск. 24 декабря во время очередного испытательного полета истребитель потерпел крушение; летчик катапультировался. Причины происшествия пока не публиковались.

Тем временем, КнААЗ продолжает сборку серийных истребителей нового поколения. В ближайшее время ожидается выкатка нового самолета. Ему предстоит стать первым, переданным войскам. По данным СМИ, потеря первого серийного Су-57 не должна оказать существенного влияния на процесс серийного производства.

Что будет в ближайшем будущем – уже понятно. Промышленность выпустит несколько десятков новых самолетов и передаст их вооруженным силам. Сначала техника пойдет в Центр боевого применения и переучивания летного состава, а затем истребители разойдутся по строевым частям. Таким образом, во второй половине двадцатых годов ВКС получат в достаточных количествах и освоят принципиально новую технику с особыми возможностями.

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии

Первый серийный Су-57 на стадии строительства. Машина потеряна в декабре 2019 г. Фото Paralay.iboards.ru

Долгий путь


Второе десятилетие в истории проекта ПАК ФА / Т-50 / Су-57 подходит к концу со всеми желаемыми результатами. Опытная техника прошла необходимые испытания и привлекается к принципиально новым проектам, начато серийное производство, а войска ждут первые поставки. Третье десятилетие пройдет под флагом массового строительства и ежегодной сдачи крупных партий самолетов.

Необходимо отметить, что процесс разработки, испытаний и запуска производства оказался достаточно долгим. Более того, он занял больше времени, чем планировалось изначально. Однако даже при всех подобных проблемах и затруднениях, желаемые результаты все же были получены. Производство развернуто, а ВКС готовятся принимать новинку.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх