Визит президента Турции Реджепа Эрдогана в Узбекистан, состоявшийся 29-30 марта, вовсе не случаен, а направлен на осуществление прежнего курса тюркской интеграции в рамках созданной еще 12 ноября в Стамбуле Организации тюркских государств.
Это еще раз показывает, что британский проект оттоманской экспансии в Центральной Азии в противовес России и Китая упорно проводится турецким руководством даже после известных январских событий в Казахстане.
Правда, теперь в представлении Лондона и Анкары главным «собирателем тюркских земель» в регионе под скипетром султана всех правоверных должен стать вместо Нур-Султана уже Ташкент. Поэтому и состоялось именно сейчас второе заседание Совета стратегического сотрудничества высокого уровня, где стороны закрепили это новое положение новыми соглашениями, направленными на усиление зависимости Узбекистана от Турции.
Во многом сейчас это проявляется в виде наращивания присутствия турецкого капитала и в развитии совместной торговли, которая целенаправленно наращивается Эрдоганом. Поэтому сейчас Анкара и поёт победные реляции, заявляя об успехах в этом направлении, тем более что у анатолийского крупного бизнеса из-за сверхприбылей, полученных в результате обесценивания лиры, появились свободные ресурсы, которые они активно вкладывают в бывшие советские среднеазиатские республики.
«В результате наших встреч мы подняли отношения между нашими странами на уровень всестороннего стратегического партнерства. Объем нашей торговли превысил 3,6 миллиарда долларов, увеличившись почти на 72% в прошлом году.
Мы говорим, что достигнем цели в 5 миллиардов долларов как можно скорее – мы ставим цель на один год. Тогда мы тоже не остановимся на достигнутом, поднимем планку до уровня 10 миллиардов долларов совместными шагами», – заявил Эрдоган на итоговой пресс-конференции после заверения заседания Совета.
При этом турецкий президент отметил, что теперь подобные заседания будут проводиться ежегодно, а не раз в два года, как прежде, а сам Совет стратегического сотрудничества превратиться в постоянно работающий рабочий орган по выполнению поставленных планов экономической интеграции. Более того, по его словам, турецкие компании готовы внести свой вклад в реализацию стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы.
Этому процессу должно, по замыслу Эрдогана, содействовать подписание в рамках встречи 10 соглашений и, в частности о преференциальной торговле.
Таковыми стали:
Совместное заявление президентов двух стран; Соглашение о преференциальной торговле; Протокол о заблаговременном обмене информацией о перемещении товаров и транспортных средств через государственные границы; Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области труда и занятости; Меморандум о сотрудничестве в области судебной экспертизы; Меморандум о взаимопонимании в области строительства; План действий на 2022-2023 годы между министерствами здравоохранения; Соглашение о сотрудничестве между Национальным информагентством Узбекистана и турецким информагентством «Анадолу».
Кстати, аналогичный протокол о заблаговременном обмене информацией о перемещении товаров и транспортных средств через государственные границы был подписан осенью прошлого года и с казахстанской стороной, что говорит о типовых договорах облегчающих торговлю и на самом деле идущих в разрез с принципами и соглашениями в рамках ЕАЭС, чего так добиваются Великобритания и США.
Но наибольшее беспокойство вызывает подписание отельного соглашения о сотрудничестве в военной промышленности, которое так и не было обнародовано, а также соглашение о сотрудничестве между государственными информагентствами Узбекистана и Турции.
«Еще одна область, в которой у нас есть большой потенциал, это, безусловно, оборонная промышленность. По сути, мы сегодня поставили свои подписи под соглашением сотрудничества в оборонной промышленности, и этими подписями мы готовы поделиться с вами нашими возможностями в этой сфере. Достижения Турции в этой области очевидны», – похвалился Эрдоган, надеющийся перенести часть производства тех же БПЛА в Узбекистан.
И действительно, совместными индустриальными проектами могут стать отверточные предприятия по сборке «Байрактаров», а также бронетранспортеров по переоснащению узбекской армии. Напомним, что аналогичное соглашение по строительству завода по производству турецкой бронированной техники было подписано в прошлом году и с Казахстаном, из чего можно сделать соответствующие выводы.
Этим Анкара, а за ней Великобритания и США стремятся навязать бывшим советским среднеазиатским республикам как турецкую продукцию натовского образца, так и цепочку промышленных предприятий и устаревших технологий с целью еще больше и уже в военном отношении привязать их к себе в рамках выстраивания единой «Армии Турана».
Как мы знаем, Узбекистан и так сейчас является сейчас для американцев важнейшим объектом и территорией для возможного размещения баз, а такое её «переваривание» Турцией им более чем на руку.
Наверняка Эрдоган, разговаривая тет-а-тет, мог со своей стороны склонять Шавката Мирзиёева и к размещению баз США и НАТО на территории Узбекистана. Такой вариант исключать вовсе нельзя с учетом острого желания правящих элит республик Центральной Азии уйти из-под влияния России и Китая.
Подобное еще раз воочию показывает всем, что неоосманисты являются тараном в руках англосаксов по выдавливанию Москвы и Пекина из региона. При этом турки еще и политически и идеологически порабощают Узбекистан, так как теперь используя своё культурное превосходство в тюркском мире, будут вскоре доминировать в информационном пространстве страны через принятое соглашение о сотрудничестве между Национальным информагентством Узбекистана и турецким информагентством «Анадолу».
Дальше больше. Анкара через мягкую силу в виде усиления присутствия в системе образования в лице Турецко-Узбекского университета, турецких школ и методической литературы на латинице для начального, высшего и среднего образования будет воздействовать на умы подрастающих поколений.
Также на уровне официальной идеологии принят и панисламизм, что ускоряет процесс исламизации школ и демонтажа светского образования в стране.
Правда шаги в деле окончательной дерусификации предприняты были уже самим Шавкатом Мирзиёевым, который реабилитировал в прошлом году басмачей, ввел специальный день скорби 31 августа по замученным «русскими колонизаторами и кровавыми большевиками» национально-религиозным борцам, а также подписал местный закон «О вывесках», который полностью изничтожил русский язык в вывесках и названиях.
Подобная форсированная интеграция и расчёт на то, что теперь Узбекистан займет место Казахстана в качестве локомотива по ускорению процесса встраивания стран Центральной Азии в колесницу турецкого султана, не может не вызывать тревогу и озабоченность. Ведь пока кроме инвестиций и включения Ташкента в качестве наблюдателя в состав ЕАЭС ничего Москвой не предпринято. А амбиции узбекского руководства стать суперарбитром в регионе, подогреваемые одновременно Эрдоганом и Западом, никуда не делись.
Совпадение или нет, но 31 марта в соседней Киргизии в Иссык-Кульской области началось специальное тактическое учение «Калкан-2022». Впервые в истории Вооруженных сил республики в ходе учения применяются ударные беспилотники «Байрактар ТБ-2», находящиеся на вооружении Пограничной службы Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) КР. Это также показывает наглядный факт расширения турецкого военно-технического влияния на среднеазиатские республики.
Правда, действуя в рамках «многовекторной политики», Ташкент послал своего министра инвестиций и внешней торговли Сардора Умурзакова в Пекин на третью конференцию глав дипломатических ведомств стран-соседей Афганистана. И на этом заседании глава российского МИДа прямым текстом намекнул узбекской стороне о неприемлемости даже предварительных переговоров с представителями США и НАТО о развертывании их структур на территории республики.
«Считаем неприемлемым размещение любой военной инфраструктуры США и НАТО или обслуживавших их афганцев на территории соседних государств, в первую очередь в Центральной Азии», — сказал Лавров, имея ввиду именно Узбекистан, который в своё время вышел из ОДКБ и позиционирует в качестве «нейтральной державы».
Но с учетом обострения международных отношений и формирования геополитических полюсов уже невозможно в Центральной Азии остаться в стороне и соблюдать гнилой нейтралитет, так как «многовекторная политика» на самом деле превращается в прикрытие переориентации на Запад пусть и под видом своей «евроинтеграции» с Турцией. Такие игры Мизиёева, решившего одеть упавшую с головы Назарбаева корону, могут в итоге дорого стоить как для республики, так и для правящей элиты.
Свежие комментарии