На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • АЛЕКСЕЙ БУЗИН
    Наши - конченые пидарасы. Казахи - ничуть не лучше. Те ещё союзники...Мигрантам Россия ...
  • Иосиф Калинин
    Спрашивать надо.  Но каким образом?Мигрантам Россия ...
  • Евгений Алексеенко
    Кто нами правит все 30 лет,с него надо справшивать,иначе России не будетМигрантам Россия ...

Возродить океанский флот. Для России это жизненно необходимая задача

 

«У России есть только два союзника: ее армия и флот», – любил повторять Александр III своим министрам. Время подтверждает правоту предпоследнего российского императора: без мощного океанского флота сегодня в мировой политике делать нечего.

Вопрос, иметь или не иметь, кажется, уже не вызывает споров и разногласий: «Иметь! ». Жизненная необходимость полноценного океанского флота для России очевидна: именно в Мировом океане происходит пересечение, а зачастую и столкновение интересов всех крупных современных держав. Даже в мирное время наличие боеспособной группы кораблей, которые могут оперативно перемещаться в любую точку земного шара и осуществлять военное присутствие в течение достаточно долгого времени, нередко оказывается решающим аргументом при урегулировании тех или иных политических вопросов и разногласий.

В эту же категорию входят и демонстрация флага, и сдерживающий фактор, и что немаловажно – контроль и охрана торговых путей. Эффективность океанской группировки флота в реальных боевых действиях не только несомненна, но и была неоднократно доказана действиями американских войск в ходе множества локальных конфликтов как недавнего прошлого, так и современности.

Важные критерии

Все вышеперечисленные функции мог выполнять и выполнял флот СССР. Но как считают военно-морские эксперты, полноценным океанским флотом назвать его все же нельзя. Советская стратегия развития флота в противовес американским авианосным ударным группам (АУГ) делала упор на массовое производство подводных лодок. Это решение во многом оказалось половинчатым: задача борьбы с АУГ противника была решена, однако в конце концов советское командование признало, что без непосредственной поддержки с воздуха боевые возможности флота весьма ограниченны.

На американском примере мы можем наблюдать, что всего один авианосец предоставляет широкие возможности для получения информации и управления боем посредством палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У), мощного наземного удара как крылатыми ракетами, так и силами штурмовой авиации, ведения ПВО с большей эффективностью, нежели штатными корабельными системами «земля-воздух», осуществления радиоэлектронной борьбы, противолодочной борьбы и дозаправки самолетов в воздухе. Современные условия настоятельно диктуют необходимость наличия таких кораблей в претендующем на звание океанского флоте.

В СССР к этому пришли слишком поздно, когда даже догнать остальные державы было невероятно трудно, но еще возможно. Распад Советского Союза и последовавший за этим упадок мощи российского флота не только похоронили программу строительства отечественных авианосцев, но и лишили страну ее океанского флота.

Вернемся в современность. За последние годы ВМФ России начал вновь наращивать свое присутствие в Мировом океане, хотя и весьма ограниченными силами. Вспомним и участие российских кораблей в международных учениях «ФРУКУС-2009», «Иониекс-2009», «Помор-2010», «ФРУКУС-2010», «BLACKSEAFOR-2010», «Иониекс-2011», «Балтопс-2011», «Болд Монарх-2011», «РИМПАК-2012», и многочисленные дружеские визиты в Германию, Голландию, Норвегию, Сингапур, Данию, Грецию, Францию, Ливию, Сирию, США, и антипиратские походы в Аденский залив, и, наверное, самую серьезную со времен холодной войны демонстрацию силы, когда 6 декабря 2011 года к берегам Сирии отправилась корабельная авианосная группа во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Возродить океанский флот. Для России это жизненно необходимая задача

Еще больший интерес представляют невидимые глазу походы. Совсем недавно, 7 ноября поблизости от восточного побережья США была обнаружена российская атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 945, ранее, в 2009 году общественность встряхнула подлодка проекта 971. Моряки уверяют, что этими двумя инцидентами дело не ограничивается и походы отечественных субмарин в Атлантику проводятся регулярно.

Тем не менее даже значительно участившиеся походы российских кораблей на просторы Мирового океана не дают оснований говорить о возрождении, и работы предстоит очень много. Каким же должен стать отечественный полноценный океанский флот?

Первый и самый главный критерий, который сегодня уже практически не оспаривается, – это наличие авианосца с полноценным авиакрылом и ядерной энергетической установкой. Далее – формирование полноценной океанской группы кораблей сопровождения. В наилучшем случае ее должны составлять корабли 1-го ранга – ракетный крейсер (РКР) для поддержки ПВО и противокорабельных атак, большой противолодочный корабль (БПК), осуществляющий противолодочную оборону (ПЛО), и до четырех эскадренных миноносцев (ЭМ). Еще одним немаловажным аспектом является бесперебойное обслуживание со стороны судов обеспечения: танкеров и транспортов вооружения.

Третьим элементом должны стать твердое понимание задачи и четкая концепция применения авианосной группы. Четвертое требование – отлаженная система командования и управления флотом, специально ориентированная на дальнюю океанскую зону. Пятое – наличие профессиональных кадров, а следовательно, и комплекса центров обучения по всем требуемым специальностям.

Нужно оговориться: все вышеперечисленное является не более чем необходимым минимумом и существует множество дополнительных факторов, без которых создание океанского флота по меньшей мере затруднительно.

Что имеем и что строится

Что же у нас есть на сегодня? Разберемся по пунктам.

Единственный авианесущий крейсер в составе ВМФ, по оценке экспертов, не является океанским кораблем. Причиной этого называют прежде всего продолжающиеся проблемы с ГЭУ крейсера. Авиакрыло «Адмирала Кузнецова» составляет, по различным данным, от 10 до 18 истребителей Су-33 (впрочем, в сирийском походе на борту находилось только восемь самолетов), два штурмовика Су-25УТГ и несколько, предположительно два, вертолетов Ка-27. К 2015 году на замену самолетам Сухого предполагается поставить 24 истребителя МиГ-29К, из них четыре учебно-боевых.

Тем не менее, даже несмотря на это, очевидно, что ценность «Кузнецова» в качестве настоящей боевой единицы сегодня не отвечает запросам флота. А вот в качестве тренировочной площадки крейсер способен прослужить еще долго.

Строительство полноценных авианосцев – это вопрос только времени и возможностей. К сожалению, у командования флота до сих пор нет определенных планов. По заявлению бывшего главкома ВМФ, проектирование перспективного авианосца должно быть закончено к 2014 году, а непосредственно строительство начнется в 2020-м.

По-видимому, этот срок следует принять исключительно как отправную точку: в ГПВ-2020, напомним, средств на строительство авианесущих кораблей не выделено и какие-либо серьезные работы могут получить финансирование только в рамках следующей подобной программы. Далее, срок строительства практически ото всех высокопоставленных источников звучит одинаково – в пределах трех-четырех лет. В такие цифры верится с трудом, вспоминая совсем недавний пример – перестройку «Адмирала Горшкова» в «Викрамадитью», длившуюся с 2004 по 2012 год. Была произведена капитальная работа, однако строительство «с нуля» настолько неосвоенного нашей судопромышленностью корабля может оказаться еще более длительным и трудозатратным, тем более что в стране до сих пор не существует аналогов потерянных для нас верфей Николаева.

Но главным фактором становится даже не вопрос денег, а воля руководства. Окончательного решения строить авианосцы на высшем уровне до сих пор нет. И когда оно будет, предугадать невозможно. Но помимо собственно строительства авианосца стоит задуматься и о других аспектах. Например, первым делом необходима инфраструктура: специально оборудованное место базирования, обученный технический и обслуживающий персонал, а также своевременное финансирование как содержания, так и ремонтов и модернизаций. Еще одной проблемой является авиакрыло: до сих пор не разработаны проекты специализированных палубных самолетов, в частности самолетов ДРЛО и У, РЭБ, ПЛО, штурмовой авиации. Часть перечисленных задач может выполняться вертолетами, однако эффективность, например, отечественных Ка-31 – вертолетов ДРЛО не идет ни в какое сравнение с самолетным комплексом. Однако о ведущейся разработке авиакрыла перспективного авианосца информации нет. Возможно, будут реанимированы и усовершенствованы старые проекты, такие как Як-44 и Ан-71.

Таким образом, несмотря на активную полемику на всех уровнях, строительство авианосцев до сих пор представляет значительную проблему.

Как обстоят дела с группой сопровождения, точнее, океанскими кораблями 1-го ранга? На сегодня в составе ВМФ России их остались считаные единицы:

  • ЧФ: РКР «Москва» и БПК «Керчь»;
  • БФ: ЭМ «Настойчивый» и «Беспокойный»;
  • СФ: ТАРКР «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», РКР «Маршал Устинов», БПК «Вице-адмирал Кулаков», «Североморск», «Адмирал Левченко», «Адмирал
  • Харламов», «Адмирал Чабаненко» и ЭМ «Гремящий», «Адмирал Ушаков»;
  • ТОФ: РКР «Варяг», БПК «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и ЭМ «Быстрый», «Бурный», «Боевой» и «Безбоязненный».

    В сумме – 23 корпуса. Учтем, что не все из них на сегодня находятся в строю. К этой категории мы причислим:

  • ТАРКР «Адмирал Нахимов», который предполагается подвергнуть капитальному ремонту и модернизации;
  • ЭМ «Гремящий», «Беспокойный» и БПК «Адмирал Харламов» – выведены в резерв;
  • ЭМ «Боевой» – находится на консервации;
  • ЭМ «Бурный» – в ремонте.

    В итоге количество кораблей, потенциально способных составить группу сопровождения авианосца, уменьшается до 17 единиц. Для одной АУГ число внушительное. Однако достигается это количество фактическим обескровливанием всех остальных флотов, которые без кораблей 1-го ранга лишаются большей части своих боевых возможностей.

    Не проще будет выделить и подводную часть ударной группы. Количество боеспособных субмарин проекта 971 составляет всего три единицы из шести на ТОФе (К-263 «Барнаул», К-391 «Братск» и К-322 «Кашалот» находятся в долгосрочном ремонте), четыре из шести – на СФ (К-328 «Леопард» проходит ремонт с модернизацией, К-157 «Вепрь» выведена в резерв). Из субмарин проекта 945 в строю две, столько же из усовершенствованного 945А. Эти четыре корабля приписаны к Северному флоту. Там же проходят службу все четыре корпуса проекта 671РТМК. Два из них (Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов») заканчивают ремонт. В итоге флот может предоставить не более 15 торпедных АПЛ. В мирное время выделение из этого количества двух лодок на сопровождение АУГ оправданно, но в ситуации полномасштабной войны 13 лодок, к тому же разделенных между двумя флотами, явно недостаточно и в таких условиях каждая боевая единица на счету.

    Все эти выкладки призваны показать только один факт: океанских кораблей в российском флоте катастрофически не хватает. Очевидно, что процесс набирания корабельной группы для перспективного авианосца не должен проходить путем обескровливания остального флота. Необходимо вводить в состав флота новые эсминцы и корветы, причем наиболее здравым решением было бы сначала вернуть в строй имеющиеся и требующие ремонта корпуса, а только затем строить новые.

    Сейчас происходит строительство кораблей исключительно 3-го ранга: корветов проектов 11661 (два в строю), 20380 (два в строю), МРК проекта 21631 и МАК 21630. Кораблей 2-го ранга – фрегатов дальней морской зоны проектов 22350 и 11356Р/М – до сих пор не спущено на воду ни одного и ранее 2014 года ожидать их в составе флота не приходится.

    Тем не менее по сравнению с девяностыми годами и первой половиной 2000-х тенденции сменились на положительные. Российский флот сейчас проходит фазу возрождения и обновления, в этих условиях необходимо поэтапное строительство небольших прибрежных кораблей с постепенным переносом силы в океан. Только обеспечив насущные потребности флота для обороны непосредственных границ государства, можно всерьез задумываться о строительстве полноценных перворанговых эсминцев и крейсеров. Отсюда следует основополагающий вывод, что на данном этапе «авианосно-центрическое» мышление по меньшей мере неприемлемо и нереализуемо.

    Однако особую остроту вопросу придает даже не это. К сожалению, на сегодня так и не выработано четкой и однозначной концепции управления и боевого применения АУГ. Строго говоря, не до конца разработана и концепция применения флота в целом, и в этом заключается основная проблема ВМФ России. В идеале схема выдачи задания кораблестроителям должна выглядеть так: доктрина – стратегия – корабль. Но в современной доктрине ВС РФ отсутствует четкое представление о противнике и стратегии ведения возможной войны. В итоге получается нелепая ситуация: корабли строятся, но для чего – неясно. Именно преодоление этого кризиса и является приоритетной задачей для руководства флота. До тех же пор даже разработка перспективных проектов не только затруднена, но и в чем-то деструктивна.

    Вопросы управления и кадров

    Теперь обратимся к системе управления флотом. К сожалению, после реформы армии неразберихи в ней не оберешься. После того как главкомат ВМФ фактически отстранили от дел, функции непосредственного управления кораблями передали в руки Объединенных стратегических командований (ОСК). Напомним, что находящийся в штате ОСК военно-морской отдел составляет буквально полтора десятка офицеров. Такого числа явно недостаточно даже для организации повседневного боевого дежурства, не говоря уже о сколько-нибудь масштабных действиях на океанских ТВД. Эта часть управления нуждается в серьезной переработке. По мнению ветеранов, командование флота должно действовать самостоятельно.

    Следующая трудность в создании океанского флота – это проблема кадров. К сожалению, после массовых сокращений в рамках той же реформы с флота были вынуждены уйти офицеры с многолетним опытом, в том числе и полноценных океанских походов. В итоге это отразилось и на управленческой сфере, и на научно-исследовательской, и на преподавательской, и непосредственно на кораблях. Восстановить эти потери почти невозможно без привлечения отправленных в отставку ветеранов. Как считают многие моряки, система военного образования в нынешнем состоянии подготовить офицеров такого же качества не может. Фактор сокращения ВС скажется и на комплектовании экипажами новых кораблей. Эта проблема столь же значима, сколь и нехватка кораблей в активном составе флота, но, к сожалению, внимания ей уделяется гораздо меньше.

    Какой же итог можно подвести? Если Россия хочет оставаться значимым игроком на мировой арене, океанский флот необходим, однако создание его сопряжено с рядом трудностей. При нынешнем состоянии экономики и производства преодолеть их – дело не годов и даже не одного десятилетия. Сейчас для флота главное – сохранить устойчивое положение и медленно наращивать мощь. При всей своей привлекательности желание во что бы то ни стало иметь авианосец может оказаться пустой тратой средств, не нашедшей практического применения, и такой же бессмысленной потерей, какой в свое время оказались авианесущие крейсеры «Новороссийск» и «Минск» – совсем молодые (немногим более 10 лет службы) корабли были проданы по цене металлолома в Южную Корею.

    Флоту, представляющему собой лишь тень былого величия, до выхода в океан надо пройти весь путь почти с самого начала, и резкие движения здесь неприемлемы – необходимо поэтапное развитие. Нужны планомерные реформы и конструирование современной системы управления, способной оперировать флотом на всем пространстве Мирового океана. Так же остро стоит и кадровый вопрос: главным элементом ВМФ остается не «железо», а люди – обученные и преданные своему делу.

    Все эти проблемы решаемы, и главным фактором здесь становится твердая политическая воля руководства. История нашей страны неоднократно являла примеры, как при должной воле подобные проекты можно осуществить за одно десятилетие. И руководству страны и флота пора эту волю проявить, иначе критическое отставание от «вероятного противника» очень быстро станет необратимым.

 

 

 

Автор Андрей Самсонов

 

Первоисточник http://www.vpk-news.ru

© 2010-2012 Военное обозрение

Картина дня

наверх