Советский Союз практически не знал наркомании. Что бы там ни пытались утверждать его критики, это страшное явление в СССР имело локальные, даже, скорее, единичные проявления и ни в коем случае не приобретало характер массового социального зла, грозящего будущему целых народов. С распадом великой страны на множество независимых государств практически каждое из них столкнулось с теми пороками и бедами, о которых ранее его жители узнавали исключительно из телепередачи «За рубежом». Наркомания – не исключение.
Рассмотрим ситуацию в нашем родном доме – России. Увеличение количества ее граждан, употребляющих наркотики, началось со времен «перестройки». Причем происходило оно пугающе быстрыми темпами: за период с 1984 года и до распада СССР их число, по данным Минздрава, удвоилось. Дальше началось самое страшное: в страну потоком хлынула самая разнообразная дурь, от гашиша до героина, пик употребления которого наступил в конце лихих 90-х.
С тех пор ситуация едва ли изменилась. С одной стороны, после долгих лет, на протяжении которых эффективное противостояние со стороны государства торговле наркотиками и их употреблению практически отсутствовало, удалось создать довольно эффективные органы для противостояния этому злу и выработать более-менее действенные стратегии борьбы с ним. С другой – целый ряд факторов способствовал тому, что наркомания в нашей стране продолжила свое распространение.
Оценки масштабов проблемы, как это всегда бывает с вопросом, освещать который берутся разные ведомства, каждое из которых имеет собственный подход и свою систему статистики, разнятся очень существенно. К примеру, в 2006 году российские медики говорили о 350 тысячах состоящих у них на учете наркоманах, а сотрудники Федеральной службы по контролю за наркотиками утверждали, что количество их потребителей в стране превышает 2 миллиона. В 2014 году, по оценкам все той же ФСКН, речь шла уже о 8 миллионах потребителей наркотических веществ, 3 миллиона из которых можно было причислить к законченным наркоманам.
Наркотики – это смерть. Главный внештатный нарколог Минздрава России Евгений Брюн в 2016 году утверждал, что ежегодно в стране конкретно из-за их употребления умирает не менее 8 тысяч человек. Оценки отечественного Министерства внутренних дел менее пессимистичны, хотя, безусловно, тоже не дают повода для радости. Согласно статистике МВД, по состоянию на 2011 год наркозависимость уносила жизни 3,75 тыс. россиян ежегодно, а в 2017 году это число превысило 4,8 тысячи человек. На нынешний момент смертность от наркотиков составляет в России 4,4 тысячи человек в год.
Впрочем, достоверность этих данных также вызывает некоторые сомнения: по мнению многих экспертов, к погибшим от наркомании следует причислять не только тех, кто скончался от передозировки смертоносного зелья, а и тех, кого в могилу свели хронические болезни, вызванные его употреблением, или несчастные случаи, самоубийства, насильственные действия, имеющие ту же причину. В таком случае страшные числа, конечно же, вырастут в разы.
Вопреки некоторым утверждениям, Россия все-таки не является ни мировым, ни европейским лидером по наркотической смертности. В составленном пару лет назад ООН соответствующем рейтинге мы, к счастью, занимаем далеко не ведущую позицию — 9 место. На первом месте с огромным отрывом от прочих стран находятся Соединенные Штаты. Впрочем, намного опережают нас по страшной статистике сверхблагополучная Швеция или пасторальная Исландия. Да и среди стран постсоветского пространства имеются лидеры, которых мы, хочется верить, не догоним. И если Эстония обошла нас всего на одну позицию, то постмайданная Украина занимает в списке 6 место. Предметом исследования специалистов ООН было количество граждан, умирающих от передозировки из расчета на 1 миллион жителей страны. Ситуация печальная…
Вообще говоря, по официальным данным, среди бывших республик СССР на первых местах по количеству наркоманов традиционно находятся Казахстан и Азербайджан. Россия им уступает. В последние годы, как уже было сказано выше, резко выросло распространение этого зла на Украине, где борьба с ним практически не ведется в силу полного разрушения правоохранительной системы как таковой. Немалую актуальность имеет эта проблема и для Молдавии.
Что характерно, в странах, находящихся ближе к основным центрам выращивания того же опиума, таких, как Таджикистан, Киргизия или Туркмения, уровень наркотизации ниже, чем в причисляющих к себя к «европейским государствам» Молдавии и Украине. Самый низкий уровень потребления наркотиков, по крайней мере, по официальным данным, имеют Армения, Узбекистан и Белоруссия. Как бы то ни было, но полностью свободной от этого зла не может считать себя ни одна страна на постсоветском пространстве.
В немалой мере этому способствует то обстоятельство, что бывшие территории СССР лежат на пути одного из главнейших маршрутов мирового наркотрафика – «северного», или «шелкового». По нему афганский героин, производство которого с начала интервенции «миротворческих» сил НАТО в эту страну ежегодно возрастает чуть ли не вдвое, идет через страны Средней Азии в Россию, а далее – в Европу. Только вот, к огромному сожалению, за последнее десятилетие мы превратились из страны-транзитера в страну-потребителя этого смертоносного зелья. По некоторым оценкам, в России оседает и потребляется до 70 тонн афганского героина ежегодно. Синтетические наркотики и так называемые курительные смеси поступают к нам в основном из Китая и Европы.
Сколько еще наших соотечественников станут жертвами этой необъявленной войны, спрогнозировать и подсчитать невозможно. Во всяком случае, по некоторым оценкам, один только афганский героин убивает ежегодно больше русских парней, чем их погибло за все годы боевых действий, которые Советская Армия вела в той стране. Чем дольше наша страна будет откладывать настоящую войну с наркоманией, тем большие потери она будет нести.
- Автор:
- Александр Харалужный
- Использованы фотографии:
- Википедия / Афганский героин
Свежие комментарии