Сколько было сказано слов, сколько рапортов и отчётов было озвучено, но факт остаётся фактом – интеллектуальные импотенты, которые становятся шулерами, неспособны провести эффективную пенсионную реформу. В ближайшее время мы станем свидетелями финального аккорда беспрецедентной аферы в новейшей истории России.
Юрий Пронько
Бессменными авторами всех проводимых пенсионных реформ в России являются чиновники ЦБ и Минфина. Уже давно понятно, что эти "слуги народа" неспособны развернуть в лучшую сторону ситуацию в этой социально важной сфере. Когда первый раз чиновники своровали, простите, "заморозили" наши пенсионные накопления, стало понятно, что "дело пахнет керосином". Ведь из наших карманов изъяли более 3 трлн рублей. Чиновники раньше говорили, что это временная мера, но, как известно, "ничего нет более постоянного, чем временное". Понимая это, чиновники ЦБ решили сообщить нам, что в ближайшие три года т. н. институт накопительных пенсий может быть законодательно демонтирован.
Сейчас нет дискуссии относительно разморозки [накопительной части пенсии]. Президент подписал очередные три года, я думаю, что за эти три года институт будет демонтирован в регулировании, в законодательстве. Институт – я имею в виду перечисление бюджетом средств на накопительные счета граждан. То, что осталось на этих счетах, никуда не денется, а вот новые деньги по этому каналу не пойдут,
– заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
Все обратили внимание на слова о демонтаже института накопительных пенсий, но, на мой взгляд, в этих словах есть другой, более важный, ключевой момент – демонтаж займёт три года. Что это означает? А то, что в течение этого периода наши работодатели будут перечислять за нас деньги в ПФР, но мы их никогда не увидим, потому что до 2023 года эти средства вновь "заморожены". Соответствующий закон уже принят в России.
А что же было причиной? Почему у нас вообще пытались перейти к этой накопительной пенсионной системе? Причина была очень простая – это просто жадность финансистов, они видели эти деньги пенсионеров, они говорили: почему эти деньги не в нашем распоряжении, что значит – выплачивать пенсию пенсионерам нынешним за счёт пенсионеров будущих? Это что получается, деньги от одних берутся, другим отдаются. А где в этой схеме банки? Почему в этой схеме нет нас, говорили они. И лоббировали свою реформу, которая, как выяснилось, не может работать, нельзя ничего обеспечить, то есть можно, конечно, наобещать много, можно деньги людей собрать, но сделать эффективную, работающую систему не получится. Во-первых, потому что финансовые структуры людям если нужны, то они дорогу к ним находят без специальных государственных реформ. То есть богатому россиянину не нужна накопительная пенсионная система для того, чтобы вкладывать деньги в ценные бумаги, например. Или в бизнес своего друга и иметь там долю. Не нужна ему специальная реформа для этого. Вот в чём, собственно говоря, проблема,
– считает политолог Василий Колташов.
Действительно, в этом суть проблемы, которая "разрывает на куски" всю пенсионную систему России. Без аферы с "заморозкой" накопительного компонента и прямых трансфертов из федерального бюджета ПФР неспособен выполнять даже текущие пенсионные обязательства. И вот в этой ситуации, когда беспрецедентная пенсионная афера близка к своему концу, когда подорвано доверие между государством и гражданами в этом вопросе, ЦБ и Минфин решили предложить нам новый тип индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Как заявляют на Неглинной, это "некая альтернатива накоплениям на длительный срок, которая имеет достаточно серьёзный налоговый стимул".
https://vk.com/video-75679763_456258881
Счёт первого типа предлагает налоговый вычет на взносы, которые не превышают 400 тыс. рублей в год. Таким образом, максимальный вычет составляет 52 тыс. руб. Счёт второго типа освобождает от НДФЛ доход, полученный от торговли акциями, облигациями, деривативами. Правда, внести на этот счёт можно не более 1 млн руб. в год. Однако чтобы получить вычет, необходимо иметь хорошую доходность. Для ИИС нового типа минимальный срок, который даёт право на получение налогового вычета, – десять лет. Налоговый вычет по НДФЛ можно будет оформить через работодателя на средства, которые будут ежемесячно вноситься на счёт. Правда, перечисления ограничат 6% дохода.
Можно было бы рассмотреть этот вариант, если бы государство своими предыдущими решениями полностью не дискредитировало саму идею партнёрства с гражданами страны. После "заморозки" пенсионных накоплений, которые люди формировали в рамках предыдущей программы, ни о каком доверии не может идти речь.
Предложить ещё раз гражданам вынуть деньги из своего кармана вряд ли кто-то сейчас решится. На носу выборы 2021–2024 годов. Это во-первых. Во-вторых, как показала система обязательного накопительного пенсионного страхования, достигнуть какой-то устойчивой цифры, которая обеспечивала бы безбедное существование человека за счёт собственных отчислений, представляется крайне маловероятным,
– говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Очевидно, что на данный момент предложенный очередной вариант пенсионной реформы малопривлекателен для российских граждан. Здесь и отсутствие доверия, и минимальные фискальные стимулы, а самое главное – непредсказуемость принимаемых на государственном уровне решений. Кто гарантирует, что следующее правительство не изменит правила формирования пенсионных накоплений, а ЦБ не проведёт очередную девальвацию рубля, как это уже было в предыдущие годы с накопительным компонентом?
"Эта система не выполняет своих функций. За десять лет, которые она просуществовала, эффективность этой системы показала себя очень низкой. В основном, это было связано с тем, что отсутствуют инвестиционные механизмы в стране, и получить реальный финансовый эффект от пенсионных накоплений не удаётся. Люди будут, в основном, терять свои финансовые средства от инфляционных процессов, а инвестиционными процессами они не будут компенсированы. Вот это, наверное, те основные аргументы, которые использует правительство при переводе системы обязательной накопительной системы в систему добровольного страхования. Дальше уже будут негосударственные пенсионные фонды пытаться реализовать эту систему. Но у них тоже возникает та же самая проблема, что и у государства. Сегодня в государстве нет того объёма необходимых инвестиционных механизмов, которые смогли бы поглотить всю ту денежную массу, которую негосударственные пенсионные фонды будут собирать с населения для инвестирования. А эти средства, которые в результате будут получаться, сопоставимы с бюджетом страны. Это несколько триллионов рублей. И ясно, что сегодняшний рост ВВП достаточно отчётливо и красочно говорит о том, какой можно получить общий инвестиционный доход на эти средства, это будет порядка полутора-двух процентов. То есть явно это не будет покрывать те инвестиционные процессы, которые сегодня существуют", – считает кандидат экономических наук Константин Добромыслов.
Нам нужны серьёзные изменения в системе пенсионного обеспечения, но в их основе должно быть доверие – доверие между гражданами и государством. Это ключевое решение возникших проблем. Однако вернуть доверие очень сложно, особенно в ситуации, когда в богатейшей стране мира люди с трудом сводят концы с концами. И я имею в виду работающих граждан, которые со временем обязательно пополнят ряды пенсионеров. Эксперты Credit Suisse прогнозируют, что к 2060 году в России доля людей старше 65 лет вырастет до 47%. Поэтому от эффективности принимаемых мер зависит будущая как политическая, так и социальная ситуация в России. Начинать надо с малого – прекратить врать и шаг за шагом восстанавливать доверие между гражданами и государством, которое они содержат на свои налоги.
Свежие комментарии