На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • светлана худобина
    только кострация ,может притормозить  это безумие,либо вообще с такими животными нужно прощаться ,они колечат жизни д...Молодому человеку...
  • Traveller
    Ответы спрятаны в другом вопросе. А чего это вдруг замолчали о маратиках в Минобороны? Может поэтому и до сих функцио...F-16 в ходе боя н...
  • Александр Платов
    Автор вообще -то большой оригинал: он пишет, что :"Влияют также ограничения, связанные с дефицитом трудовых ресурсов,...Почему рост эконо...

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)

Артиллерийский тягач Morris Commercial C8 FAT с 25-фунтовой пушкой гаубицей движутся по понтонной переправе.

С необходимостью переправляться через различные водные преграды сталкивались ещё древние армии. Одним из наиболее старых вариантов военного мостового оборудования, по всей видимости, является понтонный мост. Понтонные переправы в виде «лодочного моста» использовались ещё во времена Древнего Рима и Древней Греции. Так, в годы Первой дакийской войны в 200 году до нашей эры римские военные инженеры справились с задачей постройки большого понтонного моста через Дунай.

Построенный римлянами понтонный мост опирался на лодки. В своей простейшей форме понтоны в те годы представляли собой некую совокупность мелкосидящих в воде лодок, которые были связаны между собой, поверх лодок устанавливалась палуба или настил. Такой понтон возводили на реках и каналах и использовали для переброски войск и грузов. Реальность такова, что с тех самых пор существенных перемен в организации понтонных переправ не произошло. Изменения коснулись главным образом используемых материалов и общей грузоподъемности конструкций.

По схожему принципу в Великобритании в период перед Второй мировой войной была создана целая серия легких понтонных мостов под обозначением Folding Boat Equipment или сокращенно FBE. Дословный перевод – складной лодочный инвентарь или складное лодочное оборудование.

Такие легкие понтонные мосты показали себя эффективным инженерным оборудованием, широко применявшимся британской армией, а также армиями доминионов. Например, канадцами, в годы Второй мировой войны на различных театрах военных действий. Использовали эти транспортабельные и легко устанавливаемые конструкции и американские военные.

Складной лодочный инвентарь (FBE)


Складной лодочный инвентарь – это название британской транспортабельной мостовой системы, которую можно было использовать в качестве понтонного моста, плота, парома или лодок общего назначения. Конструкция, получившая британское обозначение Folding Boat Equipment (FBE), была представлена в конце 1920-х годов и в полной мере удовлетворяла запросам британских военных инженеров.


Folding Boat Equipment Mark II

Данное инженерное оборудование серийно выпускалось в Великобритании все предвоенные годы и несколько раз модернизировалось. К началу войны на вооружении находилось три модификации складного лодочного оборудования.

Данные легкие понтонные мосты широко использовались британскими военными на протяжении всей Второй мировой войны как на европейском театре военных действий, так и в Азии. Наряду с модульными мостами и понтонами Бейли легкие понтонные мосты FBE оказали войскам союзников неоценимую помощь в освобождении стран Западной Европы от фашизма.

Несмотря на то, что конструкция FBE была крайне успешной и широко использовалась военными инженерами британской и канадской армии, а также американскими войсками, широкой общественности о данных переправочно-десантных средствах известно достаточно мало.

На вооружение Folding Boat Equipment приняли ещё в 1928 году. Легкий понтонный мост был разработан для обеспечения максимально быстрой переброски легких транспортных средств, артиллерии и пехоты на другой берег водоемов с целью немедленной поддержки штурмовых групп. На развертывание подобных понтонных мостов на местности уходило гораздо меньше времени, чем на развертывание тяжелых понтонов, способных выдержать вес танков и другой тяжелой гусеничной техники.


Складная лодка из набора Folding Boat Equipment

В середине 1930-х годов конструкцию незначительно улучшили. Новая версия получила обозначение Folding Boat Equipment Mk. II.

Разница с вариантом Mark I была минимальной: мостовые прогоны стали шире, а деревянные транспортные ленты рампы заменили на стальные. Одновременно незначительно повысилась грузоподъемность собираемого плота.

Наиболее распространенной была версия Mark III, созданная в 1939 году и активно использовавшаяся все военные годы. Введенные в конструкцию стальные направляющие, опоры и эстакады позволяли организовывать легкие паромные мосты, способные пропускать технику весом до 9–10 тонн.

Состав и возможности применения Folding Boat Equipment


Основу всего набора десантно-переправочного оборудования составляли складные лодки, которые и дали название всему комплекту. Особенностью проекта было то, что в сложенном виде лодки были практически плоскими, что обеспечивало удобство транспортировки и хранения. Каждая лодка состояла из трёх фанерных панелей толщиной полдюйма (1,27 см), соединенных между собой вощёным полотном. С поднятыми бортами и закрепленными распорками лодка получала необходимую жесткость конструкции.

Длина лодки из набора FBE составляла 21 фут и 11 дюймов (примерно 668 см), ширина – 6 футов и 8 дюймов (примерно 203 см). В разложенном состоянии с установленными распорками высота лодки составляла 2 фута и 11 дюймов (примерно 89 см). Каждая лодка весила 940 фунтов или 426 кг.

При использовании в качестве обычной лодки она могла легко переправить на другой берег 16 бойцов с личным оружием и снаряжением. Как правило, лодка приводилась в движение веслами, но можно было использовать и подвесной бензиновый мотор Coventry Victor, развивающий мощность 7,5 л. с. Помимо этого, в состав набора FBE входила и резиновая разведывательная лодка.

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Плот с рампами из набора Folding Boat Equipment

Из двух лодок можно было легко создать грузовой плот или паром.

Грузовой плот с рампами собирался из двух лодок, которые соединялись между собой двумя деревянными балками, уложенными и закрепленными поперек лодок по всей их ширине. На эти балки настилались транспортные ленты рампы, длина лент – 14 футов (426,7 см). На транцах крепились поднимающиеся аппарели длиной 9 футов (274,3 см).

Подобный плот обладал грузоподъемностью три тонны и мог перевозить на другой берег колесную технику, которая самостоятельно въезжала и съезжала с плота. Это было удобно, так как в некоторых случаях исключались любые инженерные работы по подготовке береговой полосы. А значит, переброску техники можно было осуществлять в максимально сжатые сроки.

В движение плот приводился либо веслами, либо подвесными моторами. Также с использованием подобного плота можно было организовать и паромную переправу. По нормативам на сборку плота отводилось пять минут. в ночное время норматив удваивался.


Палубный плот FBE Mk. III, переправа 25-фунтовой пушки-гаубицы и джипа в Бирме.

Второй вариант постройки плота предусматривал обустройство палубы.

Палубный плот увеличивал грузоподъемность до 4,5 т (в версии Mk. III – до 5,2 т). В конструкции также использовались две лодки, но палуба размещалась перпендикулярно их длине (в варианте с рампами транспортные ленты шли вдоль лодок).

Палубные настилы были деревянными, для их изготовления использовалась дугласова пихта. Несмотря на увеличение грузоподъемности, такой вариант являлся менее гибким и более сложным в эксплуатации. Так как для погрузки и выгрузки техники требовалось наличие пристани, либо собранных рамп на обоих берегах.

Несколько соединенных между собой плотов FBE формировали мостовые пролеты, которые с добавлением эстакад превращались в легкую паромную переправу. Повысить грузоподъемность переправы можно было сочленением между собой двух лодок.

Максимальная грузоподъемность понтонных мостов, собранных с использованием наборов FBE Mark III, достигла 9–10 тонн. Они должны были выдерживать полностью загруженный 3,5-тонный грузовой автомобиль и 25-фунтовую пушку-гаубицу с тягачом.


Схема легкой понтонной переправы из набора FBE Mk. III

Так как десантно-переправочные средства были складными и разборными, их транспортировка упрощалась. Для перевозки складного лодочного инвентаря обычно использовались специальные модификации грузового автомобиля Albion BY5, каждый из которых мог перевозить три лодки в сложенном состоянии. Дополнительно можно было использовать колесные прицепы, также рассчитанные на перевозку трёх лодок в сложенном состоянии.

Складной лодочный инвентарь, разработанный в межвоенный период, хорошо показал себя в годы Второй мировой войны. Оборудование выпускалось все военные годы без существенных изменений и оставалось на вооружении и после завершения боевых действий.

Помимо всего прочего, ещё в довоенные годы комплекты FBE использовались в Великобритании и в гражданских целях. Например, во время наводнения в Фенленде в 1937 году.


Грузовик Albion BY5, переоборудованный под перевозку складных лодок.
Автор:
Юферев Сергей
Использованы фотографии:
https://www.thinkdefence.co.uk/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх