На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Миша Потапов
    Слава Путину.Звериная ярость: ...
  • Николай Чернышев
    Давить надо гадов. И нечего дикарей пускать в Россию.Звериная ярость: ...
  • Василий
    По Сталинскому варианту нам кое-что и перепало бы, а долбанный Хрущ отдал бесплатно, если ещё и не с доплатой.Как Хрущёв разруш...

Средние и тяжёлые танки СССР в межвоенный период - 1 часть

Во второй половине 1920-х годов в Красной Армии на вооружении были только легкие танки «Русский Рено», разработанный на базе французского FT17 и его дальнейшее развитие легкий танк Т-18 (МС-1) «малый сопровождения», разработанного и производившегося на Ленинградском заводе «Большевик».

 


В конце 20-х военное командование посчитало целесообразным начать разработку средних танков, при этом было выбрано два направления: создание собственного танка и попытка копирования зарубежных образцов.



В 1927 году военные выдали требования на разработку среднего «маневренного танка» с пулеметно-пушечным вооружением. Разработку танка начало Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста, затем эта робота была передана на Харьковский паровозостроительный завод №183.

Средний танк Т-24


Разработка конструкторской документации на танк была завершена на ХПЗ и в начале 1930 года изготовлен опытный образец танка, получивший индекс Т-12. По результатам испытаний танка было рекомендовано доработать его, увеличить запас хода, изменить конструкцию башни, вместо спаренных 6,5мм пулеметов Федорова установить 7,62 мм пулеметы ДТ.

Средние и тяжёлые танки СССР в межвоенный период


Танк Т-12

Танк был доработан, и под индексом Т-24 началось его серийное производство. Было изготовлено 26 комплектов танков, но собрали всего только 9 танков и производство было остановлено в связи с началом выпуска на этом заводе танков БТ-2, аналога американского легкого танка «Кристи».

В основу компоновки танка Т-24 было положено трехъярусное расположение вооружения. В корпусе устанавливался пулемет, в основной башне пушка и два пулемета, в малой башне, размещенной на крыше основной башни справа, еще один пулемет. Вес танка был 18,5 тонн, экипаж состоял из 5 человек, командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика.


Танк Т-24

Отделение управления было впереди, за ним находилось боевое отделение, моторно-трансмиссионное было сзади. Механик-водитель размещался впереди справа. Командир, наводчик и пулеметчик в основной девятигранной башне и еще один пулеметчик в малой башне. Для посадки механика-водителя был люк в лобовом листе корпуса, для посадки остального экипажа было по одному люку в основной и малой башнях.

В лобовом листе башни устанавливалась 45-мм пушка, по бокам от нее по одному 7,62-мм пулемету. По одному 7,62-мм пулемету устанавливалось в корпусе и малой башне.

Корпус и башня были клепаными из броневых листов, толщина брони башни, лба и бортов корпуса 20 мм, днища и крыши 8,5 мм. Броневые листы лба корпуса были расположены под рациональными углами наклона.



Конструкция танка Т-24

В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель М-6 мощностью 250 л.с., обеспечивающий скорость 25,4 км час и запас хода 140 км.

Ходовая часть танка была унифицирована с ходовой трактора «Коминтерн» и на каждом борту состояла из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра с защищенными броневыми кожухами вертикальными пружинными рессорами, сблокированными в четыре тележки по два, четырех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.

Производство танка на заводе не было подготовлено, не было требуемого оборудования и специалистов. Танки собирались практически вручную. Надежность их была очень низкая, они часто ломались и выходили из строя, наладить качественное производство танков так и не удалось.


Танк Т-24

В это время закупочная комиссия советских специалистов рассматривала на Западе вопрос закупки лицензий на производство западных образцов танков. В итоге было принято решение своих танков не разрабатывать и воспользоваться документацией на танки Англии и США. В качестве прототипа легкого танка Т-26 был взят английский легкий танк «Виккерс шеститонный» и его производство размесили на Ленинградском заводе «Большевик», а в качестве прототипа быстроходного крейсерского танка БТ-2 стал американский танк Кристи М1931, производство которого разместили на ХПЗ.

Попытки руководства ХПЗ и конструкторов продолжить производство и совершенствование среднего танка Т-24 ни к чему не привели и работы по нему были прекращены. Военное руководство посчитало целесообразным закупать и производить по лицензии западные танки и этим самым избавиться от ошибок, которые уже прошли их конструкторы.

Средний танк Т-28


Средний танк Т-28 был разработан в Ленинграде в 1930-1932 годах и с 1933 по 1940 год серийно выпускался на Кировском заводе. Всего было выпушено 503 танк Т-28. Прототипом Т-28 послужил английский средний трехбашенный танк «Виккерс 16-тонный».

Советская закупочная комиссия в 1930 году ознакомилась с английским танком, но купить лицензию на его производство не получилось. Было принято решение создать аналогичный свой танк с учетом опыта, полученного при изучении английского танка.

В начале 1931 года конструкторское бюро Орудийно-артиллерийского объединения (Ленинград) приступило к проектированию танка Т-28, в 1932 году опытные образцы танка были изготовлены и испытаны. По результатам испытаний танк в 1932 году был принят на вооружение.


Танк Т-28

Танк Т-28 представлял собой средний танк трёхбашенной компоновки с двухъярусным расположением пушечно-пулеметного вооружения, предназначенный для огневой поддержки пехоты. Отделение управления было впереди, за ним боевое отделение, в кормовой части моторно-трансмиссионное, отгороженное перегородкой от боевого отделения.

Башни танка размещались в два яруса, на первом впереди располагались две малые пулемётные башни, на втором — главная башня. Между пулеметными башнями находилась рубка механика-водителя с откидной бронедверцей и открывающимся вверх лючком с триплексом. Сверху кабина закрывалась ещё одним люком, облегчавшим посадку механика-водителя.

Главная башня имела эллиптическую форму с развитой кормовой нишей и по конструкции была идентична главной башне тяжёлого танка Т-35. Снаружи башни по бортам на кронштейнах крепилась поручневая антенна. Малые пулемётные башни также были идентичны по конструкции пулемётным башням Т-35. Каждая башня могла вращаться от упора в стенку рубки механика-водителя до упора в стенку корпуса танка, горизонтальный угол обстрела пулемета составлял 165 градусов.

Экипаж танка состоял из шести человек: механика-водителя, радиста- стрелка из пулемета, командира и наводчика в главной башне и двух стрелков пулеметных башен.

Корпус танка был коробчатой формы клёпано-сварной или сварной конструкции, такой же конструкции были и башни танка. Бронирование танка было противопульным, толщина брони лба корпуса 30 мм, лба и бортов башни 20 мм, бортов корпуса 20 мм, днища 15-18 мм, крыши 10 мм. На модификации танка Т-28Э устанавливалось дополнительное бронирование, на корпус и башни крепились бронелисты толщиной 20-30 мм. Экранирование позволило довести толщину брони лобовых частей корпуса танка до 50—60 мм, а башен и верхней части бортов до 40 мм.

Основным вооружением танка являлась 76,2-мм пушка КТ-28 L/16,5 и предназначалась для борьбы с огневыми точками противника и не бронированными целями. В качестве бронебойного оружия она не годилась и с 1938 года танки вооружались новой 76,2-мм пушкой Л-10 L/26 с начальной скоростью бронебойного снаряда 555 м/с, что позволило пробивать броню толщиной до 50 мм на расстоянии в 1000 м.


Танк Т-28 на параде

Вспомогательное вооружение танка состояло из четырёх 7,62-мм пулемётов ДТ, расположенных в шаровых установках. Один из них размещался в лобовой части главной башни в автономной установке, справа от пушки, другой в кормовой нише башни и два в пулеметных башнях. На танках последних серий на люке наводчика устанавливалась также зенитная турельная установка с пулемётом ДТ.

В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель М-17Т мощностью 450 л. с., попытка установить на танк дизельный двигатель успеха не имела. Танк развивал скорость 42 км/час и обеспечивал запас хода 180 км.

Ходовая часть танка по каждому борту состояла из 12 парных обрезиненных опорных катков малого диаметра, сблокированных при помощи балансиров в 6 кареток с пружинным подрессориванием, которые, в свою очередь, были сблокированы в две тележки, подвешенные к корпусу на двух точках, а также 4 обрезиненных поддерживающих ролика.

Средний танк Т-28 можно сравнивать с зарубежными средними танками того же периода с близкими характеристиками, это английский танк «Виккерс 16-тонный», французский Char B1bis и немецкий Nb.Fz.

Английский «Виккерс 16-тонный» по сути был «прорадителем» Т-28, при весе 16 тонн он был трехбашенный, имел на вооружении 47мм пушку c L/32 и три пулемета, бронезащищенность на уровне (12-25)мм и обеспечивал скорость 32 км/час.


Танк «Виккерс 16-тонный»

Немецкий Nb.Fz. также бал трехбашенный, в качестве вооружения в главной башне была установлена спарка75мм пушка L/24 и 37мм пушка L/45, а также три 7,92-мм пулемета, разнесенных по башням, бронезащищенность на уровне 15-20 мм, при весе 23,4 тонны он развивал скорость 30 км/час.


Танк Nb.Fz.

Французский Char B1bis в качестве вооружения имел в корпусе 75мм пушку, а в башне длинноствольную 47мм пушку с Л27,6 и два пулемета, бронезащищенность на уровне (46-60)мм и при весе 31,5 тонн развивал скорость 28 км/час.


Танк Char B1bis

Т-28 по сравнению с «Виккерсом 16-тонным» превосходил его по вооружению, защищенности и подвижности. По сравнению с Nb.Fz Т-28 уступал ему по вооружению, но превосходил в защищенности и подвижности. По сравнению с Char B1bis уступал по вооружению и защищенности, но превосходил в подвижности. В целом по сочетанию основных характеристик Т-28 был на уровне зарубежных средних танков того же этапа развития.

Тяжелый танк Т-35


В конце 20-х в Советском Союзе начали предприниматься попытки создания тяжелого танк прорыва. После нескольких неудач в 1932 году специально созданная для разработки тяжелого танка конструкторская группа предложила проект танк Т-35 и осенью 1932 года был изготовлен опытный образец. После его испытания и доработки был изготовлен второй образец танка, который показал удовлетворительные результаты и его даже показали в 1933 году на параде в Ленинграде. В 1933 году серийное производство танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу, где он выпускался до 1940 года, всего было выпущено 59 танков Т-35.

Танк Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противопульным бронированием, предназначенный для поддержки и усиления пехоты при прорыве укреплённых позиций противника.


Тяжелый танк Т-35

По компоновке танка отделение управления находилось в корпусе, в лобовой части корпуса слева размещался механик-водитель. У него был смотровой люк с триплексом, который на марше откидывался вверх. Над механиком-водителем в крыше корпуса был люк для его посадки в танк.

На крыше корпуса находилось пять башен. Главная башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей, идентичная по конструкции главной башне танка Т-28, размещалась по центру на подбашенной коробке в форме неправильного шестигранника.

В лобовой части башни на цапфах размещалось 76-мм пушка, справа от которой в независимой шаровой установке размещался пулемёт. В корме башни устанавливался еще один пулемет.

Две средние башни цилиндрической формы с двумя люками в крыше для доступа экипажа по конструкции были идентичны башне легкого танка БТ-5, но без кормовой ниши. Башни располагались по диагонали справа-впереди и слева-сзади по отношению к главной башне. В передней части каждой башни устанавливалась 45-мм пушка и спаренный с ней пулемёт.

Две малые пулемётные башни цилиндрической формы по конструкции были идентичны пулемётным башням среднего танка Т-28 и были расположены по диагонали слева-впереди и справа-сзади. В передней части каждой башни устанавливался пулемет.

Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой, задние и передние башни сообщались между собой попарно.

Экипаж танка в зависимости от серии выпуска был 9-11 человек. В главной башне размещались командир-наводчик, пулемётчик и радист — заряжающий. В каждой средней башне находилось по два человека — наводчик и пулемётчик, в пулемётных башнях по одному пулеметчику.

Корпус и башни танка были сварными и частично клёпаными из броневых листов. Бронезащита танка обеспечивала защиту от пуль и осколков снарядов, а также лобовую проекцию танка от снарядов малокалиберной противотанковой артиллерии. Толщина брони лба корпуса 20-30 мм, башни и бортов корпуса 20 мм, днища 10-20 мм и крыши 10 мм. В процессе выпуска танков бронирование увеличивалось и вес танка с 50 тонн достиг 55 тонн.

Основным вооружением танка являлась 76,2-мм танковая пушка КТ-28 L/16,5. Наведение по горизонту осуществлялось посредством поворота башни ручным или электрическим приводами. Могущество бронебойного снаряда в силу невысокой начальной скорости было весьма низким.

Дополнительное артиллерийское вооружение составляло из двух 45мм полуавтоматических пушек 20К L/46 c начальной скоростью бронебойного снаряда 760 м/с. Наведение по горизонту осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма

Вспомогательное вооружение танка состояло из шести 7,62мм пулемётов ДТ, которые устанавливались внутри башен танка. На танках последних серий на люке наводчика устанавливалась также зенитная турельная установка с пулемётом ДТ.

В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель М-17 мощностью 500 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 28,9 км/час и запас хода 80 км.

Ходовая часть танка на каждом борту состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющего переднего и ведущего заднего колеса. Подвеска была блокированная, по два катка в тележке с подрессориванием двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрывалась сплошным 10мм броневым экраном.

Пятибашенный танк Т-35, как и немецкий Nb.Fz., регулярно использовался в пропагандистских целях. Он участвовал в маневрах и на парадах, о нем много писали и публиковали его фотографии все газеты и он символизировал мощь бронетанковых сил Советского Союза.

Концепцию многобашенных тяжёлых танков в межвоенный период пытались также реализовать во Франции и Англии, но она оказалась тупиковой и дальнейшего развития в мировом танкостроении не получила.

Родоначальником «танковых монстров» можно считать французский тяжёлый двухбашенный танк Char 2C, громадных размеров, весом 69 тонн, с противоснарядной броней толщиной (30-45)мм, вооруженного 75мм пушкой и четырьмя пулеметами и обладавшего низкой проходимостью и надежностью. Всего было изготовлено 10 танков и на этом работы были прекращены.


Тяжелый танк Char 2C

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх