На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    вот НАХРЕНА??? нахрена эти презентации?чтоб вражины ознакомились и разработали противодействие?РОССИЙСКИЕ ДРОНЫ ...
  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...

Ледовый поход: как корабли Балтфлота спасли от немцев

 
Ледокол "Ермак". Фото: wikimedia.org
Ледокол "Ермак". Фото: wikimedia.org

В феврале 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота. Их переводили из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, чтобы спасти от захвата германскими и финскими войсками. Эта операция вошла в историю как Ледовый поход Балтийского флота.

Балтийский флот имел огромное значение в обороне Петрограда. Поэтому немцы хотели его уничтожить и захватить Петроград. Они планировали нанести удар с северо-запада вдоль Финского залива и с юго-запада - через Псков.

Боевые возможности Балтфлота были ограничены. Большинство экипажей не укомплектовано. Дело в том, что в молодой стране Советов распускали старый флот и создавали социалистический красный флот. Поэтому часть матросов разошлась по домам, другие находились на суше.

Но и сложная ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли из Ревеля в Кронштадт. Поэтому решили отправить ледоколы, чтобы с их помощью сначала вывести корабли на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля 1918 года коллегия Морского комиссариата направила соответствующую директиву и несколько мощных ледоколов во главе с "Ермаком" двинулись в Ревель.

19 февраля на буксире у ледокола "Волынец" вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. "Ермак" повел в Гельсингфорс первую группу кораблей - две подводные лодки и два транспорта. При переходе потеряли одну подлодку - "Единорог", несколько судов застряли во льду. Они смогли добраться в Гельсингфорс только в начале марта.

 

Последние корабли покинули Ревель 25 февраля. Именно в этот день в город вошли немцы. Переходом руководил Алексей Щастный, фактически командовавший Балтийским флотом.

Но и в Гельсингфорсе корабли не были в безопасности. Ситуация в Финляндии становилась напряженной, усиливались антирусские настроения. Была реальная угроза захвата Балтфлота. Поэтому советское командование приняло решение перевести корабли в Кронштадт. Этой операцией также руководил Алексей Щастный.

17 марта четыре линейных корабля и три крейсера в сопровождении двух ледоколов прибыли в Кронштадт. 4 апреля из Гельсингфорса вышел еще один отряд Балтийского флота - два линкора, два крейсера, две подлодки. В Кронштадт они прибыли 10 апреля. Крупнейшие корабли флота были спасены от захвата немецкими войсками.

Что касается капитана 1-го ранга Алексея Михайловича Щастного, руководившего операцией по выводу Балтийского флота в Кронштадт, то уже 27 мая его арестовали по личному распоряжению Троцкого за якобы контрреволюционную деятельность. 22 июня его расстреляли по решению революционного трибунала. Алексея Щастного реабилитировали только в 1995 году.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх